Чем больше число, тем лучше, верно? Неправильно! Диафрагма - странная вещь, и некоторым может быть трудно понять ее полностью. Первое, что странно для начинающих, это то, что большие числа означают маленькие отверстия. В этой статье вы узнаете несколько причудливых деталей о диафрагме и о том, почему вам следует избегать съемки в диапазоне от f/18 до f/40.
Диафрагма играет важную в фотографии и отвечает за 2 вещи. 1. Диафрагма определяет экспозицию. 2. Диафрагма контролирует глубину резкости. Изменение отверстия диафрагмы повлияет как экспозицию, так и на глубину резкости.
Преимущества узкой диафрагмы
Как правило пейзажные фотографы хотят:
- Чтобы все в кадре было резким, то есть в фокусе.
- Использовать длинную выдержку, для размытия движущихся объектов, например, воды, облаков, автомобилей
Зачастую эти две вещи идут рука об руку с диафрагмой. Если вы прикроете диафрагму (установите большее значение f), вы получите большую глубину резкости. В то же время вы также получите более длинную выдержку.
Фото ниже - это фото горного озера во Франции. Он служит классическим пример для съемки пейзажа.
Вы хотите, чтобы передний план был в фокусе, а также горы на заднем плане. Кроме того, вы хотите, чтобы вода была гладкой. Для этого потребуется длинная выдержка, чтобы сгладить мелкую рябь на поверхности.
Чтобы увеличить выдержку, вы можете прикрепить фильтр нейтральной плотности к объективу. Если фильтра будет недостаточно, вы также можете прикрыть диафрагму до f/22 или более узкого значения, которое поддерживает ваш объектив.
При таком раскладе глубина резкости увеличивается, как и выдержка. Так что это волшебным образом идет рука об руку, и все кажется великолепным.
Однако происходит несколько неприятных вещей, когда вы используете диафрагму f/22 и меньше.
Проблема № 1: Узкое отверстие показывают пыль на вашей матрице.
Первая проблема, которая возникает, заключается в том, что пятна пыли на сенсоре становятся сильно заметными. Практически любая камера, даже с недавно очищенной матрицей, будет иметь пыль.
Пятна от пыли хорошо видны благодаря узкой диафрагме.
Пятна от пыли обычно раздражают, потому что вам придется их убирать при пост обработке, ну а если у вас много пыли, то это настоящая боль. Только по этой причине уже нужно избегать f/22
Проблема № 2: Потеря резкости при узких отверстиях диафрагмы.
Еще одна проблема которая удивляет многих начинающих фотографов. По сравнению с эти пятна от пыли мелочь. На f/40 вы даже не сможете сделать резкое фото! А на f/22 эта проблема так же присутствует.
200% кроп изображения сделанного на диафрагме f/22.
Это увеличенный на 200% фрагмент необработанного RAW-снимка французского озера выше, снятого на f/22. Как видите, фото не совсем резкое. Виной всему не фокус и не шевеленка, здесь проблема иного характера.
Снимок сделан на объектив Nikon 16-35 мм f/4, это очень резкий объектив, но на f/22 выдал вот такой результат. Вы можете повысить резкость при постобработке, но это не панацея.
200% кроп обработанного изображения.
Повышение резкости при постобработке сделало фото более четким. Но если бы оригинал фотографии в RAW был более четкий, результат был бы в разы лучше.
Ниже приведены некоторые примеры, снятые с использованием объектива Sony 24-240 мм при 240 мм на камеру Sony A7R II, установленную на штатив.
Этот объектив не самый резкий, но для суперзума он один из лучших, которые я видел. Сравните снимки на фокусном расстоянии 240 мм и диафрагме f/6.3 и до диафрагмы f/40.
1/320 при f/6,3
1/160th при f/9.0
1/80 на f/13
1/40 при f/18
1/15 при f/29
1/8 при f/40
Посмотрите на эту серию, когда диафрагма становиться более узкой от снимка к снимку. На диафрагме f/9 объектив достигает максимума по резкости, а затем резкость начинает падать. Даже на f/13 он не супер резкий, но все же терпимо. На f/18 изображение начинает терять детали, а на f/40 кирпичи в стене слились в одно пятно.
Для чего на таких объективах делают доступной диафрагму f/40 остается загадкой. Так, что же происходит? Это намного хуже, чем несколько пятен пыли, и это НЕ исправимо.
