Программы навигации под Android
Время от времени в различных статьях я немного писал о программах навигации под Android (в частности, в статьях "Полезные программы для телефона под Android" и в ее продолжении), но тема эта интересная и актуальная, так что пришло время сделать небольшой отдельный обзор этих программ.
Сразу оговорюсь, что я никоим образом не претендую на всеобъемлющий обзор всех программ из этой серии, существующих на рынке. Потому что их, с одной стороны, немало, так что нельзя объять необъятное, а с другой - многие из них настолько кривые и настолько плохо сделаны, что даже не заслуживают упоминания.
В этом обзоре мы поговорим только о тех программах, которые я сам тестировал и по которым путешествовал.
Также следует иметь в виду, что я рассматривал эти программы применительно к своим собственным задачам поездок по Европе и Штатам, но у разных пользователей нередко бывают совершенно различные требования к таким программам.
Но сначала давайте условимся о критериях, с точки зрения которых я рассматриваю программы-навигаторы. И что вообще в данном случае подразумевается под термином "программа-навигатор", потому что это, как выяснилось, не для всех очевидно.
Итак, под программой-навигатором я подразумеваю программу, которая в первую очередь предназначена для автомобильной и, возможно, пешеходной навигации. Эта программа должна уметь прокладывать маршруты, вести пользователя по маршруту, выдавать соответствующую информацию, уметь работать с точками интересов (POI), сохранять маршруты, перепрокладывать маршруты при необходимости, предоставлять различные навигационные сервисы. Ну и также очень желательно, чтобы эта программа умела заранее загружать карты соответствующих стран, чтобы в процессе поездки не приходилось использовать Интернет, потому что очень часто в путешествиях нет возможности использовать мобильный Интернет или же это просто очень и очень дорого.
А теперь о специфических требованиях, которые лично я предъявляю к программам-навигаторам. Эти требования сформировались не сразу, а по результатам нескольких десятков (если не сотне) поездок по странам Европы, Азии и по Штатам.
Мои требования к программам-навигаторам:
- возможность загрузки карт стран по отдельности, а не всех скопом;
- предоставление альтернативных маршрутов для выбора;
- возможность ввести промежуточную точку;
- грамотное составление маршрутов;
- быстрый пересчет маршрута в случае съезда;
- большой выбор точек интересов с разделением по группам;
- поиск нужной точки интереса вблизи текущего местоположения, целевого местоположения, точки на карте;
- предупреждение о камерах на дорогах;
- загрузка и обновление пробок;
- хорошая информативность на маршруте с возможностью выбора данных и переключения между ними;
- 2D- и 3D-режимы карты и возможность масштабирования руками во время маршрута;
- гибкая настройка голосовых сообщений и переключение голосовых режимов во время езды;
- возможность поиска нужного адреса, переданного через поиск Google;
- отдельный показ нужных полос при приближении к развязке.
Когда в первый раз едешь с программой навигации, еще не очень понимаешь, что, собственно, тебе от нее надо. Но стоит как следует покататься в условиях маршрутов различной сложности, как постепенно начинаешь понимать, что именно требуется от хорошей программы навигации. Кроме того, пользователь и сам должен осознавать, как именно работают эти программы и что от них можно ждать, потому что даже самая продвинутая программа не может объять необъятное, а уж тем более не может иметь человеческих мозгов, так что ее надо постоянно контролировать и проверять составленные маршруты.
Программы-навигаторы
Яндекс.Навигатор
Бесплатная программа, которая не умеет заранее закачивать конкретные страны (города). Для работы ей требуется подключение к Интернету, хотя можно заранее просмотреть маршрут, и тогда карты сохранятся в кеше. Также можно заранее скачать определенные города.
Для Европы не годится, работает только в России и Украине. Я ее много раз тестировал - на мой взгляд, программа пока очень сырая. Маршруты строит кривовато и странновато, иногда конкретно лажает. Сервис и возможности пока очень примитивны, много чего не умеет. Можно использовать при наличии мобильного Интернета и когда ничего под рукой больше нет, но и только-то.
Гугл Навигация (beta)
Beta-приложение (бесплатное), которое в beta-статусе находится уже достаточно долго. Тесно интегрировано с Google Maps. По схеме работы мало отличается от "Яндекс.Навигатора": также требует Интернет для закачки карт при ведении по маршруту.
Претензии к этому приложению такие же, как и к "Яндекс.Навигатору": криво строит маршруты (часто допускает совершенно очевидные ляпы), обладает крайне скромной функциональностью.
Однако умеет показывать и выбирать альтернативные маршруты, обладает неплохой информативностью, а главное - работает по всему миру.
