Как только появляется желание что-нибудь сделать, как тут же возникает извечный вопрос: «Что делать?». Можно, конечно, вооружиться парком измерительных приборов, логарифмической линейкой, измерить сакраментальные параметры динамических головок и… и вспомнить, что эту работу за тебя и задолго до тебя проделал не один человек. А посему куда как проще воспользоваться плодами коллективного разума, по крупицам впитавшего лучшие идеи отдельных индивидуумов. То бишь, повторить готовую проверенную конструкцию, не мудрствуя лукаво и не размахивая собственным инженерным гением, словно алым знаменем. Здесь «каждый выбирает по себе» в зависимости от имеющегося в распоряжении материала и собственных преференций.
У меня таковые — конструкции В. Шорова. Вот одну из таких конструкций, опубликованную в журнале «Радио» №1 за теперь уже бесконечно далёкий 1987-й год, и возьмём за основу. Забегая вперёд, сообщаю, что полученным результатом доволен на все 100%
Пересчитаем размеры под имеющийся материал — у меня он толще, 22 мм, и — с богом!
Особо подробно тут рассказывать нечего. Нарезаем, собираем, шпаклюем, оклеиваем… Столяр из меня совсем не краснодеревщик,
Так что… «сделай сам».
Итак, Достаём старую ржавую ножовку, угольник и нарезаем заготовки. Опилки не выбрасываем, а собираем в какую-нить ёмкость. Потом перетрём их на порошок в кофемолке, смешаем с клеем ПВА и этой смесью заделаем щели, неизбежно образующиеся при столь неделикатной технологии производства, именуемой «на коленке».
Ах, да, рулетку ещё.
На заднюю панель материала не хватило, пришлось склеить из двух частей.
Обиваем её, эту заднюю панель, чем-то звукопоглощающим.
Собираем ящик на клею и шурупах. Герметизируем ящик составом, про который рассказал выше.
Ну вот, первые намёки.
Обиваем внутренность корпуса звукопоглощающим материалом. Потом граммов сто ваты туда отправим (оказалось в самый раз).
Шпаклюем.
Шкурим…
Опять шпаклюем, опять шкурим… и опять…
Ну, более-менее. Придадим этому делу законченный вид (не, больше я таких глупостей с этой китайской плёнкой… Ну есть же ткань).
Как бы там ни было, обклеил.
И в результате… Всё-таки не стоило надеяться на эту плёнку. Хотя, почему нет? Зато играет отлично. Всё, брысь на шкаф, там тебя не видно, а только слышно!
А вот и долгожданный звонок в дверь. «Кто там?». «Курьер DHL, распишитесь-получите!». И вот коробка с долгожданным AIYIMA A03 в моих руках. Быстренько распакуем полученный Предмет, приехавший с Али за две недели, в чём торжественно клянусь, подтверждая клятву соответствующим документом:
Внутри упакованный усилитель, инструкция с ТТХ, антенна блютуз и наклейка с логотипом фирмы.
Первый взгляд на лицевую панель. Красиво. Очень.
А сзади? А сзади три универсальных клеммы для подключения громкоговорителей, шестилепестковое гнездо подключения питания 5,5/2,5 мм. RCA для подключения по физической и разъём антенны.
Как видим, подключиться можно напрямую, зажав провода в соответствующих отверстиях, либо с помощью штекера типа «банан», что я и выбрал.
Ахтунг! Сразу же предупреждение! — «Бананы» покупайте только в пластмассовом оформлении. Металлические гильзы замыкаются из-за малого расстояния между ними! Защита спасает от короткого, но звук будет пропадать при этом, а оно надо?
Итак, рассмотрели покупку. Теперь включим и, что называется, погоняем.
Давайте начнем с того, что устройство просто красивое.
Органы управления слева направо: тумблер включения/выключения питания, тумблер переключения входа — RCA или Блютуз, рядом — индикаторы состояния входов, светодиоды синего свечения, регулятор частоты среза НЧ канала, уровень громкости НЧ канала (линейный), тембр НЧ сателлитов, тембр ВЧ сателлитов, общий уровень громкости ( не тонкомпенсированнный).
Сразу же о главном отличии AIYIMA A03 от ZK-TB21. Принципиальной схемы ни того, ни другого усилителя нет, а вот в структурной схеме отличия явные. В AIYIMA A03 каналы RCA и Блютуз раздельные. Переключение каналов производится с помощью реле (чуть позже его увидим). Приёмник Блютуз построен на микросхеме QCC3003 Qualcomm. Таким образом, взаимное влияние входов друг на друга исключено. Что касается ZK-TB21, то здесь входная цепь построена на микросхеме AC20BP, которая является общей и для RCA, и для Блютуз, что весьма недобрым образом сказывается на шумовых и динамических характеристиках устройства в целом. Разумеется, AIYIMA A03, это законченная полная конструкция, а ZK-TB21 скорее набор для любителя «сделай сам». Да, на цене это безусловно сказалось. AIYIMA A03 стоит около 45$, а ZK-TB21 всего в пределах 21$. Блютуз в AIYIMA A03 «молчаливый». То есть, индикация состояния только визуальная и осуществляется при помощи синего светодиода. Моргает — поиск и соединение. Светится — подключено. Отображаемое имя устройства — его название «AIYIMA A03». Шумоподавитель работает отлично. Разницы при соединении по физическому и радиоканалу, даже при отсутствии АРТ-Х в QCC3003 Qualcomm, я (по крайней мере — я) не заметил совершенно.
