«Гонка вооружений» и конкуренция с AMD вынудила Intel в очередной раз увеличить количество ядер в своих десктопных процессорах.
Так, в последнем десятом поколении процессоров Intel Core 10 gen для массовой платформы (не HEDT) количество вычислительных ядер во флагмане Intel Core i9-10900K впервые достигло десяти. А с технологий Hyper-Threading вычислительных потоков стало двадцать.
Такая «вооруженность» впечатляет.
Нам стало интересно, а насколько такой крутейший новый процессор быстрее, чем 6-ядерный i5-9400F, который можно назвать настоящим «народным» выбором за его популярность и хорошее соотношение производительности и стоимости?
Для тех, кто не знает, десятое поколение десктопных процессоров Intel Core выпускается по все тому же 14-нанометровому техпроцессу.
Можно заметить, что толщина текстолита у нового Intel Core i9-10900K (слева на фото) стала больше
Каких-то архитектурных изменений не произошло, тем не менее, CPU Intel Core 10 gen не совместимы с материнскими платами прошлого поколения.
Они получили новый сокет LGA1200 и для работы требуют новые материнские платы на базе чипсетов серии Intel 400.
Intel Core i9-10900K
В таблице собрали основные характеристики Intel Core i9-10900K и i5-9400F.
|
Intel Core i9-10900K |
Intel Core i5-9400F |
Сокет: |
LGA1200 |
LGA1151 |
Кол-во ядер/потоков: |
10/20 |
6/6 |
Базовая частота: |
3,7 ГГц |
2,9 ГГц |
Boost-частота: |
5,3 ГГц |
4,1 ГГц |
Разблокированный множитель: |
да |
— |
Кэш L3: |
20 МБ |
9 МБ |
Официальная частота памяти: |
DDR4 2933 МГц |
DDR4 2666 МГц |
Техпроцесс: |
14 нм |
14 нм |
Штатное энергопотребление TDP: |
125 Вт |
65 Вт |
Встроенный графический адаптер: |
Intel UHD 630 |
— |
Рекомендованная цена в США: |
$499 |
$157 |
Особенности работы Intel Core i9-10900K
При первом запуске системы на базе ASUS ROG Strix Z490-E Gaming появилось уведомление, позволяющее выбрать «стандартный» режим работы или же режим работы со снятием ограничений (энергопотребление, токи).
Все дело в том, что при нагрузках на все ядра с использованием максимальных boost-частот энергопотребление Intel Core i9-10900K сильно выходит за рамки заявленного TDP 125 Вт.
К примеру, у нас в тесте Cinebench R20 при многопоточной нагрузке по данным HWiNFO энергопотребление i9-10900K составило порядка 205 Вт. А если использовать стресс-тесты типа Prime95 оно будет еще выше.
Далеко не каждая, даже мощная система охлаждения справится с такой нагрузкой.
К примеру, используемая нами довольно мощная СО ASUS ROG Strix LC 240 RGB при нагрузках выше 200 Вт работала уже на пределе. Температура процессора забиралась выше отметки в 80 °C.
Пользователю, через настройки в BIOS материнской платы, предоставляется выбор: либо ограничить энергопотребление на стандартном уровне, но, тогда частоты ядер будут не такими высокими при многопоточной нагрузке, либо же снять ограничения, отдавая отчет, что процессор сможет выделять очень много тепла и это надо будет решать установкой действительно мощного охлаждения.
При «обычном» режиме, так называемом power limit 1 (PL1), система все же позволяет процессору выйти за рамки стандартного энергопотребления TDP 125 Вт, но кратковременно (на нашей системе примерно на 50 секунд).
Далее происходит падение напряжения CPU и частот с ограничением энергопотребления до уровня 125 Вт.
Во втором режиме power limit 2 (PL2) система будет ограничивать энергопотребление уже на уровне 250 Вт.
Что мы получили на практике?
При использовании лимита PL1 и нагружая все ядра (многопоток в Cinebench R20, рендеринг, стресс-тесты AIDA64) частота всех ядер удерживается на уровне 4900 МГц, а напряжение CPU составило 1,3 В.
Спустя примерно 50 секунд происходит падение рабочего напряжения до 1,17 В, уменьшаются частоты всех ядер примерно до 4200-4300 МГц (зависит от приложения) и процессор начинает работать в рамках энергопотребления 125 Вт.
В стресс-тесте AIDA64 с нагрузкой на все ядра видно, что изначальная частота 4900 МГц спустя примерно 50 секунд падает до 4300 Мгц (режим PL1 с ограничением по энергопотреблению)
При однопоточной нагрузке частоты нашего Intel Core i9-10900K достигали 5100 МГц при напряжении 1,36 В.
В играх частота обычно составляла 4900 МГц.
Собирая статистику рабочих частот при работе системы мы замечали, что фиксировалось значения и 5300 МГц, но это были лишь редкие кратковременные всплески.
На удивление, в простое и при низких нагрузках 10-ядерный i9-10900K оказался очень экономичным.
Частоты сбрасываются до 800 МГц, напряжение опускается до 0,79 В, а энергопотребление, если верить HWiNFO, составляло, порой, всего 9 Вт.
Это даже меньше, чем мы фиксировали для Intel Core i5-9400F.
Что касается разгона, то производитель в случае с Intel Core i9-10900K не оставил практически никакого резерва.
При этом сам процессор имеет разблокированный множитель, что, в общем-то, позволяет удобно экспериментировать с частотами, но толку мало.
Да, вы можете получить очень небольшую прибавку по частотам, но это будет сопровождаться заметным увеличением и без того немалого энергопотребления.
