Примерно 4 года назад у меня была статья по ремонту платы кондиционера, и вот ко мне обратился человек, у которого точно такая же плата и точно такая же поломка. Изначально разговор шел о нюансах сервисных центров, но слово за слово перешел в плоскость, можно ли чтобы плату отремонтировал я. Ну в принципе почему бы и нет, можно, получил, отчитываюсь.
Напоминаю, чтобы быть постоянно в курсе новых тем в блоге, рекомендую подписаться на мой инстаграмм, где я буду выкладывать уведомления о всех новых темах и возможно писать просто о чем-то интересном - ссылка на аккаунт
Также подписаться на обновления и новые статьи можно в телеграм канале - https://t.me/KirichBlog
И так, речь идет об этой статье, написанной еще в 2019 году, если честно, я уже и забыл о ней.
Если почитать или хотя бы посмотреть фотки в статье, то видно что да, мы имеем ту же самую плату. Симптомы - не включается.
Интересно что как и в прошлый раз мы имеем целый варистор и предохранитель, при этом высоковольтный транзистор умирает, впрочем я знаю, почему так происходит, но целый варистор обычно говорит о том, что по входу не было большого напряжения, впрочем здесь он стоит аж на 510 вольт (амплитудного).
Транзистор выкушен владельцем платы.
На плате имеются два резистора, которые постоянно греются, даже плата потемнела, точно такая же проблема была и у плат из предыдущей статьи.
Нижняя сторона, повернул так чтобы было удобнее читать позиционные обозначения. Видно что транзистор явно перегревался.
Проблемный узел, здесь видны сгоревшие компоненты, и среди них резистор на 1 Ом (предположительно), который собственно и сгорел раньше предохранителя, так как предохранитель стоит общий на всю систему, номиналом 3.15А.
Так как это уже третья такая плата, которая попала ко мне, то решил срисовать схему, а заодно отметил те компоненты, которые сгорели.
Керамические конденсаторы также измерял, вот в чем не уверен, так это в номинале токоизмерительного резистора, исходя из практики работы с подобными БП он должен быть около 1 Ома. номиналы остальных компонентов восстановлены по предыдущим фото.
Транзистор VT1 неизвестен. Дело в том, что он имеет маркировку WG, и по ней находится "цифровой" транзистор, который здесь вряд ли может стоять, но поиск по интернету вывел также и на транзистор KTC3876, также имеющим кодовую маркировку WG.
Схему перечертил, теперь жду когда через несколько дней на каком нибудь очередном сайте появится с подписью типа "схема блока питания кондиционера Panasonic" или "скачать схему кондиционера бесплатно", ну или как здесь, схема, кусок текста и всё. Напоминаю, что я относительно лояльно отношусь к копированию материалов сайта, но есть как минимум одно обязательное условие, наличие активной ссылки на статью.
Выпаиваем неисправные компоненты, убираем лишний припой, протираем плату.
Кучка сгоревшей мелочевки и то, что ее заменит. Кстати у предыдущих БП мелкий диод был жив, стабилитрон надо еще проверить.
Транзистор взял BC817.
Запаял компоненты, промыл плату.
С транзистором ситуация сложнее и это одна из причин, почему я не люблю блоки питания собранные по автогенераторной схеме. Дело в том, что здесь заметно может играть роль емкость затвора транзистора и просто поставить "помощнее" не получится. У родного 2SK2865 емкость затвора была 380пФ, напряжение 600 вольт, сопротивление 4.2 Ома, ранее для замены я использовал IRFU420, 360пФ, 500 вольт и 3 Ома.
Для начала нашел дома выпаянный откуда-то STK0260, 290пФ, 600 вольт 4.7 Ома, для теста пойдет, если сгорит, то по крайней мере не жалко.
Но блок питания без проблем запустился и выдал требуемые 5 и 12 вольт.
В прошлый раз выход из строя высоковольтной части привел к пробою стабилитрона по каналу 12 вольт и это вторая причина, по которой мне не нравятся автогенераторы, в отличие от схем с ШИМ контроллерами здесь есть очень реальный шанс выхода из строя нагрузки из-за того что БП начинает идти "в разнос" с повышением напряжения на выходе. Типовой пример, дежурный источник питания в дешевых АТХ блоках питания, когда высохшие конденсаторы по цепи 5 вольт приводят к пробою ШИМ контроллера питающегося от другой обмотки.
Интересно что стабилитрон по факту оказался на 15 вольт, хотя на плате явно указано 12 вольт. В высоковольтной части также есть стабилитрон на 3.9 вольта, третий стоит параллельно TL431, на 4.7 вольта, естественно проверялись и они. Вообще схемотехника местами странная, особенно это касается цепей обратной связи.