Подходит в ситуации, когда есть мобильный Интернет и под рукой нет ничего другого.
Waze социальный навигатор
Крайне популярное в Израиле и некоторых других странах бесплатное приложение, обладающее многими возможностями социальной сети. Waze не имеет офлайновых карт и загружает их через Интернет. При этом карты, POI, камеры слежения и другие данные активно корректируются многочисленными пользователями этого приложения - в этом его сила. Ну и также оно интегрируется со всякими Facebook, Twitter и так далее, и по нему очень удобно следить, например, за передвижениями ваших знакомых, которые в этот момент отправляются к вам на встречу.
Как навигатор - очень неплох и информативен, умеет получать пробки и работать с ними, карта у него симпатичная и наглядная.
Интерфейс простой, так что освоение программы не вызывает никаких затруднений.
Еще одна интересная возможность - вывод заправок, расположенных поблизости, с ценами на бензин.
В общем, очень неплохая программа, жалко только, что не имеет офлайновых карт.
NavFree
Одна из немногих бесплатных программ навигации с офлайновыми картами. Впрочем, как и ожидалось, бесплатное хорошим, за редкими исключениями, не бывает. Офлайновые карты - от проекта OpenStreetMap, где карты составляются не профессионалами, а силами пользователей. Вот эти пользователи и насоставляли: карты, по сравнению с профессиональными, отличаются многочисленными косяками, ошибками и несуразностями.
Бесплатный навигатор себя ведет картам под стать: постоянно зависает, вываливается, глючит и придуривается. Маршруты строит совершенно дико, причем с конкретными нарушениями правил движения (например, предлагает поворачивать не просто через две сплошные, а там, где физически в нужный съезд повернуть невозможно). Ну и у нее очень паршиво с информативностью.
Так что продукт очень сырой, пользоваться им, на мой взгляд, пока нельзя вообще - дороже в конце концов выйдет. Может быть, его через некоторое время доведут до ума, но пока это что-то жуткое. Кроме того, там еще и карты нуждаются в очень серьезной корректировке, и я не очень верю, что это быстро произойдет.
Navigon
Navigon - это разработка Garmin. Одна из самых надежных и удобных программ навигации, обладающая значительными возможностями, которые также можно расширять за счет дополнительных платных сервисов.
Сама программа также платная. Версия для всей Европы стоит $59,95, однако Navigon покупается через Google Play, при этом привязывается к аккаунту покупки и после этого спокойно активируется на любых андроидных устройствах, где подключен этот аккаунт. Есть более дешевые версии для отдельных стран, есть версия для USA&Canada.
Умеет загружать карты только нужных стран. При прокладке маршрута сразу предлагает различные варианты, отмечая оптимальный.
Хорошо показывает весь маршрут сразу.
При выборе конечной точки сразу предлагает всякие полезные POI и показывает, сколько до них метров.
Также прямо там можно вызвать просмотр соответствующей точки через Google Street View.
В Navigon есть такая интересная возможность, как Reality Scanner. Это когда он включает камеру смартфона, вы наводите ее на различные объекты, а Navigon показывает вам ближайшие точки интересов.
Меню у Navigon состоит из крупных пиктограмм, оно простое и понятное.
Пешеходная навигация у Navigon есть, но она, на мой взгляд, не слишком удобная, хотя от версии к версии постепенно улучшается.
В общем, на мой взгляд, это на данный момент одна из лучших (если не лучшая) программа навигации, которая меня никогда не подводила. Есть в ней вещи, которые я бы сделал слегка по-другому, да и в картах хотелось бы больше наглядности, но в общем и целом программа просто на четверку с плюсом.
Также должен отметить, что в сложных ситуациях (например, в горах), когда другие программы навигации начинали дурить и прокладывали совершенно неудобоваримые маршруты, Navigon неизменно выводил меня на нужную трассу оптимальным маршрутом. Так что это программа у меня всегда с собой.
Sygic
Словацкая разработка от фирмы Sygic. Я за ней давно слежу. Первоначально программа была очень так себе. Но она активно развивалась, серьезно улучшалась, и где-то с пару лет назад она у меня стала основной программой навигации по всему миру - в основном из-за очень здорово сделанных карт с трехмерными объектами.
Версия для Европы стоит $65, однако покупается она на сайте Sygic и привязывается к тамошнему аккаунту, что создает серьезные проблемы при установке Sygic на новый телефон. Теоретически они обещают, что программа может спокойно активизироваться на нескольких устройствах (до пяти), однако практически этого не происходит: каждый раз когда я устанавливал программу на новый телефон, приходилось связываться с не слишком шустрой техподдержкой и просить сбросить привязку, чтобы я мог активизировать программу. В последний раз, когда я ставил Sygic на Galaxy S 4, я, не дождавшись решения проблемы, просто плюнул и купил программу еще раз. Что, конечно, просто безобразие.
