Canon EOS 5D Mark IV
Анонсированная в августе зеркальная фотокамера Canon EOS 5D Mark IV получила целый ряд усовершенствований по сравнению с предшественницей. Впрочем, большинство улучшений для такого класса камеры были вполне ожидаемыми, а сами улучшения можно назвать эволюционными.
Принципиально новое в зеркальных камерах встретить уже довольно сложно, но компании Canon все же удалось немного удивить фотографов.
Технология Dual Pixel RAW — это действительно что-то абсолютно невиданное, и ранее в камерах она не встречалась.
Что это за технология и для чего может быть использована?
Во многих системных современных камерах Canon используются светоприемные матрицы, где каждый пиксель состоит из двух отдельных фотодиодов A и B, информация с которых считывается раздельно. Такое раздельное считывание позволяет реализовать быструю фазовую фокусировку Dual Pixel AF при помощи самой матрицы.
Каждый пиксель матрицы состоит из двух отдельных фотодиодов (технология Dual Pixel)
За счет этого в зеркальных камерах Canon обеспечивается высокоскоростная автофокусировка при видеосъемке и при съемке с использованием экрана для визирования (LiveView).
Обычно при формировании снимка информация с фотодиодов A и B каждого пикселя объединяется, но в Canon EOS 5D Mark IV реализовали также дополнительную возможность записи файлов в особом формате Dual Pixel RAW.
В файлах Dual Pixel RAW содержатся два «изображения». Первое изображение сформировано на базе информации из фотодиодов A, а второе — на базе объединения информации из фотодиодов A и B. Получается, что к обычному кадру добавляется информация о параллаксе.
Это позволяет осуществлять микроподстройку автофокуса, сдвигать боке (рисунок размытия в зоне нерезкости на кадре), уменьшать паразитные засветки. И все эти операции проводятся уже на отснятом кадре!
В теории все выглядит очень интересно, но попробуем Dual Pixel RAW на практике.
Как использовать Dual Pixel RAW?
На данный момент функция Dual Pixel RAW доступна только в камере Canon EOS 5D Mark IV. Для получения RAW-файлов формата Dual Pixel RAW необходимо в меню активировать соответствующую настройку.
Включение Dual Pixel RAW в камере Canon EOS 5D Mark IV
При этом возникают некоторые не очень приятные особенности:
- размер RAW-файла формата Dual Pixel RAW имеет почти удвоенный объем (примерно 60 МБ против 35 МБ в обычных RAW-файлах);
- снижение скорости серийной съемки;
- в режиме LiveView серийная съемка будет недоступна;
- возможен рост шумов на изображении.
Также очень важным моментом при работе с RAW-файлами Dual Pixel RAW является то, что дополнительная функциональность формата обеспечивается только в фирменном редакторе Digital Photo Professional (DPP).
А при использовании, например, популярного приложения Adobe Lightroom или RAW-конвертера Adobe Camera Raw файлы Dual Pixel RAW откроются (если установлены последние версии приложений), но функционально работа с ними не будет отличатся от работы с обычными RAW-файлами. Никаких дополнительных возможностей вы не получите.
По крайней мере, на данный момент ситуация именно такова.
Для получения большего эффекта от манипуляций с Dual Pixel RAW производитель приводит ряд рекомендаций. Они сводятся примерно к тому, чтобы при съемке обеспечивались небольшая глубина резкости (ГРИП) и существенное размытие фона.
Для файлов Dual Pixel RAW в редакторе Digital Photo Professional предусмотрен специальный режим обработки, в котором, собственно и осуществляются микроподстройка фокуса, сдвиг боке и подавление засветок.
Сдвиг точки фокусировки
Поэкспериментировав с несколькими файлами, должен сказать, что эффект от регулировки фокусировки настолько минимальный, что его очень трудно заметить. Да, при 100%-ном увеличении какое-то влияние ползунков видно, но оно очень незначительное и вряд ли дает реальную пользу фотографу.
- Фото без редактирования (100-процентное увеличение)
- Сдвиг зоны фокусировки максимально вперед (100-процентное увеличение)
- Сдвиг зоны фокусировки максимально назад (100-процентное увеличение)
Признаться, ожидал несколько большего. Если вы рассчитываете перевести фокусировку с одного глаза на другой на портретном фото (разве что глаза будут находиться практически на одном расстоянии по отношению к камере), выбрать нужный объект на макроснимке, «перевести резкость» с одного участка на другой на предметном фото, то это не тот случай. Подстройка фокуса действительно микроскопическая.
Регулировка боке
При регулировке сдвига боке сам рисунок зоны размытия не меняется. Получаемый эффект на фото можно сравнить с тем, что вы получили бы, сдвигая чуть-чуть камеру вправо или влево относительно изначальной точки съемки.
Влияние на итоговое изображение настройки незначительное.
- Фото без редактирования
- Сдвиг боке максимально влево
- Сдвиг боке максимально вправо
Уменьшение паразитной засветкой
Проверить уменьшение паразитной засветки Dual Pixel RAW не удалось. Дело в том, что камера использовалась буквально несколько минут в рамках презентации Canon EOS 5D Mark IV в Украине, и среди полученных снимков у меня просто не оказалось подходящего кадра с засветкой.
Надо заметить, что регулировка засветки очень влияет на боке. Причем, влияние негативное. На кадре появляются неприятные двоения объектов в зоне нерезкости. Видимо, не зря в данном режиме доступна возможность выбора зоны на фото, к которой будет применяться эффект. Кстати, выбор зоны на фото предусмотрен и для регулировки сдвига боке.
- Фото без редактирования
- При активации уменьшения паразитной засветки объекты в зоне нерезкости начинают двоиться
Судя по полученным результатам, осмелюсь предположить, что Dual Pixel RAW не будет особо востребована. Мало кто станет мириться с недостатками (см. выше) и неудобствами (использование DPP), возникающими при работе с Dual Pixel RAW, ведь какой-то значимой выгоды фотографу использование технологии Dual Pixel RAW не дает.
Приятно, что производители фототехники добавляют новые интересные возможности для своей техники, но в данном случае ожидания, связанные с возможностями Dual Pixel RAW, оказались несколько завышенными.
evo
Инженер тестовой лаборатории