Три ноги на одну голову [выбор штатива, обновлено в 2018м]
Роман в трёх частях, наглядно иллюстрирующий безосновательность существования мифа о необходимости дорогого штатива для любителя.
Для чего нужен дорогой (1000 баксов) штатив и дорогая (ещё одна 1000 баксов) голова?
Что они могут противопоставить дешёвым аналогам – почему цены так сильно разнятся?
Вряд ли мне удастся дать убедительные ответы на такие вопросы. Однако, я неоднократно продемонстрирую, что даже самое дешёвое оборудование способно дать отличный результат, полностью, с головой, покрывающий нужды любителя.
Начнём с того, что самым надёжным штативом будет тренога, сваренная из толстых стальных цельных труб. Думаю, для многих это очевидно. Цена такого изделия вряд ли превысит 500р. Но в магазине нам предлагают продукт куда более привлекательный, себестоимость которого изначально выше. И то самое устройство с не сменной пластиковой головой за 1000р. существенно отличается по прочности и устойчивости. Если спросить фотографов, то большинство из них скажет, что такие игрушки годны разве что для мыльниц. И отчасти они будут правы. Но…. ….мы забываем о роли фотографа. Может ли он повлиять на результат? Я утверждаю, что в рамках разумного – может. Под разумным надо понимать использование не самой тяжёлой оптики на штативах описываемых ценовых категорий. Так, например, на Slick за 1000 рублей выдержки ставились самые разные, но камера и объектив по весу в сумме не превышали 1кг. На примере 1 продемонстрирована вполне приемлемая работоспособность дешёвого штатива: общий вид и 100%-й кроп указанного места. Выдержка 30 секунд.
Пример 1
Manfrotto использовался с 40д и Токиной 12-24. Скажу честно: на него снимать гораздо проще, чем на лёгенький Slik, т.к. расставляется быстрей, конструкция прочная и достаточно тяжёленькая. Нет, не тяжёлая слишком, но по сравнению с карбоновыми аналогами весит больше. Зато дешевле.
На примере 2 выдержка была 8.5 минут.
Пример 2
Отвечая на вопросы, заданные вначале, приведу вполне логичные аргументы. Разница в весе между тушками мала и влияния оказать не может такого, какое оказывает оптика. Судите сами: Кэнон 40д веси 740г, а 5д 810г. Мелочь, а не разница. Зато оптика по весу может варьироваться очень сильно. Так, например, между Токиной 12-24/4 и Кэнон 135/2 L разница всего лишь 180г, но объектив canon 70-200 2.8L usm весит 1.5 кг. Вот где кроется разница. А ещё в том, что даже не такой тяжёлый телевик ввиду своей длины является серьёзной проблемой для штативной головы, а значит и для нашей опоры в целом. Длинную оптику лучше ставить на специальную опорную лапку. Представьте, что хобот вашего телевика выезжает почти на длину самого объектива, а всё это удерживается лишь байонетом. Плечо получается большое, и колебания оно задаёт сильные. Тут даже дорогой штатив может завибрировать.
Дорогие штативы прежде всего нужны тем, кто использует тяжёлое оборудование. Но цена их составляется не только из более надёжного и прочного конструктива, а ещё и за облегчённость, достигаемую применением современных дорогих материалов. Таким образом, если ваше оборудование не подпадает под разряд тяжёлого (а выше я специально конкретно называл предметы, которые удерживаются без проблем чуть ли не любым набором), и есть желание сэкономить на лёгкости конструкции, то вовсе не обязательно тратить много денег, чтобы получать результат, аналогичный тому, что дают дорогие наборы.
Ниже будет представлена альтернативная точка зрения и даже подтверждена документально (впрочем, как и моя), но говорю сразу, что разница между сравниваемыми системами «тушка-объектив» (моей и его) составляет примерно 500 граммов, что могло в какой-то мере повлиять на результат. Однако, Токину 12-24 мой набор выдерживает на ура (выше на снимке подтверждение тому), а если бы использовалась Токина, то разница составила бы всего 200г, что несущественно. На примере 3 изображены общие виды. Схожесть масштабов можно увидеть по вполне узнаваемым для большинства людей предметам.
Пример 3
Верхний снимок делался на Кэнон 5д Мк2 + 135/2 L с опорных комплектов Manfrotto 190xprob + 486cr2 и Gitzo 1541T + markins q3. Этот тест проводил фотограф Emil Salman.
