Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM - пожалуй лучший объектив для съемки котиков. И не только...
Автор: Артем Кашканов
Давно хотел поделиться впечатлениями о старом добром и пости всеми забытом объективе-полтиннике Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM. Появился он у меня случайно - предстояла репортажная съемка в не очень светлом помещении с черным потолком и тут мне стукнуло, что свой последний светосильный фикс я давно продал, а снимать на "темный" зум со вспышкой не получится - разве что "в лоб", но это не наш метод. Поиски среди знакомых фотографов не увенчались успехом, поскольку "Canon, I can" остался только я один. А среди знакомых один стал "Я - Nikon", а второй оценил "ценность инноваций" с Fujifilm. В итоге пришлось идти на Авито.ру и искать что-то подходящее с целью отснять мероприятие, а потом чтобы была возможность продать за ту же цену.
В целом по городу нашлась дюжина предложений со светосильными полтинниками разных мастей - от банального Canon 50mm 1:1.8 предыдущего поколения стоимостью рубль/ведро, заканчивая профессиональными линзами за заоблачную цену. Наиболее продаваемым/покупаемым оказался Canon 50mm 1:1.4 USM, но я имел опыт работы с ним - восторга он у меня не вызвал, равно как и чувства отторжения. Да, резкий, да, светлый. Но какой-то скучный. К тому же на открытой диафрагме мылил нещадно (возможно, проблема конкретного экземпляра). Второй раз такой объектив покупать не хотелось и тут мне на глаза попало предложения - Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM за 14000 рублей.
Что за зверь Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM?
Оптика Sigma всегда вызывала у фотолюбителей противоречивые чувства и у меня в том числе. Начитавшись в интернете негативных о промахах фокусировки, невозможности отъюстировать, отсутствие сервисных центров, я надолго отложил практическое знакомство с этим брендом. Первый опыт работы с Сигмой у меня был в 2017 году - именно тогда в мои руки попал "топовый" полтинник Sigma EX 50mm 1:1.4 Art и была возможность поиграть с ним в течение довольно длительного времени. С этого момента мое отношение к Сигме поменялось в лучшую сторону. По крайней мене, к профессиональной серии EX.
Объектив Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM - это "предыдущая" модификации Art-полтинника и в свое время он позиционировался именно как профессиональный фикс. И, собственно, все задатки у него для этого имеются - начиная с конструктива, заканчивая качеством изображения и его "рисунком".
Конструктивно Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM выглядит исключительно крепко и добротно. Корпус полностью металлический, внутренняя фокусировка, ультразвуковой мотор - все это положительные качества. Обратная сторона - габариты и вес объектива. По сравнению с кеноновским "полтинником 1.4", Сигма заметно больше и тяжелее. Диаметр передней линзы 77 миллиметров (против 58 у Кенона), соответственно, если решите использовать какие-то фильтры, они обойдутся вам раза в 1.5 дороже, чем с кеноновским полтинником. При фокусировке у Сигмы хобот объектива не выдвигается - это плюс, так как у Кенона это было слабым местом, при ударах и падении объектива даже с небольшой высоты на выдвинутый хобот автофокус клинило.
Еще из положительных черт сигмовского полтинника можно отметить 9-лепестковую диафрагму. Считается, что чем больше лепестков у диафрагмы, тем более "художественный" объектив - в рисунке размытия отсутствуют характерные "гайки", форма дисков размытия приближена к круглой.
Фокусировка осуществляется при помощи HSM-мотора (аналог кеноновского USM), работает он быстро и почти бесшумно. Другое дело, что к точности фокусировки есть вопросы, но об этом чуть позже.
На этом теоретическую часть, я думаю, можно закончить и поделиться впечатлениями от практического использования объектива.
Съемка на улице
После покупки объектива у меня была пара дней, чтобы привыкнуть к нему. Так совпало, что эти дни были выходными и я в кои-то веки взял полнокадровую тушку с полтинником на дачу.
