Мало кто задумывался о действительных масштабах проблемы читерства в играх и о том, насколько бы она обострилась без ухищрений разработчиков. Попытаться оценить размах чит-коммерции взялись сотрудники портала PC Gamer.
В борьбе с нечестными игроками разработчики и издатели постоянно изобретают все новые изощренные способы. Так, в Counter-Strike: Global Offensive игроки наказывают читеров сами, Respawn Entertainment отправляет их в Titanfall на отдельный сервер, а Valve едва ли не каждые две недели меняет алгоритм работы своей VAC-системы.
Забегая вперед, скажем, что годовая выручка создателей чит-программ может достигать миллионов долларов. Чтобы увидеть "кухню" бизнеса их поставщиков, журналист сайта Эммануэль Майберг на время перевоплотился в рядового читера и, стараясь не вызывать подозрений, связался с администратором одного из сайтов, предлагающих такие услуги.
Работник неназываемой пекинской компании, скрывающийся под псевдонимом Zero, рассказал ему через TeamSpeak, что занимается продажей подписок на взлом игр. Их месячная стоимость составляет 10,95 доллара, при этом некоторые пользователи покупают более дорогие премиум-абонементы, действующие сразу для нескольких проектов. Клиентов у фирмы ни много ни мало сто тысяч — ежегодно эта деятельность, по словам самого Zero, приносит ей порядка $1,25 млн.
Вышеназванная сумма, оговорился представитель сайта, немного завышена: часть средств приносит другой, бразильский, ресурс и посредники. Сам же сайт, по уточнению другого администратора, зарабатывает около $300 тыс. в год. Около половины дохода получают распространители программ, часть уходит владельцам бизнеса, а обычным сотрудникам достается небольшая доля.
Разработчики из студии Bohemia Interactive, создавшей серию Arma и превратившей DayZ в полноценную игру, полагают, что платить за нечестное преимущество готовы не более 1% пользователей онлайн-игр. На основе этих данных можно предположить, что из 2,5-миллионной аудитории уникальных игроков Counter-Strike: Global Offensive (на скриншоте выше) услугами создателей читерского ПО пользуется около 25 тыс. пользователей.
В беседе с журналистом Джон Гибсон, президент ответственной за Killing Floor и Rising Storm компании Tripwire Interactive, заметил, что в течение года активность махинаторов заметно меняется. "Сезонное обострение" у них случается в периоды распродаж: купив, например, десять копий игры по $3 на разных аккаунтах Steam, нечестные игроки используют шарлатанские методы, пока не лишатся всех учетных записей — а дальше регистрируют новые.
Одной из самых больших проблем в борьбе с бизнесом по производству и продаже чит-программ Гибсон считает невозможность привлечь занимающихся этим людей к ответственности. В его практике был случай, когда некто, назвавшийся журналистом, попросил предоставить ему ранний доступ к играм компании, а впоследствии выяснилось, что он использовал эту возможность для создания чит-кодов и распространения нелицензионных копий. Сейчас, по словам руководителя, этот человек отбывает тюремный срок — но виновным его признали только в воровстве кредитных карт.
Что до самого явления читерства, то одной из его причин Гибсон считает желание некоторых геймеров "пойти против системы".
"Вы ведь не станете спрашивать у насильника или убийцы, почему он совершает преступления, — привел пример он. —
Та же ситуация с любителями выигрывать несправедливыми способами".
По его наблюдениям, мошенники делятся на две категории: те, кто не боится пользоваться жульническими методами открыто, и те, кто предпочитает лишний раз "не светиться". Первых, отмечает Гибсон, видно сразу — например, по таким чит-кодам, которые мгновенно убивают всех игроков на сервере.
Гибсон также отметил, что большая часть сайтов, занимающихся продажей ПО для взлома игр, зарегистрирована в России и Китае, из-за чего добиться экстрадиции американским разработчикам и издателям крайне трудно.
"Если вы позвоните в ФБР или Интерпол и скажете, что кто-то украл алмазы на сумму $10 млн, они обязательно этим займутся, — объяснил глава компании. —
На жалобу о том, что кто-то взламывает ваши игры, они не отреагируют".
Компаниям приходится бороться с чит-кодами самостоятельно, и зачастую это требует больших усилий и денежных затрат. При этом их директора прекрасно понимают, что навсегда избавиться от сторонников обманных схем не получится — можно лишь попытаться уменьшить их количество.