Цитирую его слова по поводу теста:
«Я покупал новый штатив, чтобы выиграть в весе. Думал на этом и закончится. Решил дома сравнить комплекты Manfrotto 190xprob + 486cr2 vs Gitzo 1541T + markins q3. При выдержках от 1/50 и меньше я разницы не заметил, а вот, например, при 1 сек и дальше она появилась, хоть и не большая. Откуда она берется я пока могу только догадываться . То есть моё старое мнение о том, что если нет внешних факторов, способных "встряхнуть камеру", то разницы между "ногами за 1000 рублей" и "дорогих карбоновых" не будет. Однако, она есть.»
И на примере 4 эту разницу действительно видно, если очень хорошо присмотреться.
Пример 4
Нижний снимок (пример 3) сделан мной на 40д + 60/2.8 с набором Manfrotto 190xb + 488cr2. Хочу напомнить читателю о том, как воспевают прозрачность картинки и резкость 100%-го кропа полнокадровой камеры, да ещё совместно с фиксом - элькой. И воспевают во многом не зря. Но здесь напоминаю затем, что лично я не увидел разницы в резкости между своим результатом (пример 5) и наилучшим из теста выше. На мой взгляд, здесь абсолютный паритет между Gitzo 1541T + markins q3 у него и Manfrotto 190xb + 488cr2 у меня. Впрочем, оставляю для вас возможность оценить результаты собственными глазами – вдруг мои меня подводят.
Пример 5
Никому из нас двоих доподлинно не известно, что повлияло на такой результат в его тесте. Тем не менее, это не так важно. Для любителя может быть важно лишь то, что и на дешёвый штатив можно (в упомянутых выше разумных пределах!) получить такой же хороший резкий снимок, как и на дорогой, если, конечно, я правильно вижу результаты.
Моё мнение противоречит убеждениям многих фотографов, но изменять его на сей день не вижу причин, потому что из раза в раз получаю резкие снимки на дешёвых штативах с выше упомянутым оборудованием.
И тем не менее, это не значит, что нужно приходить в магазин и покупать самый дешёвый или наугад из тех, что подороже. При покупке штатива главное - пощупать его руками и нащупать его слабые стороны. В отличие от фотокамер, штатив заявленные нагрузки выдержит всегда, но при этом может вибрировать сильно, что непосредственно сказывается на результате. Придите в реальный магазин, поставьте штатив в полный рост, ударьте пальцем по середине ноги и посмотрите, насколько сильно он вибрирует и как быстро затухает. Когда я выбирал, то картинки с изображением ног говорили одно, а реально некоторые были со слишком тонкими ножками и дрожали как "осиновый лист на ветру" при одинаковой цене. Я взял с более толстыми и уверенно стоявшими на полу ногами, а также с более адекватно фиксирующимися коленями. Число коленей заранее ограничил для себя тремя. Но важно понимать: всё зависит от задач и порой одна из них становится доминирующей, накладывающей своё вето на изначально выбранную модель. Проверки проверками, а испытание в бою и факты успешного прохождения испытания - вещи упрямые.
Об этом будет ниже, в дополнении.
Раз уж мы говорим о ногах, то было бы странным не упомянуть и головы. Брать шаровую или 3д - зависит от личного восприятия. У каждой из них свои плюсы и минусы. Шаровая удобней с точки зрения оперативности, но и выдержать сможет меньшие нагрузки. Нет, она не сломается, но может резко упасть возможность снять с той же детализацией, что и на более лёгкие модели оборудования. Если снимаете на лёгкую камеру с китовым объективом типа 18-55, вес которого укладывается в 300г, то можно, как мне кажется, на любой голове успешно снимать. При наличии более тяжёлой оптики советую выбирать голову с шаром среднего размера как минимум. Остальное - дело понимания и техники (и опять же в пределах разумного). Наличие уровня в конструкции приветствуется, но не является необходимым, ибо всегда можно и без него достаточно точно снимать даже панорамные снимки, а уж одиночный кадр не потребует уровня вовсе. Точки фокусировки в видоискателе могут служить достаточно хорошими ориентирами для выставления горизонта.
