Знакомство
35 миллиметров — одно из моих любимых фокусных расстояний, если речь идёт о полнокадровых фотоаппаратах, и я в этом не одинок. Такая оптика давно делит лидерство с «полтинниками». Возможно, именно поэтому корейский производитель Samyang одним из первых выпустил модель AF 35mm f/1.4 FE Sony E. Этот автофокусный объектив и будет главным героем нашего теста.
Samyang AF 35mm f/1.4 FE мы попробуем сравнить с объективом Sony Carl Zeiss Distagon T* 35mm f/1.4 ZA FE (SEL-35F14Z), который уже был у нас на тесте. Упрощает задачу то, что и тогда, и сейчас в паре с объективом оказалась камера Sony ILCE-7RM2.
Что ж, приступим. Объективы схожи по размерам (у Samyang длина составляет 115 мм против 112 мм у оригинального собрата) и весу (645 грамм у Samyang против 630 у SEL-35F14Z). Да и по техническим характеристикам (фокусное расстояние и светосила) они очень близки. Но скажется ли на изображении почти двукратная разница в стоимости?
Сборка новых Samyang добротная. Нет ощущения «кондовости», присущее предыдущей линейке с ручным фокусом. Корпус сделан из холодящего руку металла. Точность изготовления деталей отделки не уступает таковой у фирменных аналогов. Разве что пластиковая резьба светофильтра и лишённая надписей оправа передней линзы тонко намекают, что перед нами изделие стороннего производителя. Есть и свойственная «корейцам» красная полоса. Из минусов отметим легко царапающееся чернение. Острые торцы объектива заблестели алюминием уже через две недели бережной эксплуатации.
Из всех органов управления на объективе только кольцо ручного фокуса с очень плавным ходом. Оно электронное, не имеет механической связи с линзами. Включается/выключается автофокус в меню камеры.
А что внутри? В оптической схеме Samyang AF 35mm f/1.4 FE 11 элементов в 9 группах. Используются две асферические линзы (ASP) и две линзы с высоким индексом преломления (HR). Линзы имеют многослойное антибликовое покрытие UMC. Диафрагма здесь девятилепестковая, что обеспечивает равномерное круговое закрытие диафрагмы. Минимальное расстояние фокусировки составляет 30 см, угол обзора на полном кадре — 65,5 градусов.
За автофокус отвечает двойной линейный ультразвуковой мотор (LSM). Производитель обещает тихий, быстрый и точный автофокус.
Объектив в работе. Субъективные впечатления
Ещё раз скажем о габаритах этого объектива: он большой и тяжёлый. Нацепленный на полнокадровую беззеркалку он заметно её перевешивает в руке, поэтому удобнее проводить съёмку с двуручным хватом, когда основной вес ложится на левую руку, которая и поддерживает объектив.
Фокусировка происходит не мгновенно, и нельзя сказать, что бесшумно. Есть ощущение, что объектив фокусируется по контрастному принципу, поскольку двойной ультразвуковой моторчик водит фокусировку туда-сюда, пока не найдёт объект. К сожалению, автоматика работает не безошибочно: на ряде снимков модель или объект оказались в расфокусе. Эти ошибки особенно бросаются в глаза при съёмке портретов на открытой диафрагме. При этом в целом к системе автофокуса Sony ILCE-7RM2 у нас претензий не возникало: именно на такой камере мы протестировали почти весь парк фирменной оптики Sony. Не было сложностей и с автофокусом SEL35F14Z.
Если же в фокус вы попали точно, то снимаемый объект может быть бритвенно резким даже на диафрагме f/1.4.
Конечно, самый сок из фотографий хочется выжимать именно на открытой диафрагме, размывая задний план и наслаждаясь боке. Характер размытия можно назвать неправильным, но в этом, кажется, главная фишка этого объектива.
В отличие от Sony, где задний план размывается ровно и «по правилам», боке Samyang немного хаотичное. Иногда фон немного закручивается, часто можно увидеть «чешуйки» в кадре.
