Объектив Canon EF 50mm/1.8
Статья обновлена 5 апреля 2013 года
Долгое время эта статья называлась "Экспресс-сравнение объективов Canon 50/1.8 и китового Canon 18-55/3.5-5.6" и отражала результаты довольно старых тестов, сделанных мной в 2006 году при помощи фотоаппарата Canon EOS 300D. В связи с этим я решил статью освежить, добавив несколько новых тестовых снимков, ссылок на сопутствующие материалы, ну и разумеется, текста — ведь за 7 лет использования мне есть что сказать об этом объективе!
Объектив Canon EF 50mm f/1.8 II можно без преувеличения назвать самым популярным объективом Canon с фиксированным фокусным расстоянием. Причиной такой популярности является целый ряд сильных сторон объектива, а именно:
- Светосила, дающая реальную возможность снимать в помещении без вспышки на приемлемой чувствительности ISO400-800.
- Хорошая четкость картинки (намного лучше, чем у "кита")
- Низкая цена
Разумеется, есть и недостатки:
- Излишняя мягкость картинки при открытой диафрагме. Приемлемо резкой картинка становится от f/2.8.
- Довольно хлипкая конструкция, от которой так и веет дешевизной
- Автофокус не всегда бывает точен
- Объектив медленно, но набирает внутрь себя пыль
- Специфическое боке
Все это общие слова, которые вы наверняка уже читали миллион раз на сайтах с отзывами об объективах. Позвольте мне рассказать вам про "полтинник 1.8" более подробно...
Внешний вид
На ощупь объектив не производит впечатления особо надежного и крепкого, однако, это не помешало ему прожить больше 7 лет и сохраниться в первозданном виде (за исключением нескольких пылинок, попавших вовнутрь).
У объектива нет никаких органов управления, кроме тоненького пластмассового кольца фокусировки с насечками, в которых копится грязь, и выключателя автофокуса. При фокусировке кольцо крутится в пределах 90 градусов, передняя линза ездит вперед-назад, ладно хоть не поворачивается вокруг своей оси... Чтобы воспользоваться ручной фокусировкой, автофокус нужно обязательно отключать, иначе есть риск поломать механизм — кольцо соединено с моторчиком напрямую, без всяких FTM.
Автофокус не блещет точностью. Даже при отсутствии фронт- бэкфокуса объектив иногда чуть промахивается. Зная эту особенность я никогда не делаю снимок после первой наводки, а повторяю ее еще 1-2 раза. В этом случае можно быть уверенным, что объектив навелся туда, куда надо.
Объектив имеет 5-лепестковую диафрагму, из-за чего при F2.8-4 наблюдается характерное боке "с пятиугольниками".
Объектив имеет резьбу под светофильтр диаметром 52 мм. Собственно, это все, что можно рассказать о внешнем виде.
Область применения Canon 50mm f/1.8
На кропе
Изначально объектив покупался мной в 2006 году б/у за 1700 рублей для фотоаппарата Canon EOS 300D, потом использовался на 400D. За 7 лет использования при помощи этого объектива было сделано немало хороших кадров. Однако, диапазон снимаемых сюжетов был весьма ограничен довольно узким полем зрения объектива. На кропе Canon EF 50mm f/1.8 II был незаменим при съемке портретов дома и на улице, но на этом его возможности ограничивались. Естественно, иногда получалось сфотографировать и пейзаж и архитектуру, но как ни крути, китовый объектив был для этого намного удобнее.
Среди начинающих фотографов есть заблуждение, что с "полтинником" на кропе можно сфотографировать все что угодно, главное, чтобы был простор для выбора точки съемки. Иными словами, если объект в кадр не влезает, от него нужно просто подальше отойти. И вот мы отходим, отходим, отходим до тех пор, пока объект (например, здание) не уместится в кадр. Но при этом те объекты, что когда-то были на переднем плане сейчас переместились на задний. Таким образом, у нас есть возможность снимать, в основном, пейзажи, на которых нет переднего плана, что само по себе не очень хорошо. Я всегда утверждал и буду утверждать, что для многих видов съемок китовый объектив намного предпочтительнее, чем полтинник — об этом читайте отдельную статью Стоит ли покупать полтинник вместо китового объектива? (на кропе).
Когда у меня были кропнутые аппараты, "полтинник" использовался преимущественно для одиночных портретов — как на улице, так и дома.
Когда у нас с Натальей родился сын Максим, я оценил возможности этого объектива по съемке дома без вспышки с размытием всякого бытового беспорядка на заднем плане. "Полтинник" дал возможность делать фотографии, доводящие новоиспеченных бабушек и дедушек до состояния восторга :)
А вот групповые портреты фотографировать получалось не всегда, учитывая, что комната не самая просторная.
На первый взгляд, на этой фотографии, вроде бы все в порядке, но мой друг Михаил (справа) под 2 метра ростом был вынужден согнуть коленки, чтобы влезть в кадр :)
Естественно, фотографий было сделано очень много, но все они относятся к "семейному альбому", поэтому продолжать их сюда выкладывать смысла не вижу.