Что касается ZK-TB21, где за оба входа отвечает она микросхема АC20BP, то он явно проигрывает AIYIMA A03 по шумам. Кроме того, поскольку у АС20ВР приоритетным подключением является блютуз, то при включенном блютузе, притом любом, своим или чужом, RCA отключаются. Это может происходить даже в том случае, когда в радиусе действия оказывается любое устройство с включённым модулем блютуза. Приятного мало. А вот в AIYIMA A03 такое априори невозможно.
Ну вот, вроде бы как пора знакомиться с новинкой поближе. Начнём с характеристики в первую очередь познакомимся с данными, предоставляемыми заводом изготовителем. Для удобства чтения фото не уменьшены, следовательно, их лучше спрятать…
Как видим, схемотехника довольно проста. Оконечные усилители построены на TPA3116, предварительный усилитель и фильтры — на операционных усилителях NE5532 и LT072.Пятая версия Блютуза без АРТ-Х (ну да, QCC3003), допустимый диапазон напряжения питания 12-24 Вольта, рекомендуемое — 19 Вольт. Как показала практика, при 24 Вольтах питания температурный режим усилителя оставляет желать лучшего. Кстати, как AIYIMA A03, так ZK-TB21. И это понятно, элементная база одна и та же. А вот максимальные мощностные характеристики, указанные при КНИ 10%… ну, тут уже о музыке речи не идёт. Сопротивление нагрузки 4-8 Ом, но два четырёхомных сабвуфера, включённых параллельно, при средних уровнях мощности работают отлично, не выводя температурный режим на предел, и в AIYIMA A03, и в ZK-TB21.
А вот что откровенно порадовало, так это неглубокие регулировки тембров. Всего в три раза по ВЧ и где-то до четырёх раз плюс на НЧ. То есть, усилитель довольно стоек к перегрузкам. Если прочитаете рассказ о ZK-TB21, то увидите, что там регулировка вверх по ВЧ заложена… ах в 20 дБ (десять раз!). При максимальном положении регулятора синусоида превращалась в «пилу», а звук явно начинал отдавать мембраной вверху. Там надо быть аккуратным.
Что там у нас дальше… а, частота среза НЧ канала регулируется в пределах от сорока до двухсот сорока Герц. Отлично. Собственно, это всё мы ещё увидим на графиках при измерениях звукового давления при помощи REW.
Отношение сигнал/шум более 82 дБ. Ну что я скажу. Даже при чувствительности сателлитов 91дБ шума совершенно не слышно. Он появляется лишь при подключении усилителя к выходу встроенной звуковой карты. А вот через оптический конвертер и блютуз (ну, тут тоже понятно) — тишина, чего не скажешь о ZK-TB21.
Это модуль радиоканала. Кстати, точно такая же плата модуля продаётся отдельно.
А вот об этом — отдельный разговор. Помните, я говорил, мол, шикарно доехала? Так обратите внимание, все механические крепления законтрены краской. Тут военпред даже не придерётся. Танковые и авиационные радиостанции никому разбирать не приходилось? Я разбирал в годы эфирного радиолюбительства. Та ещё работа! Так что тут всё ОК!
Итак, рассмотрели, поговорили, прикинули, что да как. Пора переходить от теории к практике.
Подключаем усилитель к импульсному блоку питания 19 В/4,75 А (ну, рекомендуют!). Подключаем динамики — сабвуфер — см. выше, а сателлиты — PL60. Ну люблю я их, ну очень (смайлик!)
Что-то там измерять мне нечем, но вот RAW под Линуксом установлен. Сейчас погоняем и зарисуем графики. Закрываем уши и — начали!
Суммарная АЧХ СЧ-ВЧ каналов. Красная — среднее положение регуляторов, то есть, «плоская» АЧХ. Неравномерность около 6 дБ. Весьма недурно. Синяя — оба регулятора тембра «в плюс». ВЧ — видны заявленные 10 дБ (три раза). По НЧ — около пяти дБ. Но в описании приведены данные по измерению электрических параметров, а мы измеряем звуковое давление. Ну и зелёная — «оба в минус». Режим «речь». Вообще не знаю, используется ли такое на практике, или нет, но он есть.
Суммарный график АЧХ НЧ канала. Зелёная — максимальная ширина канала, регулятор «право на борт». Жёлтая — «лево на борт». Ну и коричневая — среднее, плоское положение. Как видим, идеально плоско до 100 Гц, а потом — спад 12 дБ на октаву. То есть, полное соответствие заявленным характеристикам.
И в заключение — суммарная характеристика НЧ и ВЧ каналов в плоском положении.
Как бы мне не хотелось, но о звуке придётся сказать пару слов. Почему не хотелось бы? Потому, что восприятие всего этого дела очень уж индивидуально, очень уж субъективно. Потому, что всё это слова, а критериев нет. Тем не менее, звук по сравнению с ZK-TB21 у AIYIMA A03 мягкий и лёгкий. Соответствует и моему вкусу и даже в какой-то мере превзошёл ожидания. Если вы поклонник системы 2+1, если вам нравится самостоятельно изготавливать громкоговорители, то это устройство однозначно порадует вас. Если мной что-то упущено в рассказе, спрашивайте. Истина «всегда где-то посередине».