Так как БП запустился, то меняю транзистор на более правильный, в данном случае это SSS4N60A, которые у меня есть дома. Данный транзистор имеет емкость повыше, 450-710пФ, напряжение 600 вольт, но сопротивление ниже, 2.2Ома, а кроме того он в большем корпусе чем был родной, а значит меньше шансов на перегрев.
Подключаю нагрузку, 10 Ом по каналу 5 вольт и 20 Ом по каналу 12 вольт, т.е. общая мощность нагрузки порядка 10 Вт и... БП не стартует. Убираю нагрузку с канала 5 вольт, все равно не стартует. Вернее пытается стартовать, но напряжения на выходах сильно занижены.
И это третья причина, по которой мне не нравятся автогенераторные схемы, они более "тупые".
Дальше я попробовал идти логическим путем.
Мощность БП явно небольшая, об этом говорят мелкие конденсаторы по выходным цепям, но на всякий случай проверил и их, оказалось что конденсаторы в полном порядке, ESR и емкость соответствуют новым Samwha серии RD.
Несколько раз перепроверил компоненты по первичной цепи, попробовал менять высоковольтный транзистор, без разницы.
В идеале конечно хорошо бы иметь исправную плату чтобы понять, может это нормальное поведение.
После этого я вспомнил, что буквально неделю назад у меня в ремонте была плата из кондиционера той же фирмы, и когда я глянул на фото, то оказалось что платы почти идентичны, даже греющиеся резисторы присутствуют :)
Но в отличие от старой платы здесь уже поставили ШИМ контроллер и я решил определить мощность БП косвенным путем.
Нахожу даташит на примененный ШИМ контроллер и оказывается, что его максимальная мощность составляет всего 7 ватт, с учетом того что обычно ставят с запасом, то реальная мощность данного БП не более 4-5 Вт, а то и меньше. Ну а так как судя по всему и платы управления сходны, то у старой платы мощность примерно такая же.
После этого выяснил, что проблема со стартом возникает когда к выходу подключена резистивная нагрузка, если подключить ее после старта, то БП нормально работает.
Подключил нагрузку 30 Ом, напряжение на выходе было около 11.1 вольта, ток соответственно 0,37А, мощность 4.1 Вт. Погонял в таком режиме около 15 минут, никакого аномального нагрева не обнаружил, транзистор грелся всего до 60 градусов, что я считаю нормой.
В итоге после этого промыл плату еще раз, покрыл лаком и на этом закончил.
Конечно кто-то скажет, ну если ты так критикуешь автогенераторные схемы, то как говорится - критикуя, предлагай. И я предложу один из вариантов переделки, который иногда использую для ремонта БП на автогенераторной схемотехнике. Да, помогает не всегда, но примерно в 80% случаев, но чаще всего и переделка не сильно сложная. Собственно если бы это был мой кондиционер, то я первым делом попробовал бы сделать именно такой вариант.
И так, за основу я взял показанную ранее схему, даже элементы не двигал, просто удалил ненужные, добавил пару новых и пару заменил.
Удаляем почти все компоненты, оставляем диод питания, добавляем конденсатор перед оптроном, конденсатор параллельно базе мелкого транзистора меняем на электролит с резистором, а высоковольтный транзистор меняем на контроллер от Power Integrations, например TOP242, TOP243.
В итоге получаем все "плюшки" современного БП, защиту от перегрева, перенапряжения, стабильную работу, более высокий КПД.
Выводы.
А выводы пока рано делать, плату сегодня отправил человеку, чтобы он поставил у себя в кондиционер и проверил. но все таки о некоторых вещах хотел бы упомянуть.
1. Непонятно что послужило причиной выхода из строя, и для меня это очень важно, потому как на мой личный взгляд считать что ремонт окончен можно устранив причину или по крайней мере поняв, в чем она заключается.
2. Имеем - исправный варистор и предохранитель, исправные конденсаторы, исправную выходную часть, но пробитый ключ и выгоревшие компоненты на плате.
3. Имеем странность с запуском при резистивной нагрузке, но может это здесь и нормально.
4. Отдельно хочу еще раз сказать, я ненавижу автогенераторные схемы так как зачастую они ведут себя так, как хочется им, а не мне, да и вообще ведут себя нестабильно, имеют пониженную надежность, а также в отличие от современным реально могут приводить к выходу из строя нагрузки. Вот отсюда и пошли басни что выход из строя БП убивает нагрузку, шанс что нагрузку убьет современный БП стремится к нулю.
В общем пока жду отчета по установке платы в кондиционер, как получу, дополню обзор. Ну а пока на этом всё, надеюсь что было полезно.
Автор: kirich
https://www.kirich.blog/stati/informaciya-dlya-nachinayuschih/1181-remont-bloka-pitaniya-kondicionera-panasonic.html