Не то чтобы эта тема имела строгие «возрастные» ограничения, но, боюсь, будет адекватно воспринята далеко не всеми. Многие наверняка считают, что правильная утилизация отработанных батареек – это не самая занимательная история. Ведь если в середине прошлого века батарейки производились в невероятных количествах и использовались абсолютно всеми слоями населения Земли, то теперь такой источник питания все больше похож на архаичное ископаемое, пережиток ушедшей эпохи…
Продвинутые пользователи давно заменили их многоразовыми аккумуляторами, срок службы которых несравнимо больше. Ну а людям, считающим едва ли не святым долгом нагадить в любую вырытую яму или швырнуть с балкона незатушенный бычок, вряд ли будет интересно то, как правильно утилизировать батарейки. Тем же, кто заставляет работать пульт от телика/настенные часы/детские (взрослые) игрушки «по старинке», а потом хранит отработанные элементы питания у себя дома, сведения, представленные ниже, могут пригодиться.
История вопроса
В 50-х годах XX века компания Eastman Kodak начала производство фотокамер со встроенной вспышкой. Первый японский переносной радиоприемник Sanyo SS-52 (с пластиковым корпусом) появился в 52-ом. В 1963 году компания Phillips выпустила компакт-кассету, тем самым, породив целый выводок кассетных магнитофонов. Спустя еще 10 лет был создан первый портативный стерео-аудиоплеер Stereobelt.
Все эти портативные устройства нуждались в источниках энергии, что предопределило развитие целой индустрии по производству батареек, которые в народе называются просто «пальчиковыми». Сначала соляные, затем щелочные элементы питания изготавливались в неисчислимых количествах, а область их потребления на рынке постоянно росла. Так, одна из лидирующих компаний в этой сфере - Matsushita Battery Industrial (торговые марки Panasonic и National) на данный момент выпустила более 100 млрд. электробатареек с начала производства!
При таком технологическом буме никто и подумать не мог о вреде, наносимом планете отработанными источниками питания. Долгие годы они гнили или сжигались вместе с другими бытовыми отходами на свалках по всему миру. И лишь в новом тысячелетии экологи забили тревогу, обнаружив, что одна-единственная батарейка способна отравить около 380 м³ воды и 20 м² почвы. Химические элементы, что содержатся внутри батареек и, вступая в реакцию, дают электрический ток, крайне опасны.
Когда коррозия разъедает металлическую оболочку, токсичные вещества попадают в атмосферу. Кадмий, кобальт, литий, никель, ртуть, свинец, различные щелочи заражают почву, грунтовые воды, а при возгорании и атмосферу. Особенно опасна ртуть, которая имеет противное свойство накапливаться в живых тканях, а значит, имеет больше шансов попасть в организм человека (как через воду, так и через пищу из отравленных растений и животных). Литий может самопроизвольно вступать в реакции с кислородом и воспламеняться.
Срок полного распада этих токсичных соединений превышает 100 лет. Наверняка, изобретатель первой батарейки, Алессандро Вольта не раз перевернулся в гробу, прежде чем его останки не были окончательно расщеплены ядреными химикатами…
Статистика
Согласно данным, полученным Европейской комиссией, ежегодно на рынке ЕС реализуется около 800 тыс. тонн автомобильных аккумуляторных батарей, 190 тыс. тонн промышленных и 160 тыс. тонн бытовых батареек. Только на 2002 год примерно 45% от общего числа проданных в ЕС портативных элементов питания оказалось на городских свалках.
Население США ежегодно покупает около 3 млрд. различных батарей. В итоге, ок. 180 тыс. тонн от этого количества оказывается на свалках бытовых отходов по всей стране. А ведь всего из-за одной батарейки, завалявшейся в, немного немало, 6 тоннах! прочего мусора, содержание ртути в твердых бытовых отходах превышает предельно допустимую концентрацию, установленную федеральным правительством США.
По статистике, московская семья использует в год около 20 батареек, что приносит на городские свалки в среднем 2-3 тыс. тонн отработанных бытовых элементов питания. Установить даже их приблизительное количество в регионах не удается до сих пор.
В Беларуси количество отслуживших свое батареек не лимитировано и беспрепятственно вливается в общий поток отходов.
Что дальше?
Власти стран-участников ЕС всерьез обеспокоились сложившейся ситуацией лишь в 2008 году, утвердив директиву «О батарейках и аккумуляторах и отходах батареек и аккумуляторов» (2006/66/ЕС), что стала частью их законодательств. Особому вниманию подверглась утилизация Ni-Cd батареек, что ныне применяются в большинстве моделей сотовых телефонов и прочих устройств.
