Итак, премьера Windows 8 и всех сопутствующих продуктов состоялась. Microsoft привела в действие самую большую в свой маркетинговой истории кампанию, чтобы представить потенциальным клиентам своё новое достижение. Не обошлось без компрометаций в стиле Oprah Winfrey или искусственных очередей перед магазинами Microsoft. Очевидно, насколько результативной была кампания Microsoft'а узнаем только в следующем году, когда аналитические фирмы выложат результаты продаж за 4-ый квартал 2012-го года. Однако в последнее время произошло так много событий, что трудно молчать. На этот раз позволю себе представить с некоторыми сокращениями перевод пространной и неофициальной независимой статьи, принадлежащей Charlie Demerjian z SemiAccurate, и опубликованной на польском языке в ubuntu.pl.
Microsoft находится в больших хлопотах: корпорацию подводят две главные линии продуктов, а некрасивая игра усиливается. На этот раз в поражении Windows 8 был обвинён Стив Синофски, но настоящей проблемой являются те шаблоны, которые очень выразительно проиллюстрированы этим действом.
Тактика укрепления зависимости между продуктами MS работала очень хорошо до тех пор, пока не было никакой альтернативы. Продолжалось это так долго, что внутри MS не признавалось ничего, кроме такой тактики. Это работало, но по мере вознесения всё более высоких стен, росла враждебность клиентов и желание альтернативы. Общеизвестно, что цикл повторяется до тех пор, пока нет опции выхода из него. И когда она появляется, то всё рушится в устрашающем темпе.
Фирма, которая играет в подобную игру слишком долго, настолько ею связывается, что теряет шансы на реальные перемены. Microsoft в это играет и играет уже очень, очень долго. Линии продуктов впали в стагнацию. Блокирование возможности миграции пользователей стало важнее, чем придание им какого-либо веса, а цепи поставок контролировались жёсткой монополией. Попытки введения инноваций в PC с Windows пресекались чуть ли не десятками. Горе тем, кто встал на пути! Карты истории преисполнены трупами фирм, которые, которые пытались что-либо изменить в мире Windows. Гнев Microsoft'а был быстр и беспощаден. По крайней мере, был.
ОС Windows развивалась только для устранения конкуренции, причём весьма незатратно. Установкой Редмонда было «не менять ничего, если это не цель уничтожения инноватора». Так поступали, и это работало. Задумайтесь: когда в последний раз Microsoft сделала что-то реально новое? Вытекало ли это из внутренних трендов или же порождалось конкуренцией?
Всегда рано или поздно кто-то приходит и предлагает лучшее, чем злободневные решения монополиста. Так и случилось: некто выполнил работу лучше, а Microsoft оказалась не в состоянии немедленно раздавить его, как червяка. Появилась альтернатива для прочно закрытых продуктов. Растущая враждебность потребителей нашла выход, и Microsoft поимела проблемы.
В такой ситуации есть два выхода: или изменить свой подход, или постепенно утрачивать свою значимость и умереть. Прежде чем укажете на Windows 8 и заявите: «Так они же меняются!», погодите немного. Всё не так.
Microsoft имеет 3 линии опорных продуктов: Windows, Windows Server, Windows Mobile/Phone. Только в них работают очередные источники денег – MS Office и Exchange. Эти приложения используют закрытые и заблокированные протоколы, без которых аналоги конкурентов корректно не работают. Конкуренты лишены возможности делать то же, что и Microsoft, поскольку это требует поднять затраты на совместимость до такого уровня, при котором затея перестаёт быть рентабельной. Так работает закрытие продуктов. С каждым таким фактом растёт цена конкуренции, но также и её привлекательность.