На полном кадре
На полном кадре "полтинник" смотрится более интересно. Когда я приобрел Canon EOS 5D, "полтинник" из категории вспомогательной оптики перешел в категорию моих любимых объективов! Объектив очень легкий и компактный, поэтому я его часто беру с собой, когда нужно пойти/поехать на прогулку с семьей в городской парк или на дачу, где с художественностью напряженка, а для семейного альбома пофотографироваться сам бог велел. По сравнению со штатным зумом Canon EF 24-105L есть у полтинника неоспоримое преимущество — если с "элькой" фотоаппарат влезает только в фоторюкзак, то с "полтинником" можно обойтись небольшой сумкой, в которой я когда-то таскал китовый 300D. Качество картинки он дает, без преувеличения, не хуже эльки, по крайней мере, на прикрытой диафрагме.
На полном кадре "полтинник" подходит для съемки большого количества сюжетов. Приведу несколько примеров фотографий...
Городской пейзаж возможен на относительно просторных улицах и других открытых пространствах. Для съемки крупных объектов с близкого расстояния объектив не пригоден.
Благодаря хорошей светосиле, объектив позволяет фотографировать при плохом освещении без штатива и получать при этом резкие снимки даже при наличии в кадре движущихся объектов (в данном случае — отражения света от волн).
Объектив позволяет хорошо акцентировать внимание на нужных объектах и деталях благодаря малой ГРИП на открытой диафрагме:
Съемка в плохо освещенном помещении — тоже не проблема:
Для портретов крупным планом объектив не очень подходит, поскольку заставляет снимать со слишком близкого расстояния, в следствие чего перспектива искажает пропорции лица. Хотя, для семейного альбома пойдет...
Сравнение с объективом Canon EF-S 18-55mm f3.5-5.6 (на кропе)
Вот небольшой тест, который я проводил в 2006 году с аппаратом Canon EOS 300D. Он, конечно, не претендует на полноту и не совсем современен, поскольку используется устаревшая версия китового объектива, которая уже давно не продается, однако общую тенденцию проследить можно.
Исходные данные:
Фотоаппарат: Canon EOS 300D
Освещенность: пасмурный день
Чувствительность: ISO100
Съемка в JPG, Sharpness по умолчанию
Исходное изображение:
Результаты (100%-кропы 400*400)
Помимо ощутимо лучшей четкости "полтинник" дает более контрастную картинку, чем 18-55 (китовый). Замеченная особенность — снимки, полученные при помощи "полтинника" чуть светлее, то есть можно сделать вывод, что при использовании автоматического замера экспозиции в некоторых случаях придется вводить экспокоррекцию (-1/3EV). Снимки приемлемого качества у "полтинника" начинаются при диафрагме F2.8. При более открытых диафрагмах картинка слишком "мягкая". Наилучшая четкость изображения достигается при диафрагме от F4 до F11. Для китового объектива оптимальный диапазон при съемке на длинном конце — от F8 до F11.
Сравнение с объективом Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM (на полном кадре)
Понятно, что сравнивать зум с фиксом некорректно, однако среди владельцев Canon есть некий идол — "красное колечко", которым маркируются "топовые" объективы. Тесты, представленные на photozone.de дают повод усомниться в незыблемости этой "религии".
Исходные данные взяты из тестов разрешающей способности Canon 24-105L и Canon 50/1.8, измеренной на фотоаппарате Canon EOS 5D Mark II. Сразу хочу сказать, что есть небольшая погрешность в измерениях — для 24-105L измерения производились для фокусного расстояния 40 мм (я не могу на это повлиять, исходные тесты взяты с photozone.de), тем не менее, график разрешающей способности на перекрывающемся диапазоне диафрагм многих заставит задуматься...
По таблице и графику видно, что дешевский "полтинник" показал себя ощутимо лучше, чем популярный зум 24-105/4L!
Выводы
Главное достоинство объектива Canon EF 50mm f1.8 II — уникальное сочетание цены и качества картинки. Однако, не буду его рекомендовать всем подряд. Если у вас кропнутая зеркалка и вы хотите попробовать свои силы в портретной съемке, уверен, вам этот объектив понравится. Даже если нет в планах художественного портрета, объектив замечательно подойдет для семейных съемок. Правда, со съемкой групповых портретов в малогабаритных квартирах неизбежно возникнут проблемы — угол обзора у объектива на кропе относительно небольшой.
Объектив дает оптимальную по резкости картинку на диафрагмах от 2.8 до 8. При более открытой диафрагме картинка становится излишне мягкой, кто-то это называет "мылом".
На полном кадре объектив гораздо универсальнее и позволит снимать гораздо больше разных сюжетов, которые на кропе были недоступны — пейзаж, "уличное фото", репортаж, групповые портреты. Однако, на полном кадре сильнее проявляются такие недостатки как виньетирование (затемнение углов) и снижение четкости по углам картинки на открытой диафрагме. Если уж вы накопили на полнокадровый аппарат, добавьте 7-8 тысяч рублей и возьмите более светосильный Canon EF 50 f/1.4 — получите хорошую детализацию уже от диафрагмы 2 и более художественный рисунок размытия.
Категория: Обзоры объективов
Автор - Артем Кашканов
http://artem-kashkanov.ru/article6.html
|