Разработчики уже давно обещают сделать привязку к аккаунту в Google Play, но воз и ныне там.
Кстати, здесь используются обновляемые карты от TomTom, но с заметно более расширенными возможностями. (Я сравнивал с самим TomTom.)
Sygic умеет прокладывать и корректировать альтернативные маршруты, в нем очень удобно смотреть как весь маршрут, так и некоторые его отрезки.
Он отлично показывает нужные полосы на развязках, хорошо работает с POI по всему машруту. Информативность при движении - на четверку с плюсом.
В программе хороший набор POI, которые удобно делятся по категориям.
Sygic умеет предупреждать о камерах слежения, демонстрирует пробки в реальном времени (как отдельная опция, требующая подключения к Интернету), умеет работать с TripAdvisor, Booking.com и другими сервисами.
В нее включена функция Google Local Search, позволяющая находить определенные объекты через Google.
Пешеходная навигация у Sygic на данный момент одна из лучших из всего, что я видел. Она также требует всяких доработок, но во многих случаях она меня буквально выручала во всяких незнакомых городах.
TomTom
Знаменитая голландская программа навигации. Я ее в свое время покупал для Штатов, однако она сейчас активно продвигается и по остальным странам. Европейская версия стоит $58, покупается через Google Play и привязывается к соответствующему гугловскому аккаунту.
Что сильно неприятно, хваленый TomTom не умеет скачивать нужные страны, а сливает на смартфон целиком всю Европу - это 3,5 Гб, которые он еще и не умеет докачивать, поэтому у вас остается только один вариант: долго и нудно ждать, когда эти мегатонны скачаются. Хорошо еще, что он автоматом это все ставит на SD-карту (если она есть в смартфоне).
Карты здесь очень продвинутые (в общем-то, они считаются одними из лучших), и они часто обновляются. Всяких красот, как в Sygic, тут нет, но зато карты очень подробные и актуальные.
TomTom качественно и гибко строит маршруты, при этом грамотно работает с трафиком (пробками). Правда, чтобы он получал актуальные данные по пробкам, нужно дополнительно приобрести пакет HD Traffic. Подписка на год стоит $30.
То же касается актуального списка камер измерения скорости - нужно делать подписку, которая на год стоит $19. Но тут, конечно, сэкономишь намного больше, учитывая размер штрафов в Европе.
У программы очень хорошая информативность и наглядность, она умеет показывать нужные полосы и делает дополнительные подсказки во всяких сложных развязках.
TomTom неплохо поддерживает велосипедную и пешеходную навигацию.
Меню составлено из пиктограмм, работать с которыми очень удобно.
TomTom хорошо работает с POI: предоставляет большой набор, который легко разбивается по соответствующим группам.
Я не так давно использую TomTom для поездок по Европе, поэтому еще не могу сказать, опережает ли эта программа Sygic и Navigon. Но то, что программа как минимум ничуть не хуже, а по некоторым показателям явно лучше, - это уже можно сказать прямо сейчас.
Но закачка сразу всей Европы - это, конечно, очень заметный минус.
Выводы
Онлайновая навигация (от Google и "Яндекса") пока очень слабенькая, так что ее можно использовать разве что в безвыходной ситуации.
Waze - программа неплохая, но она требует подключения к Интернету и в ней основной упор делается на элементы социальных сетей.
Бесплатная NavFree пока - просто позорище, ниже плинтуса. Плюс карты неимоверно кривые.
Платные Navigon, Sygic и TomTom - все примерно на одном уровне, так что это просто вопрос личных предпочтений: кому что удобнее. Я пока чаще всего использую Sygic, однако TomTom - явный кандидат на первенство, просто нужно еще как следует потестировать. Ну и Navigon всегда держится на смартфоне как самый надежный вариант. Ну и не будем забывать, что из этой троицы Navigon умеет закачивать карты отдельных стран и при этом привязывается к аккаунту Google. (Sygic отдельные страны закачивает, но привязывается к аккаунту на сайте Sygic, а TomTom привязывается к аккаунту Google, но при этом закачивает сразу всю Европу.)
Так что, если бы передо мной стоял вопрос, какую программу предпочесть из этих трех, я бы, наверное, выбрал все-таки TomTom.
http://www.exler.ru/expromt/16-05-2013.htm
|