Фишка в том, что когда кто-то использует 100% или 0% Microsoft'а и уходит в сторону, то он уходит навсегда. Отсутствие потребности в MS Office означает отсутствие потребности в Exchange. Отсутствие потребности в Exchange тянет за собой отсутствие потребности в Windows Server. В конце концов, отсутствие потребности в MS Office приводит к отсутствию потребности в MS Windows. Когда этот снежный ком катится, то он растёт в головокружительном темпе. Именно тут мы сейчас и находимся. Барьеры, чтобы вступить в мир Microsoft'а, теперь больше барьеров, препятствующих выходу из него.
Если вы читали историю об увольнении («добровольном уходе») Синофски во время триумфа Windows 8, то наверняка заметили интересные высказывания Стива Баллмера: «Я благодарен за долгие годы, которые Стивен посвятил фирме». Далее Баллмер говорит: «Продукты и услуги, которые мы поставляли на протяжение последних месяцев, означают начало новой эры для Microsoft'а. Мы построили удивительные чертоги с помощью нового издания Microsoft Office, Windows 8, Windows Phone 8, Microsoft Surface, Windows Server 2012 и Halo 4, а также большей интеграции наших услуг, таких как Bing, Skype и Xbox во всех наших продуктах. Ключом для закрепления успеха является продолжение объединения продуктов во всех разработках Microsoft'а, благодаря чему циклы выпуска наших предложений станут более интегрированными и быстрыми».
Первое предложение – это нормальная формулировка при выбрасывании вон самых важных исполнительных директоров. Остаток – это отступление Баллмера на тему, как хорошо всё интегрировано, что и принесло успех. Догадываетесь, откуда такое отступление?
Сделаем отступление и мы. Линия Microsoft Mobile OS разочаровала. Она стала посмешищем эры, предшествующей Windows Phone 7. Microsoft тотально переделала эту систему, придав ей новый вид, новые парадигмы и получила полную ...несовместимость с прежними разработками. Выложили почти полмиллиарда долларов на рекламу. «Купили» Нокию, чтобы устранить конкуренцию с её стороны и одновременно приобрести её долю рынка.
В те времена у MS было около 12% мобильного рынка, а у Нокии – чуть более 30%. Благодаря сотрудничеству Microsoft'а и Нокии, сегодня продажи Windows Phone 7.x колеблются возле 2% рынка. Затраты огромны и растут, и вот уже Windows Phone 8 на подходе. Но он не совместим с прежними девайсами на Windows Phone 7!
Приключения Microsoft'а на мобильном рынке – это такое захватывающее поражение, что аж трудно его описать. Вместо того, чтобы открыть свою платформу для не имеющих виндофонов, Microsoft ещё больше закручивает гайки несовместимости, которые всегда использовала для устранения конкурентов. Самым потешным является то, что MS делала это под вывеской ...совместимости с другими своими продуктами. Результат: Microsoft никогда не заработала на Windows Phone больше, чем затратила на рекламу, и, скорее всего, эта система никогда не принесёт MS ни доллара прибыли..
И вот появляется Windows 8 и RT со своим планшетным UI «для всего». Это явилось трагическим опытом для корпоративных потребителей, и каждый, кто уделил этому хоть немного времени, увидел, сколь глубоки могут быть последствия. Чтобы усугубить ситуацию, Microsoft сбросила бомбу, именуемую Surface, на своих OEM-партнёров, которых много лет удерживала в железных объятиях. Те разозлились выше всякого воображения, и никакие из объявленных устройств с Windows RT, не производимые в MS, не увидели белого света, и уже не увидят. Производители оборудования озабочены тем, что, верность Microsoft'у может обернуться собственным крахом.
OEM-партнёры интенсивно ищут альтернативу, хотя бы какую-нибудь. Такой исход никогда раньше не имел места в истории, а это дорога только в одну сторону. MS задрала цену лицензии на Windows RT так, что производители железа должны были скрупулёзно экономить на каждом элементе, чтобы выпускать прибыльные девайсы, и внезапно MS их огорашивает известием о собственном планшете. Microsoft весьма удивилась, что её партнёры не поют дифирамбы от того, что она сама вступает на рынок железа, а им поднимает цены на софт.