Объективу не хватает какого-то изящества в боке, мягкости. Контрастные блики могут приобретать в боке светлую каёмку, складываться в «чешую». Иногда появляются зеленоватые хроматические аберрации в зоне нерезкости. В век идеальной и бесхарактерной фирменной оптики корейский Samyang AF 35mm f/1.4 FE смотрится этаким нонкомформистом.
Если же нужно получить высококачественное изображение, диафрагму лучше немного прикрыть: воздух и объём останутся, а объект в кадре станет резче и чётче. Это отлично сработало при съёмке червячка: на открытой диафрагме фокус удалось навести на «глазах», при этом нос уже оказался нерезким. После прикрытия диафрагмы объект стал резким полностью, получилось разделить кадр на передний и задний планы.
Ещё одна фишка объектива, которая роднит его с SEL35F14Z, это малая дистанция фокусировки — 30 см от плоскости матрицы. Это позволяет снимать малые объекты крупным планом и сильно размывать фон.
Если продолжать сравнение с SEL35F14Z, то Samyang AF 35mm f/1.4 FE явно проигрывает, когда речь идёт о качестве изображения: хроматических аберрациях и съёмке в контровом свете.
На открытой диафрагме сильно заметны хроматические аберрации. У контрастных границ, чаще всего по краям объектов, видны цветные каёмки.
Также мы заметили муар, что говорит о высокой разрешающей способности оптики: она превосходит потенциал 42-мегапиксельной матрицы.
В контровом свете Samyang AF 35mm f/1.4 FE может поймать сильный блик, если солнце лишь касается края кадра или попадает в угол. По центру бликозащита хорошая.
Особенностью этого объектива также являются характерные звёздочки (такие же, как у SEL35F14Z) — переотражения от лепестков диафрагмы. В этой звёздочке также 18 лучиков — в два раза больше, чем лепестков.
Я снимал на Samyang AF 35mm f/1.4 FE разные сюжеты. Одна из причин моей любви к этому фокусному расстоянию — широта возможностей и выбор практически любых сюжетов: пейзажи, портреты, съёмка архитектуры и интерьеров.
На открытой диафрагме Samyang AF 35mm f/1.4 FE показывает высокую детализацию в центре, но очевидно снижение резкости к краям кадра. На снимке присутствуют хроматические аберрации, однако их уровень можно назвать невысоким.
На f/2 детализация центра и краёв ещё заметно увеличивается, хроматические аберрации почти пропадают. Но углы неидеальны, равно как и при f/2.8.
Равномерная резкость по полю кадра достигается при f/4 и остаётся высокой до f/11.
При f/16 становится заметно снижение резкости из-за дифракции.
Выводы
Samyang AF 35mm f/1.4 FE — хороший объектив для полнокадровой камеры от стороннего производителя. Он резок, даёт объём и имеет интересный рисунок боке, явно отличающийся от «правильного» фирменного собрата. У Samyang AF 35mm f/1.4 FE в боке могут проскочить и светлые каёмки бликов, и «чешуйки», и хроматические аберрации.
Это универсальная оптика, которая хорошо себя показывает и уверенно работает даже на 42-мегапиксельной камере. Согласитесь, не каждому объективу под силу справиться с Sony A7R II. А Samyang это удаётся на высоком уровне.
Конечно, этот объектив не без проблем, но их можно назвать скорее компромиссом, поскольку его цена почти в два раза ниже, чем у «фирменного» собрата. И это для многих может стать ключевым и решающим фактором при приобретении этой модели.
Плюсы:
- качественная сборка;
- металлический корпус;
- автофокус;
- высокая детализация по центру с открытой диафрагмы;
- высокая детализация по всему кадру с f/4;
- сравнительно низкий уровень хроматических аберраций.
Минусы:
- нестойкое чернение корпуса;
- не всегда точная и не бесшумная фокусировка;
- неидеальное боке.