Проблема дифракции
А происходит то, что вы сталкиваетесь с законами физики, и вы ничего не можете с этим поделать. Когда вы устанавливаете совсем узкое отверстие диафрагмы, вы сталкиваетесь с одним из законов физики, который называется дифракцией.
Снято в f/22 на полнокадровой камере. Резкость не такая как хотелось бы
Говоря простым языком, свет немного рассеивается, когда он проходит через маленькое отверстие. Свет, предназначенный для одного пикселя на матрице, немного распространяется на его соседей. В результате получается нерезкое фото.
И чем меньше отверстие, тем больше проблема, и это именно то, что вы видите на f/40. Сильная дифракция начинается около f/22, но даже когда диафрагма открыта более широко, дифракция все равно присутствует и резкость уменьшается.
Какова самая узкая рабочая диафрагма?
Так какое минимальное отверстие диафрагмы вы должны использовать? Или по-другому, какое максимальное значение f вы можете использовать?
Все линзы ведут себя по-разному, но законы физики постоянны. У некоторых объективов максимальная резкость на f/5,6, в то время как у других это может быть f/9, как это было в случае с объективом Sony 24-240 мм. Это связано с конструкцией объектива.
15 мм при f/8 на полнокадровой камере.
Что характерно для большинства объективов, так это то, что они дают самые резкие фотографии где-то в диапазоне, от f/7.1 до f/13. Далее резкость начинает падать. Дифракция становится проблемой при f/22, и снимки становятся все менее резкими. Выше упомянутый объектив Sony довольно тяжело переносит дифракцию, в то время как у Nikon 28-300 мм, который у меня тоже есть, переносит ее проще.
Название этой статьи предполагает, что вам следует избегать использования f/18. Почему я говорю f/18? Лично я перестал выходить за рамки f/16 просто потому, что считаю такие фотографии слишком мягкими. Вы никогда не сможете сделать их достаточно резкими даже при кропотливой постобработке.
Лучший способ определить свой личный предел для вашего любимого объектива - это поставить камеру на штатив и делать пробные снимки с f/11, f/13, f/16, f/18 и f/22 или даже уже, если ваш объектив способен закрывать отверстие еще уже.
Посмотрите на фотографии на 200% приближении. Обратите внимание на разницу в резкости и решите, каким должен быть ваш предел. Запомните это и просто убедитесь, что закрываете диафрагму уже этого значения.
Компромиссы
Фотография полна компромиссов, и теперь у вас есть еще пара, которую вы должны сделать. Как я установил в начале этой статьи, есть несколько веских причин, по которым вы хотите использовать узкие диафрагмы, но они имеют свою цену - это отсутствия резкости и пыль.
Если вы останетесь около f/8, то пятна от пыли будут не очень выраженными. Тем не менее, выдержка будет короче, чем при f/16, а глубина резкости значительно меньше.
Вы можете повлиять выдержку, прикрепив 2-ступенчатый фильтр нейтральной плотности, который будет компенсирует количество света, поступающего в объектив. В следствие при f/8 в объектив попадет столько же света как при f/16, а, следовательно, увеличиться выдержка и юудет такой как будто вы снимаете с f/16.
Другое решение
Вы можете решить проблему с маленькой глубины резкости, сняв несколько фотографий. Одну с фокусом на переднем плане, другую на среднем, третью на заднем, а затем автоматически склеить их при помощи графического редактора, чтобы получить один кадр с резкостью по всему полю.
Эта техника называется стекинг по фокусу. Будет ли это проще, чем исправлять пятна от пыли решать вам.
Это фотография со стекингом по фокусу, снятая при f/11 и 134 мм на матрице с кропфактором.
В фотографии всегда есть компромиссы. А как вы предпочитаете обходить значение f/22?
Если вы хотите узнать все, что вам нужно знать, чтобы сделать красивые снимки с использованием разных диафрагм и длинных выдержек, обязательно пройдите мой обучающий онлайн курс: “Секреты фотосъемки с длинной выдержкой для новичков”. Чтобы ознакомиться с курсом и получить его с хорошей скидкой*, кликните по картинке ниже (*СКИДКА ДОСТУПНА МОИМ СЛУШАТЕЛЯМ ТОЛЬКО 48 ЧАСОВ)
Источник
Перевод: profotovideo.ru
https://profotovideo.ru/uroki-fotografii/pochemu-luchshe-ne-zakrivat-diafragmu-uzhe-chem-f/18