Беззеркальная камера со сменной оптикой Olympus OM-D E-M1 - обзор
Честно говоря, я очень ждал выхода модели Olympus OM-D E-M1. Потому что у меня была предыдущая модель Olympus OM-D E-M5 (мой обзор), и она мне очень и очень понравилась. И вообще, после знакомства с ней я стал считать, что это лучшая беззеркальная камера. (Понятно, что я тестировал далеко не все топовые беззеркалки, но самые популярные через мои руки точно проходили.)
Какие основные плюсы были у модели OM-D E-M5? Главный плюс, на мой взгляд, это встроенный в корпус пятиосевой стабилизатор, позвляющий снимать статичные сюжеты в условиях очень плохого освещения чуть ли не с секундной выдержкой (вот характерный пример) без смазывания. Вот мой репортаж из театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе - первая часть, вторая, третья. По этим фотографиям хорошо видно, какие возможности камера предоставляет.
Также встроенный стаб позволяет использовать объективы без стабилизатора, в результате чего они отличаются очень компактным размерами.
Вот так, например, камера выглядела с отличным широкоугольником-фиксом M.ZUIKO DIGITAL ED 12mm 1:2.0.
Ну и тогда очень порадовал универсальный китовый объектив M.ZUIKO DIGITAL ED 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ, который для кита показал очень даже хорошие результаты, совсем не из серии "а вот китовый объектив нужно немедленно выкинуть".
Что мне тогда не понравилось в модели E-M5? Очень быстро садящийся аккумулятор, слишком мелкие клавиши управления (плата за компактность), неудобный хват, неудобное экранное меню с настройками. Ну и еще высокая цена, однако на это я бы жаловаться не стал: хорошие камеры всегда стоят дорого, а цена на этот классный аппарат сильно завышенной мне не показалась - оно того стоило.
Через некоторое время разработчик выпустил продолжение этой линейки - модель Olympus OM-D E-M1, и эту камеру компания Olympus мне и предоставила для тестирования, за что ей большое спасибо.
Я эту камеру изучал пару месяцев в различных условиях, так что теперь готов поделиться своими впечатлениями.
Итак, системная камера Olympus OM-D E-M1: беззеркальная фотокамера со сменной оптикой.
Технические характеристики
Тип - компактная цифровая камера со сменной оптикой (байонет Micro Four Thirds)
Матрица - 4/3" МОП, 16,3 Мпикс, цветной фильтр (RGB), 4:3 / 17,3 × 13,0 мм, полное разрешение 18,8 Мпикс, кроп-фактор - 2
Процессор - TruePic VII
Формат снимков - JPEG, RAW 12 бит
Светочувствительность - ISO 200 - 25600
Выдержки - 60 - 1/8000 с, ручная - до 30 минут
Вспышка - комплектная, внешняя
Стабилизатор - встроенный, оптический, пятиосевой, с перемещением матрицы
Дисплей - 3,0" (3:2), поворотный, 1 037 000 пикселов, сенсорный
Видоискатель - электронный, 2 360 000 пикселов, 100% поле зрения
Карта памяти - SD, SDHC, SDXC
Интерфейсы - microHDMI, комбинированный USB и видео, гнездо микрофона, мини-джек 3,5 мм, порт аксессуаров, синхронизация с внешним освещением
Беспроводное соединение - Wi-Fi, Bluetooth
Аккумулятор - съемный, литий-йонный
Габариты - 130,4 × 93,5 × 63,1 мм
Вес - 497 г (с аккумулятором, без объектива)
Приблизительные цены по Москве - Body - 60 тыс. руб., Kit (объектив M.Zuiko Digital 12-40 мм) - 70 тыс. руб.
Что у нас тут по сравнению с предыдущей моделью? Появились беспроводные сети Wi-Fi и Bluetooth (очень даже полезная штука, особенно для блогеров), улучшенная система фокусировки, немного больше размер (против 121,0 × 89,6 × 41,9 мм у E-M5), немного больше вес (на 72 грамма), новая система автофокуса Dual Fast AF (а с фокусировкой и у E-M5 было все очень даже хорошо).
Ко мне приехал китовый вариант, где в комплект входит объектив M.ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8.
В отличие от E-M5, которая выпускалась в серебристом и черном вариантах, эта модель выпускается только в черном варианте.
