- Цена: 7835.66 руб.
На сайте уже есть два обзора, дающие общие представления о том, что такое MC3000 и что можно делать с его помощью. Рекомендую ознакомиться с ними прежде, так как данный обзор будет выступать как дополнение этих обзоров.
mysku.club/blog/china-stores/36316.html
mysku.club/blog/china-stores/76503.html
У всех нас имеется достаточно большое количество устройств, которые питаются от батареек форматов AA или AAA. Несмотря на активное распространение литиевых аккумуляторов, ниша AA и AAA остаётся почти не тронутой.
После того, как очередной раз у меня потекли батарейки и загадили батарейный отсек, я принял решение отказаться от использования батареек вообще. Тем более, что цена китайских NiMH аккумуляторов со сравнительно низким саморазрядом стала меньше доллара за штуку. Таких устройств, требующих питания от AA или AAA у меня не мало, так что со временем число аккумуляторов у меня росло, и сейчас составляет чуть меньше сотни. У меня имеется большое количество самых разнообразных аккумуляторов, разных моделей, разного возраста, различной степени износа которые нужно заряжать. Для этого я использую различные зарядки. Прочитав о том, какой могучий девайс SKYRC MC3000, я его купил на AliExpress.
Первые же тесты с MC3000 показали, что с устройством что-то не так. Устройство было исправно, но работало не так, как должно работать зарядное устройство такого класса. И тогда я занялся подробным изучением возможностей MC3000. После проведения различных тестов, я понял, что сильно погорячился, купив MC3000. На текущий момент, для версии прошивки v1.15, MC3000 представляет девайс, половину функций которого практического невозможно использовать из-за ошибок, допущенных разработчиком. Забегая вперёд, замечу, что я связался с разработчиками из SKYRC, которые подтвердили наличие всех обнаруженных ошибок. Итак, разберём подробнее проблемы, которые мне удалось обнаружить при использовании MC3000.
Проблема 1
Во всех обзорах, посвящённым MC3000, что я видел, всегда использовались новые аккумуляторы для тестов. Новые аккумуляторы всегда имеют низкое внутреннее сопротивление (IR), которое со временем, по мере их старения и износа возрастает. IR важно, так как определяет какой максимальный ток способен отдать аккумулятор на нагрузку. Так, аккумуляторы, которые используются в фотовспышках, приборах измерения артериального давления, радиотелефонах, детских игрушках требуют большие разрядные токи. В тоже время, аккумуляторы, используемые в клавиатурах, мышках, пультах, часах, радиоприёмниках, весах и пр. не требуют больших токов. Поэтому по мере старения аккумуляторов, их можно переводить на малопотребляющие нагрузки, после чего они могут работать ещё многие годы. Таким образом, в реальной ситуации возникает необходимость заряжать большой парк аккумуляторов, имеющих как низкое, так и высокое IR.
Если установить на зарядку в MC3000 старый NiMH, у которого IR уже подросло и аккумулятор уже не может принимать большой ток, то MC3000 вообще откажется его заряжать, если указать ток, который аккумулятор не может принять. Так как я не использую для зарядки NiMH токи больше 1A, я заметил, что MC3000 отказывается заряжать аккумуляторы, когда их IR превышает 500mOhm. Причём речь идёт не про убитые аккумуляторы, а вполне нормальные. При старте MC3000 проводит тест, и пишет «Connection Break». На этом всё. Для простоты, такие аккумуляторы я далее буде называть старыми.
Если начать уменьшать зарядный ток, то если получится угадать, какой ток может принимать аккумулятор, то зарядка пойдёт. Замечу, что если этот аккумулятор установить в любое другое зарядное устройство, из тех что я протестировал: Liitokala Lii-500, Lii-100, Lii-100C, LaCrosse BC-900, Soshine H2 то зарядка этого аккумулятора будет успешно производиться любым заказанный током. Зарядное устройство будет вливать в аккумулятор такой ток, который тот способен принять, и аккумулятор успешно зарядится. Зарядное устройство самостоятельно понизит зарядный ток, если это нужно, и будет заряжать аккумулятор меньшим током, но будет заряжать.
