Вероника Кесова, директор Viber Media
Компания
10 декабря сообщила о запуске услуги Viber Out, позволяющей звонить на
стационарные и мобильные номера телефонов. Как вообще монетизируется ваш
сервис?Да, сам функционал Viber Out (звонки на
стационарные и мобильные телефоны за определенную плату) мы запустили
около месяца назад, но пресс-релиз опубликовали только сейчас. Услугу
запустили несколько ранее запланированного, так как мы хотели помочь
жителям Филиппин, пострадавшим от тайфуна "Хаян”, связываться со своими
родственниками и знакомыми. Для них мы сделали Viber Out бесплатным.
В ноябре этого года мы запустили Viber Sticker Market. До этого нашим
пользователям было доступно некоторое количество стикеров, своеобразных
"картинок-наклеек”, которыми можно обмениваться в приложении Viber.
Изначально их было порядка 20 и они доступны бесплатно. Viber Sticker
Market дает возможность скачивать различные дополнительные стикеры. Они
оформлены в виде тематических пакетов, некоторые из них доступны
бесплатно, а некоторые за определенную плату.
А как сервис монетизировался до этого?До этого монетизации как таковой не было. Приложение у нас бесплатное,
весь функционал также был бесплатен, собственно, он и остался
бесплатным. Единственно, сейчас мы начали добавлять некоторые
премиум-сервисы.
В Viber может появиться мобильная реклама? Рассматривали ли вы такие варианты?По поводу мобильной рекламы у нас принципиальная позиция. Она
оформилась еще на самых ранних стадиях обсуждения того, каким же мы
хотим видеть наш Viber. Мы не хотим портить пользователю опыт
взаимодействия с приложением путем добавления какой-то рекламы.
Мобильной рекламы у нас нет и не будет.
Сколько сейчас пользователей Viber? Как отразился выход десктопной версии на количестве пользователей Viber?Как правило, в каждом пресс-релизе мы озвучиваем, сколько у нас
активных пользователей. Последняя цифра - 200 миллионов человек.
Ежедневно сервисом начинает пользоваться около 700 тысяч человек.
По поводу пользователей десктопной версии - у нас функционал выстроен
таким образом, что есть первичные устройства - это смартфоны (
iPhone,
Android,
Windows Phone и т.д.). И есть вторичные девайсы. На данный момент это десктопная версия, а также недавно мы выпустили версию приложения для Android-планшетов.
Для того чтобы пользоваться вторичными девайсами, необходимо все-таки
зарегистрироваться на первичном и получить активационный код.
В каких регионах у вас больше всего пользователей?На данный момент Viber наиболее популярен в следующих регионах: страны
СНГ, Азия, Европа и Ближний Восток. Это четыре больших локации наших
пользователей.
Сегодня
Viber доступен практически для всех популярных мобильных платформ.
Планируются ли версии приложений для Ubuntu Phone, Firefox OS и Sailfish
OS?Сегодня мы не поддерживаем эти платформы. Мы
всегда ждем, когда та или иная платформа наберет популярность.
Популярность обозначает качество. Соответственно, чтобы опыт
пользователя был таким же хорошим, как у владельцев
iPhone
или Android-смартфона, платформа, для которой мы начинаем разрабатывать
приложение, должна быть не менее качественной. Пока о планах на эти
платформы не могу ничего сказать. Подождем, посмотрим.
Что разрабатывается непосредственно в Беларуси?В белорусском офисе идет разработка абсолютно всех клиентов и нашей
веб-части. Белорусский офис разделен: основная часть в Минске и есть
небольшая команда в Бресте.
В
Google Play и App Store пользователи лучше отзываются о Viber, чем о
Skype. В чем главное преимущество Viber перед Skype, WhatsApp и другими
мессенджерами?Все мессенджеры имеют какие-то
специфические особенности. Если их сравнивать, то, наверное, правильнее
это делать отдельно. Если говорить о Viber и Skype, то мы изначально
выстраивали свою бизнес-модель на основе мобильных платформ, в отличие
от Skype, у которого сначала появилась десктопная версия, а потом
подстраивалась мобильная.
На мой взгляд, больше всего
положительных отзывов нам дает простота подключения. В скайпе
пользователь должен создать себе имя, должен попроситься к кому-нибудь в
друзья, ждать одобрения. То есть процесс установки коммуникации
занимает в разы больше времени, чем в вайбере, где в качестве
идентификатора используется телефонный номер. Приложение использует
адресную книгу и сразу показывает, кто уже пользуется вайбером… не нужно
ждать какого-то разрешения и т.д.
Появятся ли видеозвонки в Viber?Да, конечно.
Когда?О сроках мы никогда не говорим прежде, чем сделаем и выпустим. У нас
такая позиция. Есть хорошая пословица: не говори "гоп”, пока не
перепрыгнешь. Но видеозвонки будут обязательно. Это важный функционал и
мы это понимаем.