Комплект поставки
Упаковка.
Комплект поставки: камера, китовый объектив, чехол для объектива, зарядное устройство с кабелем, аккумулятор, бленда, наплечный ремень, кабель USB, руководство пользователя, диск с ПО.
Внешний вид и особенности
Фронтальная часть. Стиль дизайна корпуса по сравнению с E-M5 концептуально изменился не слишком сильно, но есть и принципиальные отличия.
Как и с предыдущей моделью, корпус сделан из магниевого сплава.
Задняя часть фотоаппарата.
Дисплей, как и раньше, поворачивается по вертикали: для съемок с нижней и верхней точек.
Снимки с нижней точки особенно актуальны в случаях, когда нужно что-то щелкнуть незаметно: повесил фотоаппарат снизу на ремне - и снимаешь. Впрочем, звук затвора тут слышен всегда (не сильно, но слышен), да и звуковой сигнал наведения на резкость не отключается, так что если вокруг не шумно - совсем не привлекать внимание к съемке явно не получится.
Вид сверху.
И тут важный момент - обратите внимание на выступ под хват правой рукой. Он достаточно большой и удобный, камера в руке лежит очень неплохо. Не супер, но намного лучше, чем у E-M5, где был малюсенький выступ впереди и небольшой выступ под большой палец сзади. Та камера в руке лежала скорее плохо. Здесь - совсем другое дело, держать E-M1 удобно.
Отсек на нижнем торце - для сменного аккумулятора.
Карта памяти вставляется в отдельный боковой отсек на правом торце и легко оттуда вытаскивается. (Тут я сразу вспоминаю некоторые модели Sony, у которых карту пальцами просто так вытащить практически невозможно.)
Порты располагаются под двумя резиновыми заглушками на левом торце. Чтобы эти заглушки открыть - нужно опустить вниз дисплей.
Камера с китовым объективом.
Ну и E-M1 рядом с зеркалкой Pentax K-5.
Кстати, камера, как и предыдущая модель, пыле- и влагозащищенная, нормально функционирует при низких температурах (до -10 градусов).
Управление
Управление в фотоаппарате - крайне важно, поэтому мы его рассматриваем отдельно.
На верхнем торце справа: кнопка спуска затвора, снабженная зубчатым колесом; второе зубчатое колесо без центральной кнопки; кнопка режимов съемки с кнопкой-фиксатором; функциональная кнопка 2 (на нее можно навесить различные действия); кнопка съемки видео, расположенная вполне удачно - случайно она не нажимается. На скошенном торце - функциональная кнопка Fn1.
Слева - переключатель включения. Кстати, тут так и не исправили положение дел с уходом в спящий режим. Когда рукоятка стоит в положении On и некоторое время камера не используется - она уходит в спящий режим, из которого ее легко разбудить нажатием кнопки "Спуск". Но спустя определенное количество минут камера отключается и включить ее обратно можно только переводом рычажка в Off, а потом снова в On. Это неудобно, у остальных производителей в режиме On камера в любом случае выводится из спящего режима нажатием кнопки спуска затвора. Я могу и сам перевести камеру в Off, если мне вдруг понадобится, так что не понятно, почему камера делает это за меня. Ну, то есть понятно, что типа как ради экономии электроэнергии, однако в спящем режиме камера почти ничего не потребляет.
В левой части есть еще две аппаратные кнопки: настройка режима HDR и работы затвора (одиночная съемка, серия, задержка по таймеру), настройка вида экспозамера и вида фокусировки. Это очень удобно.
Смотрим управление на правой части корпуса сзади. Сверху - кнопка фиксации экспозиции AEL и фиксации фокусировки AFL.
Ниже - кнопка Info, переключающая отображение данных на экране. Далее четырехпозиционный джойстик с центральной кнопкой "ОК" (джойстик по умолчанию перемещает "прицел" фокусировки), кнопки "Меню", "Просмотр" и "Корзина".
Слева сверху на задней части корпуса - кнопка включения-выключения режима LiveView.
Надо сказать, что, по сравнению с E-M5, у E-M1 заметно удобнее элементы управления: как по размеру (у E-M5 некоторые элементы были безобразно маленькие), так и по разнообразию настроек.
Ну и с нормальным выступом под хват, конечно, стало значительно удобнее держать камеру.
Пара слов о китовом объективе M.ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8.
