Покупка новой крышки для расширительного бачка как бы проблемы не составляет.
Но для своего же спокойствия полезно проверить клапан крышки.
Чтобы потом не думать, откуда берётся статистика: «На прилавках магазинов просто куча крышек от разных производителей и почти 98% не работают должным образом» ©
1. С подобной проблемой сталкиваются, наверное, почти все автолюбители.
Продвинутые автолюбители туже давно в теме. Поэтому обзоры в сети не редкость
ссылка 1,
ссылка 2,
ссылка 3.
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка должно быть 110-150 кПа (1,1-1,5 кгс/см2) ©
Важный момент: никто не пишет, о каком давлении идёт речь, об абсолютном или избыточном.
При нерабочем клапане крышки расширительного бачка будут следующие проблемы:
— течь основного радиатора
— течь радиатора отопителя
— постоянно лопается расширительный бачок (у некоторых моделей ВАЗ)
— постоянно сопливят патрубки
—
повышенная вероятность срыва патрубков системы охлаждения
—
повышенная вероятность выхода из стоя прокладки ГБЦ (у Ланосов)
С последними двумя проблемами довелось столкнуться на Ланосе супруги (
отчёт здесь).
После чего я задумался и превентивно ослабил клапан в своём Ланосе (укоротил пружину).
И с такой ослабленной пружиной я ездил с 2021 года.
2. Приключения в моём Ланосе начались зимой 2025-го года, когда в салоне появился запах антифриза.
Явных луж под авто не наблюдалось. Но были небольшие потёки из-под крышки расширительного бачка.
Тогда то и было принято решение поменять крышку на новую.

Крышка была установлена во вторник утром, и приключения начались.
Сразу же начали потеть стёкла в авто.
Вскоре заверещал датчик уровня в бачке. Остановился, долил охлаждающую жидкость (ОЖ).
По прибытию на объект обнаружил лужу на резиновом коврике перед пассажирским сиденьем.
Потекла печка салона. (((
Заменил крышку бачка на старую и отправился обратно.
Далее всё было скучно: покупка новой печки, замена старой на новую, замена ОЖ.
Ставить новую крышку не рискнул.
3. Перед установкой новой крышки захотел было повторить процедуру укорачивания пружины, но не состоялось: конструкция выпускного клапана оказалась неразборной.
Тогда то и возникла идея проверить крышку как есть, т.е. без доработок.
И сравнить полученные цифры со старой крышкой.
Для эксперимента был заказан новенький расширительный бачок:


4. Немного теории
Температура кипения водного раствора этиленгликоля в зависимости от концентрации
при атмосферном давлении (т.е. при нулевом избыточном давлении):

Для 50%-го раствора (именно такой используется в системах охлаждения авто) 107 °С.
Зависимость температуры кипения воды от давления:

Т.е. 1,5 атм (это абсолютное давление! ) достаточно, чтобы вода не закипела при 107 °С.
Т.о. для для клапана крышки достаточно 30-50 кПа избыточного давления.
Что и требовалось доказать. )))
5. Эксперимент
Для сборки стенда потребовались куски резиновых шлангов, хомут, стяжки и пара сосков от велокамер:

Старая крышка:

Выпускной клапан:

Стенд в сборе:

Вполне достаточно обычного велонасоса: всего то 14-16 раз качнуть.
Со старой крышкой:


Разброс 45-60 кПа.
С новой крышкой:


Разброс 43-47 кПа, т.е. давление даже ниже, чем у старой с обрезанной пружиной.
После такой проверки новая крышка была установлена на бачок в авто.
Две недели: полёт нормальный! )))
Дополнение: новая крышка была проверена на чистой воде (в ходе промывки системы охлаждения от старого антифриза). После чего (на дистиллированной воде) доехал своим ходом до мастерской.
Закипания воды не происходило!
Всем приятных путешествий!
Maxim_Sed
https://mysku.club/blog/misc/102814.html