Сразу хочу предупредить, что фотографии в статье оптимизированы для веб и по ним нельзя оценить детализацию картинки. Фотографии снимались в RAW, конвертировались в Jpeg в Lightroom без какой-либо коррекции. Фотокамера - Canon EOS 5D (не "марк", самый первый, 13 мегапикселей). Ссылка на полноразмерные снимки будет приведена в конце статьи.
Итак, поехали. Одно из основных предназначений объекива 50 мм - съемка людей не самым крупным планом - по пояс, или еще мельче.
Первое фото - портрет моего брата Дмитрия Кашканова, надеюсь, он не сильно рассердится за то, что я публикую его без его разрешения :) Фотография сделана на полностью открытой диафрагме днем в пасмурную погоду. Цветопередача аккуратная, детализация в зоне резкости вполне приличная.
Еще один "дачный портрет":
Вывод - диафрагма 1.4 абсолютно рабочая. Никакого чувства "пластмассовой" замыленности, как у Canon 50/1.8, в то же время передача объема на многоплановых композициях замечательная.
Следующая фотография была сделана на полностью закрытой диафрагме. Кстати, ее можно прикрыть максимум до 16:
На приведенном примере можно заметить, что на F16 глубина резкости недостаточна, чтобы в нее попали и передний и задний план. Следует иметь это в виду при съемке многоплановых композиций и стараться, чтобы до объекта переднего плана было по крайней мере метра три.
Следующий кадр - диафрагма 8, фокусировка на средний план:
Объекты съемки, конечно, совсем не художественные, тем не менее начинает приходить понимание, что объектив очень реалистично передает цвета, прекрасно прорисовывает все нюансы (это видно по полноразмерным фото, ссылка в конце статьи) и благодаря привычной глазу перспективе обеспечивает эффект присутствия.
Ладно, пришла пора переместиться в какое-то более эстетичное место. Например, в Гороховец.
Умеренные цвета, отличная контрастность. И это все с одной настройкой (приоритет диафрагмы, F8), выдержка и баланс белого на автомате.
Солнце стало клониться к закату, окрасив все в оранжевые тона. Насколько удачно объектив смог их передать видно по следующим примерам:
Когда солнце закатилось за горизонт вместо оранжевых стали преобладать едва уловимые розовые оттенки.
Лично мое мнение - по цветопередаче объектив достоин высшей оценки. Нет в картинке никакого намека на "пластмассовость" и "бюджетность". При съемке пейзажа света и тени прекрасно сбалансированы, оттенки проработаны. Фотографу остается только прикрыть диафрагму до 8 и правильно настроить уровень экспозиции. Объектив передаст картинку "как есть", ничего от себя не добавив.
Съемка в помещении
Покажу еще немного домашних фото, сделанных с сигмовским полтинником.
Эта фотография сделана поздним вечером в комнате с выключенным светом. Единственный источник освещения - открыта дверь в соседнюю комнату, в которой горит свет :) Диафрагма 1.4, чувствительность ISO 1600.
Ну и конечно, было бы странно в список скучных и нехудожественных тестовых снимков не добавить милоты в виде котиков :) По крайней мере так делают все уважающие себя фотографы, пишущие отзывы о камерах и объективах на foto.ru - и я не буду от них отставать :)
Котик Шерлок. Фокусировка на ближний глаз, диафрагма 1.4, ISO 1000, домашнее освещение. Эта фотография моментально разлетелась в качестве заставок на мобилку среди наших друзей:
Котик Ватсон. Условия те же, настройки те же:
На самом деле это одни из немногих котофоток, которые получились в виду большой подвижности "моделей". Практически каждая попытка сфотографировать их вместе заканчивалась грызней:
Как и обещал, ссылка на полноразмерные варианты фотографий - https://yadi.sk/d/M2bmspf1BTAPww
Выводы
Уверен, приведенные примеры снимков кому-то покажутся несерьезными по причине отсутствия фото профессиональных моделей в студии и невест с букетами, тем не менее, пока показать больше ничего не могу - заказчик не дал разрешения на публикацию фотографий, ради которых эта Сигма покупалась :)
Тем не менее, после того как я поснимал с этим объективом в разных условиях, у меня пропало всякое желание избавляться от него, особенно за те деньги, которые он стоит на вторичке - 13-15 тысяч рублей. Во многом он мне напомнил крутой сигмовский полтинник семейства Art (который пришел на смену обычному EX), хотя по части характеристик до него не дотягивает. В большинстве случаев он не дотягивает только "на бумаге" - например в разрешающей способности, если считать максимальное количество пар линий на миллиметр. Для 13 мегапиксельной матрицы Canon EOS 5D этот объектив резкий даже на открытой диафрагме, если фокус попал куда надо. А вот это уже совсем другой вопрос!