Ни для кого не секрет, что Баллмер охарактеризовал продажи планшетов Surface, как «скромные». Г-н Баллмер – это человек не склонный к недооценке. «Скромные» на его языке означает «полный аут». По прошествию месяца продаж на рынок было выставлено около 4 миллионов планшетов Surface. Но рассмотрим это число в какой-нибудь контексте. Apple продала в первый же день 5 миллионов экземпляров «айфонов-5» и то только потому, что ей им не удалось доставить ещё 3 миллиона по причине уикэнда. Так что продажи Microsoft'а реально скромные. Также есть сообщения о невероятном количестве возвратов планшетов Surface (несомненно, после того, как пользователи обнаружили, что на них не работают некоторые приложения Windows).
Это означает, что Microsoft выброшена из двух мобильных рынков, которые сама же атаковала. Атака поддерживалась тратами в сотни миллионов долларов на рекламу, а ещё больше на «заахвочванне» OEM-производителей и продажами через поставщиков, полностью подчинённых Microsoft. И что же? Фирма из Редмонда уже не в состоянии удержать даже настоящей мизерной позиции на рынке телефонов и планшетов. Поражение – это слово слишком мягкое для отражения глубины провала амбиций Microsoft'а.
Windows 8 – посмешище среди ОС. Со времён «Висты» не было ОС повсеместно так встречаемой в штыки, как «восьмёрка». Изначально она кажется привлекательной, но, как выше отмечалось, последствия суровы. Для компьютеров без тачскрина эта ОС не годится. Касания не оправдывают себя на вертикальных поверхностях, и были проведены десятки исследований, убеждающие в этом. Если используется планшетный режим, то Windows 8 быстро становится источником фрустрации из-за боли в плече. Хуже всего, что эта ОС просто не предназначена для задач, которые вообще надо выполнять в офисе. Как забавно каждый раз выглядит вознесение к экрану руки с отрывом от клавиатуры, если что-то надо кликнуть в меню Ворда! Забавный UI или кошмар для запястья? К счастью для всех, кто отдаёт себе отчёт о проблеме, Microsoft пошла ему навстречу и сделала так, чтобы никто не смог её ... избежать. Вам не удастся избавиться от нового UI.
Для программистов Windows 8 – это тоже кошмар. Игры самого высокого уровня – та вещь, в которой ОС от Microsoft постоянно находилась вне конкуренции, однако, похоже, что и тут Microsoft'у не особенно интересно. Windows 8 добилась своего. Сначала Valve публично сравняла Microsoft с грязью, а потом её поддержала Blizzard. Другие не самые последние фирмы в частном порядке также нелицеприятно отзываются о Windows 8.
Microsoft теперь должна платить разработчикам, чтобы те портировали свои продукты на Windows. Такая ситуация – это гвоздь в гроб платформы, и большинство разработчиков уже присматривается к более привлекательным системам. Но уровень продаж Windows 8 никак не оправдывает усилий по разработке софта для неё! Если бы не Windows 7 и обратная совместимость, то у Microsoft'а уже не было бы вообще никого рынка.
Разработчики железа и Wall Street преуменьшили значимость слабнущих продаж PC, опираясь на чаяния потребителей получить совершенно новую ОС. Ожидалось, что, благодаря Windows 8, в IV квартале текущего и в I квартале будущего года продажи десктопов возрастут, и вернутся добрые времена. Но неподтвеждённые результаты, однако, сразу показали, что всё происходит с точностью до наоборот.
И вот пришли первые надёжные исследования на предмет состояния рынка PC, проведённые Joanne Feeney из Longbow Reasearch. Согласно им продажи ноутбуков в IV квартале останутся без изменений, а продажи десктопов упадут на 5-10%. Windows 8 стартанул, а продажи падают? В преддверии Рождества и Нового Года? Серьёзно? Представьте себе все эти сцены ночёвок возле магазинов с праздничными распродажами, а продажи новой ОС идут вниз. Или по-вашему это приятие нового продукта потребителями?