Из-за этого, при зарядке NiMH в MC3000 нужно постоянно помнить какой аккумулятор хочешь заряжать, новый или старый. Для зарядки старых приходится держать рядом LaCrosse BC-900 или Lii-500. Можно попытаться старые аккумуляторы заряжать в MC3000, но тогда возникает ряд проблем:
- Нельзя просто взять и выставить любой зарядный ток. Нужно выставлять для каждого аккумулятора конкретный ток, который сможет в него залить MC3000. Узнать какой это ток заранее нельзя, можно лишь определить его из ряда попыток начать зарядку. Если же установить чуть завышенный ток, то MC3000 сразу же сообщает об ошибке «Connection Break» и прекращает работу.
- Зарядка старых аккумуляторов в MC3000 почему-то происходит в разы медленнее, чем это происходит в других зарядках типа Lii-500 или LaCrosse.
I have double checked with the engineer that this is not a bug but a feature for safety.На что я им ответил, а как же работают все другие зарядники на рынке? Как работает классическая зарядка лития, когда ток падает по мере заряда. Всё безопасно. Подумав ещё, мне ответили:
You have to charge your old batteries at a lower charge rate to avoid any issues or danger and protect your charger at the same time. I think nothing is more important than safety while charging. So MC3000 has a lots of features for safety.
The aged or poor condition batteries have a higher IR and therefore heat up more during charge or discharge.На что я им ответил, что увеличение внутреннего сопротивления батареи уменьшает зарядный ток, а значит и автоматом падает выделение тепла. Плюс, у Вас есть термоконтроль, так что перегрев исключён. На это они мне снова ответили. Это прям «вишенка на торте»:
If you still charge it with a higher current, it's not good for the battery health and also will casue the battery very hot.
So I would suggest you to charge those old batteries with a lower charging current.
We also have other models that will not charge if the battery IR is high.Тут у меня просто нет слов. Epic fail.
Anyway, that's our design and feature for safety and will not change.
Выводы:
- MC3000 отказывается заряжать старые аккумуляторы, либо аккумуляторы имеющие высокий IR, как это делают практически все зарядки, имеющиеся на рынке. Когда можно выставить любой зарядный ток, и зарядное устройство будет заряжать этот аккумулятор указанным током, либо меньшим, для старых аккумуляторов. Невозможность удерживать заданный зарядный ток в MC3000 не может быть оправданием для отказа заряжать аккумуляторы.
- SKYRC знают о проблеме невозможности заряда аккумуляторов MC3000 с высоким IR и не собираются исправлять эту проблему. Напомню, что сама SKYRC позиционирует MC3000 как универсальное зарядное устройство, способное заряжать все типы аккумуляторов NiMH AA/AAA. Нигде в документации или на сайте не сказано, что MC3000 не поддерживает зарядку аккумуляторов с высоким IR.
- Данная проблема касается не только старых аккумуляторов, но всякой мелкой экзотики, которую кто-то может попытаться заряжать через MC3000, используя переходник. Так как мелкие аккумуляторы от рождения имеют высокий IR.
- Техподдержка SKYRC заявила, что у них есть и другие модели зарядных устройств, которые также не поддерживают зарядку батарей с высоким IR. Ближайшая аналогия такого заявление, это, как если бы представители Volkswagen до начала дизельгейт сами добровольно заявили, что химичат с тестами на выбросы CO.
Проблема 2
Я начал тестировать MC3000, поставил заряжаться 4xAAA NiMH ёмкостью 1000mAh, заряжал током 500mA. И выяснилось, что достаточно часто MC3000 не обнаруживает момент окончания заряда NiMH аккумуляторов. Первые тесты показали, что такое случается где-то в 10% случаев. Замечу, что у меня много аккумуляторов с различным износом. А все, кто ранее публиковал обзоры для MC3000, всегда использовали только новые аккумуляторы.
Определение окончания заряда NiMH это не тривиальная задача, и разные производители зарядных устройств решают эту задачу по-разному. Причём, все производители скрывают детали используемых алгоритмов. Обычно все говорят, что нужно использовать определение момента на основе по ΔV. При заряде аккумулятора, в момент окончания заряда напряжение на батарее падает на несколько милливольт. Этот момент принято считать моментом окончания заряда батареи. Это действительно так, но бывают и исключения. Иногда при зарядке не возникает этого отрицательного участка.