Купить – половина дела. Расставляя ноги, желательно подобрать более надёжные и устойчивые места на земле. Перед спуском необходимо дать возможность колебаниям утихнуть (пусть постоит несколько секунд). Если почва под ногами ненадёжная, то можно придавить треногу cверху за место крепления головы, дабы придать жёсткость системе. Желательно снимать с использованием предподъёма зеркала и задержкой спуска, но если всё делать технически правильно, то можно хороший результат получить и непосредственным нажатием на кнопку спуска камеры. Спусковой тросик упростит задачу при максимально надёжном результате. В отличие от пульта ДУ, он имеет фиксатор кнопки спуска для выдержек порядка минут или даже часов, если понадобится, т.к. держать минутами пальцем бывает холодно и неудобно :-)
Дополнение, которое хотелось бы сделать спустя столь длительное время.
Так уж вышло, что начался сезон разъездов. Поезда, самолёты.... ...вещей и так целый чемодан большой - мой Манфротто туда крайне не хотелось бы впихивать. Поэтому была поставлена задача купить как можно меньшего размера штативчик и как можно легче. Осложнялась задача тем, что выбирать нужно было из того, что есть в наличии в городе N, где и выбора-то никакого нет. Особо мудрить не стал: пришёл в магазин и сходу приобрёл за 1000р (прошу заметить, 1000р. сегодня и она же год-другой назад - разные вещи, поэтому ту тыщу из начала статьи ставить один к одному с этой нельзя, а стало быть и способности приобретённого товара тоже) Continent B1. Что тут сказать.... ...такого хлипкого Г ещё поискать. Покажу его рядом с Manfrotto 190 xb и "мерной" батарейкой формата АА.
Он 4-х секционный, его самые нижние части ног тончайшие. А что Вы хотели, если цель как можно скорее в ближайшем магазине в неизвестном городе купить лёгкий и компактный штатив? Более того, на него ставился не тот лёгкий набор из начала статьи, а те самые Кэнон 40д и Токина 12-24. Разумеется, процесс установки и настройки во время съёмки стал ещё более трудоёмок, чем со Сликом
(который в 1.5 раза больше этого Континента!).
Как ни странно для столь нелогичной связки штатив-нагрузка, фотографии всё равно получались
Однако, это не конец истории. Дополню её двумя пунктами, один из которых грустный, а другой ободряющий для тех, кто выбирает себе трёхногого помощника:
1. Уже в первую фотосессию мой Континент сломался при попытке затянуть потуже. Да, с ним нужно ОЧЕНЬ осторожно себя вести. Крайне хлипок и всё-таки не рассчитан на такие камеры и объективы.
2. Все показанные снимки сделаны на уже поломанный штатив.
Вывод всё ещё за Вами :)
А между тем, с поломанным ходить тоже не столь весёлая перспектива.
И вот новый кандидат в верные друзья ночного фотографа:
Ещё компактней, 5-ти секционный (!!!), чуть тяжелей (едва уловимая разница с Континентом), но полностью железный, что даёт надежду на малый риск поломки даже при чрезмерном затягивании. Когда проверю в бою - выложу сюда результат. :)
Касательно проверки методом "установка штатива на пол и удар по ногам". Когда я выбирал свой 190xb, то проверял на такую видимую вибрацию мнооооого видов штативов. В принципе, они все вибрировали в той или иной мере. Так я понял, что это не метод. И оказался прав, потому что на сегодняшний день ни один штатив не был причиной испорченного кадра. Все снимки резкие. Сейчас предо мною стоят все три красавца: 190xb, Континент и Velbon ULTRA Maxi M. И знаете какой из них быстрее гасит колебания от удара пальцем? Континет. Хотите верьте, хотите нет. Впрочем, тут всё закономерно: распорки недалеко от центра ног как раз и выполняют эту функцию. Мешает ли это тому же Манфротто увереннее вести себя в бою? Нет. Он мощней, удобней и справляется со своими задачами быстрее, проще. Он универсальнее и лучше как штатив, а уж про сравнение пластиковой головы и манфроттовской железной вообще молчу. Первая создана для заботы и ласки, а вторая - рабочая лошадь для ограниченного, но достаточно широкого круга задач. Просто задача заметно изменилась, и компактность с весом стали играть важную роль - вот причина появления новой треноги в арсенале.