Фирма может сколь угодно долго разглагольствовать о своей высокой технологичности, а клиенты уходят. Windows 8 снижает продаваемость PC, а это сказывается на серверных ОС. Чтобы противостоять тренду утраты рынка серверов, Microsoft приняла невероятное по своей рискованности сложное решение и ввела сенсорный интерфейс, как принудительный, в Windows Server 2012. Разве это не яркая иллюстрация растерянности Microsoft'а?
Баллмер не озвучил новостей, которые бы оживили рынок. Вместо этого он нашёл козла отпущения и уволил Стива Синофски, а также подтвердил «скромность» продаж Surface. Зато продажи «айпэдов» отнюдь не скромные. Продажи «айфонов» также не скромные. И продажи «андроидов» совсем не скромные. Продажи планшетов на базе «андроида» скромные разве что по сравнению с продуктами от Apple. Продажи Surface также не скромные, это – колоссальная катастрофа!
Баллмер сказал, что Синофски выжал из себя всё, выполнил прекрасную работу и взял на себя ответственность (за ошибочные решения Баллмера). Остаток его высказывания – это восхваление прочной связки продуктов фирмы. Всё работает друг с другом, как в едином устройстве, которое будет всё более и более прочным и ...закрытым. Супер.
Если у вас iPhone, iPad, телефон или планшет с ОС «Андроид», то не будут они работать с продуктами от Microsoft'а, таков итог политики Microsoft'а. Вы не можете иметь на них MS Office, не можете их соединить с MS Server 2012 и не можете на них запускать программы для Windows 8/RT. Наверняка не запустите на них Halo 4, а также эти продукты имеют такой набор программ, которые сводят на нет всё, что предлагает Microsoft, не говоря уже о библиотеках музыки и фильмов. Если вы откажетесь от своего iPhone’а, iPad'а, телефона и планшета с Андроидом, то можете оказаться среди этих 2% лояльных потребителей, которые покупают всё, что выдаёт Microsoft. Но разве вы откажетесь от iTunes и всей своей коллекции прикупленных музыки, фильмов и ТВ-программ? А приложения для «Андроида» и iOS, которые не имеют аналогов в экосистеме Microsoft'а? Ещё раз покупать всё это ради того, чтобы мигрировать на Surface?!
Люди – это не тупая толпа. Нетерпеливо ждавшие актуализации Windows 8 потребители либо решили этого не делать, либо предпочли другие решения. Весь рынок OEM теперь лихорадочно ищет альтернативу для Windows. Microsoft полностью отрезал себе шансы на адаптацию Windows 8 на бизнес-рынке. Это означает, что все нововведения, которые появились в Windows Server 2012 (а таковые имеются), будут полезными только для компьютеров с Windows 8. Фирма, которая не предвидит, – мало чего стоит.
Выросло целое поколение, которое юзает планшеты, совсем не имея ничего от Microsoft'а. Юзают документы Google вместо MS Office, Gmail вместо Outlook или же Exchange.
Потребители могли бы использовать прекрасный Office 365, но не хотят платить за лицензию. Вся эта интеграция Windows 8 с облачными сервисами не даёт никаких бонусов, если не использовать Windows 8. Фирмы повторили эти облачные услуги, и клиенты охотно потянулись к ним. Microsoft создала собственные облака и удивляется, что никто не хочет покупать туда дорогие билеты, особенно, если они не позволяют пользоваться иными решениями.
Маховик смерти Microsoft'а раскручен, а её топ-менеджмент делает всё, чтобы ...ускорить обороты. Если кто-то внутри MS осмелится обратить внимание, что всё рушится или, что ещё хуже, предложит альтернативу – будет тут же «высинофскован» вон из фирмы. Microsoft не склонна что-либо менять, и это хорошо заметно. Впрочем, если бы и захотела, то исповедует такую культуру, которая не способна на это. Game over, последние судороги ещё немного продлятся, но тщётно. Microsoft'у конец.