Поэтому разные производители ищут дополнительный способы решить эту проблему. Если посмотреть на осциллографе зарядный ток различных зарядный устройств, таких как Liitokala Lii-500 и LaCrosse, то можно увидеть, что зарядный процесс постоянно прерывается. Есть предположение, что именно в этот момент зарядные устройства контролируют напряжение на батарее и принимают решение о прекращении заряда.
Также используются вспомогательные методы определения окончания заряда – это ограничение по ёмкости, залитой в батарею, и термоконтроль. Считается, что в момент окончания заряда аккумулятор начинает значительно нагреваться. Наиболее навороченный метод определения на основе термоконтроля реализован в LaCrosse, но пока не будем в это углубляться.
Я много лет пользуюсь зарядным устройство от LaCrosse, и могу уверенно заявляться, что LaCrosse за всё время ни разу у меня не вошёл в цикл бесконечного заряда аккумуляторов. Даже до защитной отметки 3000mAh доходило всего пару раз и только на AA. Для AAA такого не было ни разу за многие годы эксплуатации LaCrosse. Покупая MC3000 я предполагал, что самое навороченное зарядное устройство будет обеспечивать определения окончания заряда NiMH не хуже, чем это делает LaCrosse.
А что имеется в MC3000? В MC3000 имеется штатный способ определения окончания заряда только один – это по ΔV.
Кто-то может возразить, что мол у него всегда срабатывает ΔV и у меня какие-то неправильные аккумуляторы. У меня тоже обычно срабатывает ΔV. Процент случаев, когда ΔV не срабатывал обычно не больше 10%. Но недавно случилось страшное для MC3000. Недавно я купил партию аккумуляторов от Xiaomi ZMI ZI5, 12xAA и 12xAAA. И оказалось, что для AA при токе заряда 750mA обнаружение ΔV сработало на всех 12 аккумуляторах. А для AAA, ни на одном аккумуляторе из 12 штук, MC3000 не смог обнаружить на основе ΔV момент окончания заряда при зарядном токе 500mA. Возможно дело было в том, что это была первая зарядка. Не знаю. Я позже заряжал аккумуляторы AAA от Xiaomi, ΔV на этот раз срабатывала.
Вот так выглядит потерянный ΔV на MC3000. Второй аккумулятор MC3000 будет заряжаться вечно. Я не стал ждать дольше, так как такая прожарка не полезна для аккумуляторов.
Вот так выглядит график заряда для аккумулятора из первого слота, для которого ΔV был обнаружено:
Вот так выглядит график заряда для аккумулятора из второго слота, для которого ΔV НЕ было обнаружено:
В общем, на MC3000 такое встречается достаточно часто, и с этим нужно что-то делать.
Конечно, у MC3000 есть и другие защитные механизмы, можно использовать ограничение по ёмкости, заливаемой в аккумулятор или установить ограничение по времени заряда аккумулятора. Чем мне и приходится в обязательном порядке пользоваться, чтобы предотвратить перезаряд NiMH аккумуляторов в MC3000.
Выводы:
- Штатный механизм определения окончания заряда MC3000 работает значительно хуже, чем у Liitokala Lii-500 и LaCrosse. Часто ошибается. Что может привести к перезаряду аккумуляторов.
- Многие могут подумать, что несовершенный механизм определения по ΔV в MC3000 компенсируется защитными ограничениями по ёмкости и времени. Но, к сожалению, здесь не всё так просто. Дальше будет понятно, что эти ограничения не всегда работают.
- Главный вывод этой проблемы – у MC3000 есть только один штатный механизм определения окончания заряда NiMH — это ΔV и он часто даёт сбои. Запомним это, дальше от этого вывода будет много зависеть.
Проблема 3
SKYRC позиционируется MC3000 не только как зарядное устройство, но и анализатор батарей, способный в автоматическом режиме проводить тесты батарей. Ну ладно, подумал я, не может MC3000 заряжать старые батареи, но зато оно умеет тестировать новые. Мне требуется следующие три возможности от анализатора:
- Разряд-Заряд, тоже самое, что в Liitokala Lii-500 это называется Fast Test, в LaCrosse это называется Discharge. Требуется знать значения емкости как для фазы разряда, так и заряда.
- Заряд-Разряд-Заряд, тоже самое, что в Liitokala Lii-500 выполняется NOR Test, в LaCrosse это называется Test. Требуется знать значения емкости для всех фаз заряда и разряда.