Самый главный недостаток Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM - это ее автофокус. Сам по себе экземпляр, который мне достался имел небольшой фронт-фокус (при съемке мишени примерно с 50 сантиметров, был стабильный "недолет" около 1 см). Даже если у камеры нет функции подстройки фокусировки, к этому вполне можно приспособиться (после фокусировки на близком расстоянии чуть податься вперед и нажать спуск). Дело в другом - далеко не всегда с первого раза удается сфокусироваться как надо, а уж использовать следящий автофокус - дело почти бесперспективное. Это наиболее сильно проявилось при упомянутой выше съемке котят, которые постоянно перемещались, бесились и грызли друг друга. Хотя в таких условиях я не знаю, какой другой объектив с подобной светосилой даст 100% успешных кадров.
При съемке портрета (а это делается обычно метров с двух) недостаток сходит на нет - даже на F1.4 глубина резкости становится достаточной, чтобы сгладить промах фокусировки в пару сантиметров. Да и вообще, большой разницы с точки зрения ГРИП между F1.4 и F2 на 50 миллиметрах нет, за исключением того, что F2 у этого объектива абсолютно рабочая.
При хорошем освещении к скорости фокусировки нет абсолютно никаких претензий. Сигмовский HSM не уступает по скорости оригинальному USM.
Среди отзывов о Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM можно встретить упоминание такой вещи как focus shift - изменение характера промаха автофокуса в зависимости от дистанции фокусировки. К примеру, на малых дистанциях имеем фронт-фокус, на средних фокус бьет точно в цель, на дальних - бэкфокус. На самом деле такие вещи свойственны всем светосильным объективам, но чтобы их выявить, нужно здорово заморочиться - соорудить тестовый стенд, провести серию экспериментов, потом долго рассматривать фотографии в 100% масштабе чтобы выявить закономерность. Лично у меня заниматься этим нет ни времени, ни желания. И вообще мне кажется, что именно у Сигмы фокус-шифт выявлен из-за повышенного внимания к ловле блох из-за распространенного стереотипа, что у Сигмы (а также у Тамрона, Токины и всего остального) нестабильное качество сборки. А то что у Кенона полно экземпляров объектива 50/1.4 с фронт- и бэкфокусом - это нормально :)
Подытоживая все, что написано выше, могу сказать одно. Объектив Sigma EX 50mm 1:1.4 HSM - более чем достойное стекло, но он имеет некоторые особенности, требующие привыкания. Я сознательно предпочел этот объектив оригинальному Canon EF 50mm 1:1.4 USM и знал, на какой риск иду и не прогадал. Мне с первого раза попался удачный экземпляр за смешную цену 13.000 рублей (1 тысячу я сторговал :), поэтому мой отзыв положительный. В конце концов, Canon EOS 5D, несмотря на преклонный возраст является камерой довольно высокого класса и он рассчитан на использование такой оптики. Я не могу гарантировать, что другой экземпляр этого объектива будет столь же хорош, особенно при работе с любительской тушкой, для которой потолок предсказуемой работы автофокуса районе светосилы 1:1.8.