Он заметно отличается от китового объектива E-M5 M.ZUIKO DIGITAL ED 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ. Этот объектив меньше по размеру и имеет очень хорошую для зума светосилу в 2,8, причем на всем диапазоне фокусных расстояний: от 12 до 40 (у китового от E-M5 была светосила 3,5 на 12 мм и 6,3 на 50 мм).
Здесь для режима ручной наводки на резкость также нужно сдвинуть кольцо с насечками вниз. Зум здесь только механический, электрического привода для зума нет. (Ну, оно и ладно, не люблю электрические приводы, они слишком медленные.)
Также на объективе есть специальная кнопка блокировки фокуса L-Fn.
Работа фотокамеры
По умолчанию здесь включен режим LiveView: на экране кадр отображается так, как он должен получиться в результате съемки, то есть если есть какие-то ошибки в экспозиции, вы это сразу увидите - изображение на дисплее будет слишком темным или слишком светлым.
Информация на дисплее и видоискателе переключается кнопкой Info. Вид выводимой информации можно задать в настройках.
Режим без информации.
Минимальная информация: выдержка, диафрагма, компенсация экспозиции, уровень.
Полная информация.
Полная информация плюс гистограмма в реальном времени.
Если вывод изображения на дисплей отключить, то фотоаппарат будет работать в режиме зеркалки: то есть на экран выводится только информация о параметрах.
Вот это полный набор, причем если нажать кнопку "ОК", то можно перемещаться между параметрами и настраивать их.
Режим минимума информации: выдержка, диафрагма, компенсация, режим съемки и уровень.
Данные в режиме просмотра снятого кадра.
Полная информация в режиме просмотра снятого кадра.
Если в режиме съемки нажать на "ОК", то справа появляется столбец с параметрами, по которым можно перемещаться джойстиком, и эти параметры можно менять.
Вот, например, настройка ISO.
Если при съемке нажать на любую клавишу джойстика, то появляется сетка, по которой можно перемещать "прицел".
Зачем это сделано - не понятно в упор. Дисплей тут сенсорный, можно задать фокусировку по любой точке, в которую просто нужно ткнуть пальцем. Также эту настройку можно было бы повесить на любую функциональную клавишу, а по джойстику, как это сделано у всех остальных производителей, настраивать какие-то важные параметры. Ан нет, зачем-то перемещаем прицел. И если учесть, что на клавиши джойстика периодически неизбежно случайно нажимаешь, - все это очень и очень раздражает.
Впрочем, это установка по умолчанию, которую можно изменить в настройках и навесить на джойстик те параметры, которые нужны.
Настройка HDR и режима затвора по отдельной кнопке. Как видите, с HDR тут все очень даже богато: есть аж семь режимов съемки с различными шагами экспозиции и количеством кадров.
Вторая отдельная кнопка - настройка экспозамера и режима фокусировки.
Меню
Структура меню тут не изменилась, и надо сказать, что особой продуманностью оно как не отличалось, так и не отличается. Вертикальное меню слева с довольно невнятной раскладкой по разделам, список опций справа с подсказками, которые больше мешают, чем помогают.
Разделы меню: предварительные и основные настройки, расширенные настройки, просмотр и обработка, детальные настройки, настройки основных функций. Все четко и понятно, не так ли?
Кстати, лично для меня эталоном меню являются настройки зеркальных Canon и Sony серии RX. (А вот у серии Sony NEX настройки совершенно безобразные.)
Ну и нужно отметить, что настройки у этой камеры - чрезвычайно гибкие. Там можно настраивать-перенастраивать под свои задачи практически все.
Передача и управление по Wi-Fi
В этой модели появилась возможность передавать снятые фото на смартфон, а также управлять фотоаппаратом со смартфона.
Делается это довольно просто. На смартфон скачивается и устанавливается программа OLYMPUS Image Share. Далее нужно подключиться к беспроводной сети, которую создает камера, и ввести пароль, которую камера выдает на экран.
После этого доступны следующие возможности: дистанционное управление камерой, копирование снимков на смартфон, редактирование снимков и простановка геотэгов (географических координат).
Дистанционное управление камерой и ее параметрами.
Просмотр снимков для скачивания.
А вот переносить фотографии через беспроводное соединение на ПК возможности нет. Что очень даже странно и печально.