Вопрос
о конфиденциальности. Какие пользовательские данные собираются и были
ли обращения от правоохранительных органов с просьбой предоставить эти
данные?Все, что собирается, - это телефонный номер
пользователя и его номера в адресной книге. Это необходимо для того,
чтобы быстро идентифицировать и установить контакты с другими
пользователями Viber. Никакой личной информации мы нигде не храним, не
собираем и ее нигде нет.
Запросы от правоохранительных органов
иногда приходят. Довольно редко, но это происходит. Если это случается,
то по всем установленным стандартам - официальные бумаги, постановления
судов и так далее. Как правило, к нам обращаются в случае расследования
особо тяжких преступлений, таких как убийство. При наличии всех
официальных обоснований мы можем выдать информацию, которая у нас есть,
но ее на самом деле не так много.
В
скайпе сообщения могут приходить с задержкой, пока отправитель и
получатель не окажутся одновременно онлайн. В Viber сообщение приходит,
как только получатель выйдет в Сеть. Сами сообщения хранятся где-нибудь?Skype использует
P2P технологии,
и для доставки сообщений необходимо нахождение обоих клиентов в
онлайне. В Viber используются серверы как промежуточное звено. Сообщение
хранится на сервере некоторое время, пока получатель не окажется
онлайн. Саму переписку мы нигде не храним, и нам это не нужно.
"Белтелеком”
выпустил свое приложение по IP-телефонии "Максифон”. Предоставление
реального номера - это значительное конкурентное преимущество?Скорее всего, есть основания для того, чтобы выделять отдельный номер.
Однако, с точки зрения простого пользователя, - это не очень удобно. В
современном мире мобильные устройства есть практически у всех. Для
многих на телефонном номере концентрируется вся личная жизнь, работа и
т.д. Конечно, удобнее, когда номер один, и все остальные сервисы
привязываются к нему.
Viber
Out позволяет совершать звонки на мобильные и стационарные телефоны в
различные страны. К примеру, минута разговора с США обойдется в 2 цента,
звонок в Россию - 8 центов, а в Беларусь целых 39 центов. Каким образом
формируется цена на звонки и почему такая большая разница?Стоимость звонков зависит от тарификации оператора или операторов в
конкретной стране. Чем выше стоимость у оператора, тем выше она и у нас.
Если сравнивать стоимость звонков конкретно в США и в
Беларусь, то в нашей стране один оператор - "Белтелеком”. Это
монополист, соответственно и цены выше, чем в тех же США, где очень
много операторов и есть конкуренция, которая позволяет сбивать эти цены.
Как вы выбирали место для своего офиса и не собираетесь ли его менять?Так получилось исторически, что мы находимся в этом здании (пр.
Независимости, д. 95 - прим.). Когда мы только начинали, то работали на
базе других компаний. Через какое-то время было принято решение создать
свою. Одна из компаний, где мы базировались, как раз и находится в этом
здании.
Этот офис съемный, и нам его уже не хватает. Сейчас у
нас работает порядка 60 человек и в ближайшее время планируется прирост
кадров. Нам хотелось помещение побольше, и мы его нашли. Переезд в
большой, просторный и собственный офис мы планируем осуществить в начале
лета, где уже развернемся по полной (
смеется).
Уже известно, где он будет?Да, в районе улицы Платонова.
Каков график работы у сотрудников?График работы в принципе существует, но он не обозначен четко… с 9 до
18 или еще как-то. Но так как нам необходимо контактировать с людьми,
которые находятся за пределами Беларуси, то у нас есть какое-то
понимание графика - с утра и до вечера.
СправкаViber Media
- международная компания с головным офисом на Кипре. Компания была
создана с целью разработки принципиально нового приложения для
IP-коммуникаций на базе различных моделей смартфонов. Центры
разработки располагаются в Минске, Бресте и Израиле. Компания была
основана Тальмоном Марко и Игорем Магазинником. Viber Media является
резидентом Парка высоких технологий.
Изначально Viber был
запущен для iPhone 2 декабря 2010 года. Предварительная версия для
Android вышла в мае 2011 года, но имела ограничение в 50 000
пользователей. Окончательная и доработанная версия была выпущена 19 июля
2012 года.
Приложение Viber использует телефонный номер
пользователя в качестве его основного идентификатора, а адресную книгу
телефона в качестве списка контактов. Отправляя адресную книгу
пользователя на сервер, приложение Viber устанавливает, кто из контактов
в адресной книге уже является пользователем системы. После этого
пользователь системы Viber получает возможность совершать бесплатные
звонки по всему миру, обмениваться бесплатными сообщениями между
пользователями, в том числе в групповых чатах, отправлять фотографии и
информацию о текущих координатах. Viber занимает первое место среди
социальных приложений в каталоге приложений для iPhone в 30 странах. На
текущий момент приложение Viber доступно пользователям смартфонов на
базе операционных систем Android и iOS, Windows Phone и Blackberry,
Symbian, S40 и Bada.
В течение 7 дней после появления приложения Viber в Apple Store, его загрузили себе 3 миллиона пользователей по всему миру.