- Refresh, бесконечный Разряд-Заряд до тех пор, пока получаемая ёмкость в процессе разряда выше, чем во время предыдущего цикла, тоже самое, что в LaCrosse выполняет команда Refresh. Требуется знать значения ёмкости последнего и предпоследнего циклов разряд-заряд.
Я взял несколько аккумуляторов NiMH AAA и запустил на тест. Емкость у них от рождения была 1000mAh, и для теста я выбрал зарядный и разрядный ток равным 500mA. Первая четвёрка отработало нормально, а вот со второй четвёркой возникли проблемы. Проблема заключается в том, что когда я подошёл проверить как идёт процесс, то увидел, что два аккумуляторы тест завершили полностью, а два находятся на стадии зарядки. В каждый уже было влито около 2.5Ah, и MC3000 не собиралось останавливать зарядку.
Я подумал, не страшно. У MC3000 имеется ограничение по ёмкости и таймаут по операции, и это должно будет решить мою проблему. Я установил ограничение по ёмкости, и снова запустил тест, используя батареи, на которых MC3000 сбойнул и не смог определить окончания заряда на основе ΔV. И снова MC3000 сбойнул, и не смог определить окончание заряда. Зато сработало ограничение по ёмкости. Только радость была недолгой. Ограничение по ёмкости не прекратило цикл заряда. Ограничение по ёмкости полностью прервало работу MC3000. Цикл прервался.
Я подумал, ну ладно, это ошибка в прошивке. Бывает. Но ведь есть настройка ограничения по времени работы. Хоть им не так удобно пользоваться. Я снова запустил цикл, но на это раз установил ограничение по времени. И снова MC3000 пропустил ΔV, и сработал таймаут, который как и ограничении по ёмкости прервал работу MC3000. Epic fail.
Все ограничения, устанавливаемые в настройках MC3000 на ограничение заряда, при использовании циклов не должны полностью прерывать работу, а должны прерывать только текущую фазу цикла и начинать следующую фазу цикла. Кроме того, ограничение по времени должно ограничивать время работы одной фазы цикла, а не суммарное время всех циклов.
Я связался с техподдержкой по поводу этой ошибки, и получил ответ:
Ok, our R&D team would need to check and review.Через неделю
I am not sure when will they be avaiable to check since there are many projects at the end of the year.
Let me double check about it.Ещё через неделю
Just for your info, we will be on holiday from 1st to 7th.Oct.
Let me check ahead.И на этом всё. Дальше техподдержка SKYRC тупо закрывает этот ticket, а я открываю его снова. Даже отвечать перестали, кроме дежурной фразы:
Thanks for your interest in our product. We will continue to strive for the good health and protection of the battery, charger, user, and environment. Hopefully you can become happy with the charger in future too!
Выводы:
- Из-за того, что MC3000 часто ошибается с определением ΔV при заряде NiMH аккумуляторов, использовать циклы для NiMH нужно крайне осторожно, постоянно контролируя процесс вручную. Потребуется вручную прерывать работу MC3000, если он войдёт в состояние перезаряда батареи.
- Если нет возможности постоянно контролировать вручную работу циклов на MC3000, то лучше вообще не использовать циклы для NiMH аккумуляторов.
- Ни один защитный механизм MC3000 не помог решить эту проблему. Фактически эта ошибка сделала невозможным использование циклов для NiMH.
Проблема 4
Ладно, глючат циклы у MC3000 для NiMH. Нужно контролировать постоянно процесс работы MC3000. Но даже, если есть куча времени, чтобы сидеть и смотреть на работу MC3000, постоянно контролирую процесс заряда, это мало поможет. В случае, если будет запущен цикл, к примеру разряд, а потом заряд аккумулятора, чтобы оценить его остаточную емкость, а потом его зарядить. Так вот, если на стадии заряда MC3000 опять ошибётся в определении ΔV и устройство начнёт перезаряд, то если провести ручной останов MC3000, то данные по ёмкости предыдущего цикла будут утрачены. MC3000 показывает емкость предыдущих циклов только в случае корректно переключения циклов, на основе обнаружения ΔV. В случае принудительного ручного останова или срабатывания любого ограничения, типа по ёмкости или времени, данные предыдущего цикла будут утрачены.Выводы:
- При тестировании NiMH про циклы лучше вообще забыть. Проще вручную включать процесс заряда и разряда.