Время автономной работы
Аккумулятор тут точно такой же, как и в E-M5, - OLYMPUS PS-BLN1, так что со временем автономной работы тут все грустновато. Впрочем, как и в остальных системных камерах.
Производитель обещает 300 кадров от одного заряда - да, примерно так и получается, но это если снимать в JPEG. При съемке в RAW аккумулятор у меня полностью разряжался (как и с предыдущей моделью) где-то после 220 кадров, что очень и очень мало.
Так что, как с E-M1, мне сразу пришлось для этой камеры купить еще два запасных аккумулятора и зарядное устройство с автомобильным адаптером. Да и то был как-то съемочный день, когда у меня под вечер закончился третий аккумулятор и я пожалел, что у меня их не четыре.
Проблема решается с помощью батарейной ручки HLD-7, которая имеет два аккумулятора, весит 286 граммов и в России продается примерно за 10 тысяч рублей. С этой батарейной ручкой количество снимков в JPEG увеличивается до 900, что уже вполне хватает на съемочный день, а в RAW там получается где-то 650 снимков, что также терпимо.
Примеры снимков
Ну а теперь о главном. О том, как эта камера снимает. Вот примеры снимков, сделанных в самых разнообразных условиях. Кадры вообще никак не обрабатывались. Кликабельно, при щелчке открываются фото размером 1920 пикселов по ширине.
Размытие заднего фона.
Резкость на средний план.
Пасмурный день. Фокусное - 40 мм (80 эквивалента).
Солнечный день.
Плохое освещение.
Пасмурный день.
Очень плохие условия освещения.
Пара примеров работы HDR.
Ну и несколько видео.
Впечатления и выводы
Снимает эта камера, как и ожидалось, просто отлично. Быстрый и точный автофокус: зеркалкам, конечно, уступает, но очень незначительно. По сравнению с предыдущей моделью автофокус стал быстрее - это заметно.
Цвета сочные, но при этом очень естественные. Автоматический баланс белого работает отлично: камера почти не ошибалась даже в сложных условиях съемки.
Встроенный стабилизатор - штука просто гениальная: он позволяет снимать с рук статичные сюжеты с выдержками аж до секунды - и при этом не происходит смазывание.
Матрица тут не слишком большая (кроп-фактор - 2), и это отражается на высоких ISO: максимальное рабочее без шумов - 3200, на 6400 начинаются шумы, которые, впрочем, легко корректируются. Далее уже шумит заметно. В камере есть встроенный шумодав, но его лучше не использовать, а корректировать шум вручную, потому что камера кадр конкретно "замыливает".
Однако при таком стабилизаторе проблемой это является только для динамичных сюжетов, снимаемых при плохом освещении: на статичных сюжетах камера выставляет ISO 1600 и делает длинную выдержку, и это работает отлично - смотрите кадры с выставки динозавров, там были очень плохие условия освещения.
Динамический диапазон у камеры, скажем так, приличный, но видали мы ДД и получше. Впрочем, при необходимости это легко поправляется в хорошем редакторе.
Китовый объектив - очень понравился, прям даже не хотелось его менять на что-то еще. Впрочем, конечно, интересно было бы потестировать камеру и с другими объективами, тем более что под нее доступно аж 65 объективов как Micro 4/3, так и 4/3 с простым переходником.
Видео, на мой взгляд, снимает очень хорошо - пожалуй, лучше всех остальных камер, которые у меня были.
Что не понравилось? Отсутствие возможности копировать фото на ПК по беспроводной связи, маленькое время работы от аккумулятора и невнятное меню. А вот высокую цену я недостатком не считаю: камера таких денег стоит.
Кстати, я знаю нескольких профессиональных фотографов, которые в определенных случаях (особенно на выезде) используют OM-D E-M5 и OM-D E-M1. Это к вопросу о том, может ли эта камера конкурировать с зеркалками. Вполне может конкурировать. Не во всех случаях, но во многих.
Какой окончательный вывод? Камера просто классная, несмотря на некоторые недостатки. Наверное, приобрету ее себе и прикуплю пару-тройку стеклышек. И это несмотря на то, что я нашел себе камеру, которая меня устраивает на все сто - Sony RX10. Но и OMD-EM1 - очень и очень понравилась, буду долго и томительно раздумывать.
http://www.exler.ru/expromt/09-07-2014.htm
|