Intel Core i9-10900K против Intel Core i5-9400F
Платформа Intel 1
Материнская плата ASUS ROG Strix Z490-E Gaming с установленным процессором Intel Core i9-10900K, системой охлаждения ASUS ROG Strix LC 240 RGB и видеокартой ASUS ROG Strix GeForce RTX 2080 Ti
Платформа Intel 2
- Процессор: Intel Core i5-9400F
- Материнская плата: ASUS TUF Z390-PRO GAMING
- Охлаждение: СВО ASUS ROG Strix LC 240 RGB
- Оперативная память: 2×8 ГБ DDR4 3200 МГц (Kingston HyperX FURY DDR4 RGB HX432C16FB3AK2/16)
- Видеокарта: ASUS ROG Strix GeForce RTX 2080 Ti
- Операционная система: Windows 10 Pro 64 бит (обновление 2004)
Процессор Intel Core i5-9400F тестировался в штатном режиме без разгона.
Intel Core i9-10900K также работал без разгона, но для него мы отдельно проводили тесты с заводским ограничением по энергопотреблению (Intel Core i9-10900K PL1) и без ограничения (Intel Core i9-10900K PL2).
Для обеспечения достойного охлаждения Intel Core i9-10900K применялась довольно продвинутая «водянка» ASUS ROG Strix LC 240 RGB.
ASUS ROG Strix LC 240 RGB
Обратите внимание, что в играх, по крайней мере в нашем наборе, энергопотребление Intel Core i9-10900K не выходит за рамки штатных 125 Вт, поэтому на соответствующих графиках в данном случае нет разделения на Intel Core i9-10900K PL1 и Intel Core i9-10900K PL2.
Для обоих процессоров использовалась память Kingston HyperX FURY DDR4 RGB с частотой 3200 МГц (активировался XMP-профиль).
В играх производительность зачастую ограничивается возможностями не процессоров, а видеокарты. Чтобы это минимизировать мы использовали мощнейший графический адаптер ASUS ROG Strix GeForce RTX 2080 Ti.
ASUS ROG Strix GeForce RTX 2080 Ti
Как ни странно, но даже такая видеокарта будет сдерживать общую производительность в играх при высоких настройках графики.
Чем слабее видеокарта и чем выше разрешение и уровень графики, тем меньше уровень FPS в играх будет зависеть от процессора.
В каждой игре использовали два режима.
Первый, с разрешением 2K (2560×1440 пикс.) и высокими или максимальными настройками графики.
И второй с пониженным до Full HD (1920×1080 пикс.) разрешением и средним или низким уровнем графики.
Разрывы в результатах при более легкой нагрузке должны быть больше. Посмотрим…
Более подробное описание тестовых задач см. ниже:
Cinebench R20 — популярный тест рендеринга изображения. Позволяет симулировать многопоточную или однопоточную нагрузку
Blender 2.83 — бенчмарк с 3D-рендерингом
Corona 1.3 — 3D-рендеринг
Adobe Premiere Pro — экспорт видеофайла в формат HEVC (H.265) с наложением текста на картинку без использования аппаратного ускорения GPU
Adobe Photoshop тест PugetBench — специальный комплектный тест PugetBench с набором операций, проделываемых в графическом редакторе
7-Zip — время архивирования разнородного набора файлов общим объемом 3,4 ГБ с уровнем сжатия «максимальный»
HandBrake — время перекодирования видеофайла H.264 Full HD в формат H.265
PCMark 10 Digital Content Creation — набор тестов по обработке фото, рендерингу, редактированию видео, объединенных категорию Digital Content Creation, которая является частью бенчмарка PCMark 10 Extended
Shadow of the Tomb Raider, Metro Exodus, Total War: Three Kingdoms, Forza Horizon 4, Far Cry 5 — игры со встроенными бенчмарками.
Производительность в приложениях
Производительность в играх
Выводы
Анализируя результаты можно видеть, что максимальная разница между Intel Core i9-10900K и Core i5-9400F достигается в приложениях, умеющих задействовать все вычислительные ядра и потоки (Cinebench R20, рендеринг).
Хороший разрыв виден также при архивировании, преобразовании видео.
Что касается игр, что при высоком качестве графики и разрешении 2K даже такой мощный видеоадаптер как NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti становится ограничивающим фактором и разница между i9-10900K и Core i5-9400F, порой, оказывается практически незаметной (Metro Exodus, Forza Horizon 4).
Уменьшение разрешения и уровня графики, прогнозируемо, приводит к увеличению разрыва между i9-10900K и Core i5-9400F, но, все равно, этот разрыв составляет проценты, десятки процентов, но не разы.
И чем слабее видеокарту вы будете использовать, тем меньше будет разница между процессорами.
Конечно, в случае стриминга игр преимущество i9-10900K, с его запасом ядер, будет уже существенным.
К слову, Core i5-9400F, который все еще очень широко представлен продаже, показал себя очень неплохо в играх, даже в паре с флагманским графическим адаптером RTX 2080 Ti.
Процессоры Intel Core i9-10900K и Core i5-9400F
Еще до проведения тестов было понятно, что Core i9-10900K сильно уступит Core i5-9400F по соотношению производительности и цены. Он не настолько быстрее, насколько дороже.
Но в таких топовых продуктах, как i9-10900K, стоимость отыгрывает далеко не главную роль.
Подобные устройства выбирают пользователи, когда необходимо что-то самое крутое, самое быстрое и новое в рамках выбранной платформы.
Выражаем благодарность компании ASUS за предоставленное оборудование
evo
Инженер тестовой лаборатории