Проблема 5
Я ранее перечислил, что мне требуется режим Refresh, бесконечный Разряд-Заряд до тех пор, пока получаемая ёмкость в процессе разряда выше, чем во время предыдущего цикла. Я проверил функционал MC3000, и обнаружил, что MC3000 так не умеет. Можно задать четкое число циклов. Но прерывать работу по прекращению роста емкости MC3000 автоматически не умеет.Данный режим нужен для восстановления емкости циклами разряд-заряд до тех пор, пока будет расти емкость. Данный режим реально полезен для восстановления NiMH аккумуляторов, которые длительной время были разряжены в ноль.
В целом, отсутствие режима Refresh нельзя назвать ошибкой. Скорее – это функция, которой нет в MC3000. Получается, что в древнем LaCrosse правильный Refresh есть, а в MC3000, несмотря на все его навороты, этого режима нет.
Я отправил запрос в техподдержку SKYRC. Техподдержка дала пару ответов с паузой в неделю вида:
Let us further check internally.После чего техподдержка замолчала и больше не отвечала на мои запросы в этом ticket.
Выводы:
- Функционал MC3000 оказался не настолько богат и универсален, как это анонсируется. Важные функции, по крайне мере для меня, отсутствуют.
Проблема 6
К этому времени, я уже понял, что прошивка для MC3000 – это сборник ошибок. И мне стало интересно, сколько ещё серьёзных ошибок удастся найти в MC3000. И оказалось, что ошибок в MC3000 на всех хватит.Все предыдущие проблемы касались только зарядки NiMH. Новая проблема уже затрагивает вообще все типы батарей, включая все типы литиевых аккумуляторов.
Проводя тесты MC3000, и поняв, что как ограничение по ёмкости, так и ограничение по времени работы работают в циклах неправильно. Я подумал, что если программисты SKYRC допустили такую ошибку с ёмкость и временем, то вероятнее всего, они сделали такую-же ошибку и во всех остальных ограничениях, которые есть в настройках. И эта версия успешно подтвердилась.
Речь идёт о настройке CUT TEMP, которая должна определять максимальную температуру для каждой батареи. Так вот, оказалось, что когда эта настройка срабатывает, и если в данный момент был запущен цикл, то работа MC3000 полностью останавливается.
Кто-то может подумать, что всё сделано правильно. И что это отличная защитная мера от перегрева батарей. Но этот вопрос нужно рассмотреть подробнее, так как тут не всё так просто.
Первый факт.
Всё дело в том, что MC3000 не умеет измерять температуру батарей. Вообще не умеет, никак. Контакты аккумуляторов в MC3000 контактируют радиатором, которые продуваются мелкими кулерами. Если срабатывает пороговое значение, называемое SYS TEMP, которые отдельно где-то измеряется и относится ко всему устройству, а не к отдельному аккумулятору, срабатывают кулеры. Которые дуют на эти радиаторы и снижают температуру. Так вот, MC3000 измеряет не температуру батарей, а температур мелких радиаторов, контачащих с батареей, которые принудительно охлаждаются вентиляторами. Я не проводил детальных тестов, но видел в процесс тестирования MC3000, что в случае нагрева самого аккумулятора разница между реальной температурой аккумулятора и температурой, показываемой мониторингом MC3000 расходилось на 20C градусов и более. То есть, если установлен порог срабатывания термозащиты для аккумулятора на уровне 45C – это вообще не понятно, при какой реальной температуре аккумулятора данный порог сработает. Тут стало понятно, почему такой низкой порог в 45C градусов установлен по умолчанию.
Вот что показывает мониторинг MC3000:
А вот как дела обстоят в реальности:
Мониторинг показывает 42.4C градуса, а в реальности имеем 63.3C. Ничего себе ошибочка!!!
Второй факт.
Зачем вообще нужен мониторинг температуры, и как он работает у других.
Для чего нужен мониторинг. Его задача предотвратить выход на температуры, опасные для аккумулятора. Считается, что при работе не следует превышать нагрев аккумуляторов до температуры в 80C градусов или выше.