Согласно этой директиве, производители и импортеры батареек обязаны ограничивать содержание ртути и кадмия в портативных элементах питания (не больше 0,0005% ртути и 0,002% кадмия, за исключением батарей аварийных и сигнальных систем и медицинского оборудования). Также производителям необходимо маркировать свое имя на каждой батарейке и специальный знак о запрете утилизации батарейки с другими бытовыми отходами; осуществлять сбор отработанных элементов питания без взимания платы с населения. В конце года этим компаниям следует заполнять особую декларацию, в которой отражены результаты всех процессов, связанных как с готовой, так и с отработанной продукцией.
Самые высокие показатели по директиве 2006/66/ЕС наблюдаются в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция, Швейцария. Немцы, к примеру, сдают почти 85% использованных батареек от реализованного количества. Это довольно выгодно, т.к. сдавая каждый отработанный элемент питания, вы получаете скидку на новый.
После сбора батарей их тщательно сортируют по типу принадлежности и отсылают на соответствующий завод по переработке. Так, щелочные батарейки отправляются в Великобританию, а никель-кадмиевые ждут своей участи на французских предприятиях. Всего подобных организаций в ЕС существует около 40.
Схожий закон, запрещающий выбрасывать элементы питания в бытовые урны, был утвержден 5 декабря 2011 года в штате Нью-Йорк, США. «NYC Rechargeable Battery Law» («Закон о переработке батареек»), предложенный Dept of Environmental Conservation (DEC) (Департаментом окружающей среды), обязывает всех производителей и импортеров батареек самим организовывать их сбор у населения. Халатность здесь не поощряется – за несоблюдение норм предприятия караются высоким штрафом.
Также в США существует ряд некоммерческих организаций, которые оплачивают расходы муниципалитетов и мелких торговых точек на транспортировку отработанных батарей. В свою очередь, затраты этих организаций ежегодно покрываются непосредственно производителями батареек.
Власти Японии приняли решение собирать отработанные элементы питания, но ничего с ними не делать до тех пор, пока не появится оптимальный способ их переработки, компенсирующий энергозатраты и повышающий извлечение из них полезных веществ.
Зато, в 2009 году компания Fuji представила на рынке свою новейшую серию портативных элементов питания EnviroMAX, которые (по вполне убедительным отчетам производителей) безопасны для окружающей среды и на 92% изготовлены из переработанных материалов, куда не входят, к примеру, такие вещества, как кадмий и ртуть.
Австралия начала сбор и переработку отработанных батарей, автомобильных аккумуляторов и мобильных телефонов с 1999 года. Ежегодно в стране на заводе Auszinc (штат Новый Южный Уэльс) утилизируется ок. 8 тыс. тонн бытовых портативных источников тока и 70 тыс. тонн свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. Другие батареи, переработка которых в Австралии не предусмотрена, отправляются на европейские предприятия.
А у нас?
Что касается сбора отработанных батареек, то в бывшем СССР, этим с 2004 года занималась корпорация ИКЕА, в супермаркетах которой находились специальные пункты сбора. Но через некоторое время ей пришлось свернуть деятельность из-за вмешательства Роспотребнадзора. С 2009 года музей им. Тимирязева также занимался сбором этого опасного вида отходов, но приостановил его, когда закончилось место для хранения.
В настоящее время челябинская компания «Мегаполисресурс», что стартовала на рынке осенью прошлого года, является едва ли не единственным предприятием, годным для полноценной дальнейшей переработки сырья. Возможности завода позволяют извлекать из отработанных батареек до 80% полезных веществ: графит, соль, цинк, марганец. Несмотря на то, что программа по сбору батареек коснулась множества предприятий и одобрена российским правительством, для полноценной загруженности завода то и дело не хватает материала.
На Украине ситуация еще более печальная: даже несмотря на то, что Львовское государственное предприятие «Аргентум» обладает достаточной мощностью, чтобы перерабатывать до тонны сырья в день, украинским волонтерам не удается достичь этой нормы даже за полгода.
В Минске же подобных предприятий и вовсе нет. А масштабный сбор отработанных элементов питания начался лишь в конце 2012 года, когда по стране рассредоточили около 600 специальных урн для батареек. Хранится же весь улов на территории коммунального унитарного предприятия по обращению с отходами «Экорес». Как нам сообщили в его техническом отделе, за неполных три года удалось насобирать около 7 тонн опасного сырья. Теперь ведутся переговоры по его приему челябинским «Мегаполисресурсом», но добиться этого сквозь паутину различных законов будет не так легко.
Сознательным людям наверняка покажется интересным вычислить на сайте ближайшую точку сбора маленьких, но таких вредных для планеты источников энергии. И, сдавая их в специальные пункты приема, все же будем надеяться, что лет через 300 у наших потомков все еще останется возможность пройтись по земле без противогаза и костюма химзащиты.
Максим Козлов
http://www.kv.by/content/331440-est-li-vtoraya-zhizn-u-batareek