Голова достойна отдельного обсуждения. Вот здесь вступают в силу вопросы а-ля "в каком положении камера?" и "какой объектив по длине и весу?", а также "кое фокусное?". В обычном для пейзажа горизонтальном положении (длинная сторона кадра - горизонтальная) совершенно всё равно и любая голова выдержит. И даже тяжёлый объектив, если это широкий угол (малое фокусное). Чем больше плечо (рычаг) и чем больше фокусное расстояние, тем больше сложностей и рисков получить нерезкие снимки. Когда поставлен телевик, да плюс ко всему ориентация вертикальная, да усугубляется большим фокусным (если зум, то можно 70мм фокусное поставить и горя не знать, но когда речь о 200мм - разница ощутимая), то тут проблем не избежать, если голова недостаточно крепка. Тем не менее, если у Вас вообще не пользуется спросом теле диапазон на штативе, то нужно ли Вам непременно иметь заточенную под столь жёсткую задачу голову? На изображениях ниже покажу, с чем имеем дело в самых сложных ситуациях.
Manfrotto 488 RC2 с такими задачами справляется ощутимо проще, чем Velbon PHD-31Q, идущая в комплекте с Velbon ULTRA Maxi M. Голова 488 RC2 тестировалась с 2-х секундной задержкой спуска без предподъёма зеркала и с непосредственным нажатием на кнопку камеры. Велбон, увы, не позволяет такого развязного поведения. Ему подавай 10-ти секундную задержку и предподъём зеркала. Радует хотя бы, что спусковой тросик НЕ использовался даже с Велбоном, а ведь это ещё одна лазейка для шевелёнки. Результат меня полностью устроил и без тросика.
Снимал в горизонтальной и вертикальной ориентации. Общий вид кадра таков:
Ниже 100%-е кропы:
Масштабы немножко отличаются, т.к. трудно сменить штатив, не потеряв точку съёмки. Также условия на некоторых кадрах разные (днём светло за окном, а вечером темно), но нам нужна лишь резкость, а она осталась доступна. Причём, целью не являлось добиться максимальной резкости, а было желание просто получить хороший кадр. Цель, как мне кажется, достигнута во всех случаях.
Самым слабым местом Велбон является съёмная площадка. Оно слабое именно для вертикальной ориентации, а не вообще! Площадь соприкосновения невелика, а удобство затяжного винта жёстко навязывает использование специального ключика, идущего в комплекте. Собственно, это может быть любая металлическая пластинка, правильно подобранная по размеру. Но важен факт: без затяжного приспособления штатив не будет держать Вашу камеру в вертикальной ориентации - она просто съедет. Но речь об использовании камеры с телевиком! С шириком умеренных размеров никаких проблем нет. Вчера я уже было начал расстраиваться, т.к. не удалось заставить провисеть телевик хоть сколько-нибудь долго. При этом затягивал самой площадкой очень туго! Сегодня, затянув ключом, проблема исчезла. Но тогда в походе нужно обязательно иметь нечто подходящее для затяжки, если захотите вертикальных кадров (при условии, что оборудование тяжёлое, ибо всякие 550д с 18-55 он выдержит и без ключа).
Для истории отмечу январь 2012-го, начиная с которого мы с мои трёхногим другом неразлучны в поездках дальних, ближних и даже рядом с домом. Более того, я совсем перестал использовать свой Манфротто вне стен дома. А зачем мне таскать эту, пусть и отличную для своих задач, но всё-таки тяжёлую бандурину, если можно в обычную ежедневную сумку, куда кладу телефон и ноутбук размером 11", положить ещё и штатив и спокойно спрятать руки в карманы во время шествия по холоду. Он помещается даже в верхний отсек моего фоторюкзака КАТА 3N1-30 нового образца. Другими словами, я в горах могу себе позволить быть со свободными руками, а при этом у меня с собой штатив и ВЕСЬ комплект фототехники и ещё даже всякая мелочь типа дождевика, мини аптечки и даже зонтика. Манфротто используется в домашних условиях, часто как второй штатив для выносного света.
А ниже снимки, сделанные с помощью моего незаменимого друга. Уж не сомневайтесь, резкость там не вызывает вопросов. Только однажды на скале острова Гран Канарья испытал лёгкую необходимость иметь штатив потяжелее: в тот момент ветер был такой, что мне приходилось сопротивляться силой ног, чтобы меня самого не сдуло. Уж не знаю, как бы обстояло дело с другими штативами, но даже мой малыш пусть и потерял немножко резкости в такой ветер, но всё-таки позволил заснять в рамках приличия. На вполне большом размере просмотра (и на А3 в печатном виде!) резкость данного снимка пристойная (он самый первый пойдёт). Все остальные работы сняты с его же помощью, но вообще без нареканий по надёжности его железных ног. К слову, некоторые из ниже приведённых снимков имеют выдежки по 15 и даже 40 минут, а у меня были и часовые, которые тоже резкость не ухудшили. Вот такой он этот славный кроха. Эпизодически буду подкидывать новые кадры из странствий, что будет означать продолжение нашего союза с упомянутым Velbon до тех пор, пока я прямым текстом не объявлю о его выходе на пенсию. Но даже сейчас, в 2016-м, у меня нет подозрений о скором приходе его старения.