Самую лучшие реализацию мониторинга температуры я наблюдаю у LaCrosse. При достижении порога около 55C-60C, LaCrosse прекращает зарядку и устанавливает зарядный ток равным нулю. Далее, LaCrosse делает паузу, на глаз где-то около 5 минут, после чего продолжает процесс заряда. Причём это работает, как в режиме простой зарядки, так и в любых циклических режимах.
На мой взгляд, данная стратегия, используемая у LaCrosse оптимальна. Что-же предлагает MC3000? Рассмотрим типичный цикл тестирования аккумуляторов при заряде и разряде большими токами.
Запускаем такой классический тест заряд-разряд-заряд большими токами. Так как параметр CUT TEMP использует замер температуры, сильно отличающийся от реальной температуры процессора, то, весьма вероятно, параметр CUT TEMP сработает. Что произойдёт дальше? А работы циклов прервётся.
Цикл тестирования не будет завершен. Что в этом случае будет делать владелец MC3000? Либо откажется от тестирования, либо повторит тест, но уже с повышенным параметром CUT TEMP. Но напоминаю, CUT TEMP использует цифры, которые вообще мало связаны с реальной температурой батареи. И предположим, снова тест прерывается.
Таким образом, владелец MC3000 или прервет тестирование, или сам повысит порог CUT TEMP до значений, которые не приведут к срабатыванию контроля температуры. При этом, владелец MC3000, изменяя CUT TEMP сам понятие не имеет, какое ограничение по температуре он выставил. А это значит, что такими настройками SKYRC провоцирует пользователей фактически отключать контроль температуры, что резко понижает безопасность работы, особенно с литием.
Считаю, что самый оптимальный сценарий работы – это использовать подход, принятый в LaCrosse. Когда при достижении температуры не происходит прерывание работы, а лишь даётся время аккумулятору для отдыха. Такой механизм позволит безопасно завершить тест. Кроме того, на графиках будут видны провалы по току, то есть будет понятно, что это сработал термониторинг.
И снова я связался с техподдержкой SKYRC. Ответ был таким:
Sorry for the late reply.После того, как я расписал, что такое поведение CUT TEMP фактически приведёт к тому, что пользователь завысит значения CUT TEMP, то есть фактически отключит контроль температуры, мне ответили.
Our R&D team replied that they are not bugs.The charger works exactly as programmed in the firmware.
We prefer the charger as it is.В общем, мне больше нечего сказать. Техподдержка SKYRC неизлечима.
Выводы:
- Точность термоконтроля у MC3000 очень низка.
- По сути придётся отключать термоконтроль, увеличивая параметр CUT TEMP. Либо будет постоянный риск, что тест прервётся.
Заключение
Я не стал вспоминать про всякие мелкие проблемы, часто врущий измеритель IR, который показывает 1mOhm, тугих заедающих салазок, кривого софта для PC, где букве залезают друг на друга и тяжело понять, где графики не масштабируются и невозможно рассмотреть отдельный участок, кривого управления включением вентиляторов без возможно гибкого управления оборотами, и т.д. Это всё мелкие недочёты, с которыми можно мириться и которые не оказывают существенного влияния на удобство работы с MC3000. Однако, перечисленные выше проблемы реально существенны.
Хорошо известно, что китайцы заинтересованы только в продаже продукта. После того как продукт продан, они теряют всякий интерес к его поддержке, к исправлению ошибок или добавлению полезного функционала. Считается, что выгоднее потратить время на проектирование нового девайса, чем на доработку старого. Пусть покупатель лучше купит новый девайс, если хочет улучшений. Данный случай со SKYRC лишь подтверждает этот факт.
Вернёмся к вопросу, который был озвучен в заголовке обзора. Покупать или нет MC3000.
Факты изложены. Каждый пусть сам оценивает, перечисленные проблемы важны или нет. Оправдана ли трата больше сотни баксов за зарядное устройство, имеющее такой обширный букет проблем.
Выскажу своё личное мнение. Если бы я знал всё это до покупки MC3000, я бы ТОЧНО ЕГО НЕ КУПИЛ.
P.S. Линк, указывающий продавца, который продал мне MC3000 не рекомендую использовать. Продавец мошенник, подсунул мне fake track номер, после чего мы долго общались в чате. После моей четвёртой угрозы открыть спор и вернуть все деньги, к тому моменту как стало проходить 10 дневное ограничение на открытие спора, продавец всё же выслал мне MC3000 и дал на этот раз реальный трек.