За всё время использования к нему только две претензии:
1. ножки заканчиваются плотными резиновыми довольно большими пятками. На практике вполне нормальное решение, особенно с учётом конструкции зажимов, которые нужно раскручивать и закручивать, однако в двух случаях приходится более тщательно выбирать позицию:
А) На каменистых склонах эти пятки не удаётся зацепить, а нужно искать площадки естественного происхождения
Б) На земле с листвой и ветвями хотелось бы нечто вроде колышков, чтобы стоял не на пружинящих ветвях и листве, а зарывался в грунт.
Оба примера сняты в описанных условиях, а значит мои же претензии больше похожи на прихоть.
2. особенность фиксации ног в виде скручивания при попадании песка вызывает лёгкий дискомфорт. В этом году, впервые, пришлось его промыть, чтобы удалить песчинки, скрипящие в ногах. И тем не менее, хоть и поскрипывали при затяжке, но функционировать продолжали. А в городских условиях его компактность иной раз доставляет удовольствие больше, чем в походных, т.к. в метро, такси или даже пешей прогулке по городу с собой есть всё и одновременно ничего, тогда как бандурина Манфротто могла бы остаться в отеле, что стало бы прямым ограничением на возможность получить некоторого рода сюжеты.
Не стоит недооценивать возможности маленьких друзей и последствия их отсутствия с собой. А то поедете неожиданно в какое-нибудь место, свой большой штатив взять поленитесь в который раз, и, возможно, упустите шанс привезти домой неплохой кадр, который бы сняли, будь у вас под рукой маленький трёхногий друг ;)
Добавлю мысль, появившуюся не так давно: с таким штативом (а ведь он как правило прикреплён сбоку к рюкзаку, но при этом в родном чехле) никто и никогда даже не попытался придраться в аэропортах, коих данная тренога повидала уже немало. И веса он не добавляет к ручной клади, допускаемой в салон.
Как бонус приятно также обнаружить на моём Велбоне в центральной колонне откручиваемую гайку с отверстием. Туда можно быстро и легко приделать подходящий по размеру крючок. Как раз для случаев, когда сдувает очень сильным ветром. В Марокко во время съёмки маяка второй кадр был недоделан, т.к. штатив просто сдуло. Я стоял для подстраховки на крыше ветхого здания рядом со штативом, поэтому успел поймать. Однако, он мог бы и не упасть, повесь я на крючок рюкзак, который с собой был. Впрочем, любую центральную колонну можно просверлить для крючка...
Конец 2017-го, и это далеко не конец ;о) Velbon в отличной форме:
Весна 2018, мы всё ещё вместе:
Осень 2018, результаты работы штатива стабильные, несмотря на появляющийся износ зажимов:
Поглядывая между делом на потенциальных трёхногих кандидатов, способных составить мне компанию в поездках, если мой верный спутник прикажет долго жить, отмечаю разделение на способы зажимов ног. У моего Велбона зажимом является его пятка, что удобно в случаях, когда мы полную длину ног используем: одним движением повернул, резко вытянул одним движением все секции, одним движением затянул. Т.е. простота - зашкаливает, если речь о ровных поверхностях (поле, дорога). Менее удобно регулировать отдельно по каждой ноге, если точки опоры находятся на разных высотах. Однако, если использовать посекционные зажимы-гайки, то действия будут те же примерно. Таким образом, я нахожу несколько гаек на каждой ноге заметно менее удобным вариантом. Клипсы в этом плане лучше, быстрее, а по надёжности не уступают. Тем не менее, случайно столкнувшись со своим Велбоном в прошлом, не могу не отметить скорость и простоту его способа расстановки по сравнению с иными типами зажимов. Мой Манфротто на клипсах, но их нужно каждую разжать и только тогда нога вытянется полностью. Куда уж тут гайкам (особенно в мокрых или морозных условиях)...
Упомянутый выше износ пока никак не сказывается на работу штатива, но для минимизации риска остаться без треноги в поездке я принял решение подыскать замену. О выборе нового кандидата и его способностях читайте в статье Три ноги на одну голову Mark II. Benro, Manfrotto, Gitzo
|