Часть1. (Начало)
Серийная съёмка
Способности камеры Panasonic Lumix DC-G9 снимать сериями зависят от используемого типа затвора (механический или электронный), выбранного метода фокусировки (покадровый/ручной или следящий/непрерывный) и выбранной скорости съёмки (высокая, средняя и низкая).
При использовании механического затвора скорость серийной съёмки при покадровой АФ (AFS) достигает 12 кадров/с (есть настройки 7 и 2 к/с) и 9 кадров/с (есть настройки 7 и 2 к/с) — при непрерывной АФ (AFC). Электронный затвор расширяет эти возможности до 60 кадров/с в режиме AFS и 20 кадров/с — в режиме AFС.
Точность и цепкость непрерывной автофокусировки я проверил дважды. Сначала — при использовании механического затвора и средней скорости съёмки — 7 кадров/с. При этом съёмка велась мощным телеобъективом Panasonic Leica DG Elmarit 200mm f/2.8 POWER O.I.S. Удерживать спортсменку в кадре оказалось непростой задачей, а вот автофокус справился на «отлично» — все кадры чёткие.
В следующей серийной съёмке я перешёл на электронный затвор, поставил на камеру зум-объектив Panasonic 35-100mm f/2.8 II ASPH. O.I.S. Lumix G X Vario и выбрал его максимальное фокусное расстояние (200 мм в эквиваленте). Уменьшившееся вдвое фокусное расстояние позволило комфортно сопровождать лыжника. Камера отработала абсолютно бесшумно и точно по фокусировке.
Если репортажному фотографу вдруг покажется недостаточной скорость серийной съёмки 20 кадров/с, то он может либо выбрать (при использовании электронного затвора) режим покадровой автофокусировки, чтобы получить скорость 60 кадров/с, либо переключиться со съёмки в полном разрешении сенсора в режимы «4К фото» (8 Мп) и «6К фото» (18 Мп). По сути, в них Panasonic Lumix DC-G9 снимает видеоролики, из которых потом, прямо в камере, можно достать любой из кадров и сохранить как фотоснимок.
Режим «4К фото» обеспечивает, уже при непрерывной автофокусировке, скорость серийной съёмки до 60 кадров/с, а режим «6К фото» — до 30 кадров/с.
Важно отметить, что для всех режимов серийной съёмки с электронным затвором существуют отдельные версии с приставкой PRE — в них камера начинает записывать видео ещё до полного нажатия кнопки спуска (при полунажатии). Таким образом можно зафиксировать нужный момент, даже если не успел на него среагировать — предварительная запись в буфер сохранит до 0,4 секунды события (не менее 8 кадров) даже в режиме непрерывной фокусировки.
Такие возможности серийной съёмки нереализуемы без большого буфера памяти. В режимах высокоскоростной съёмки с электронным затвором (включая те, что с приставкой PRE) буфер Lumix DC-G9 позволяет записывать до 50 кадров (затем съёмка останавливается). В остальных режимах (при высокой, средней и низкой скорости серийной съёмки) буфер способен вместить не менее 60 кадров, если съёмка ведётся в RAW, и вплоть до 600 кадров, если записываются только JPG-файлы. Правда, с определённого момента (он зависит от режима и используемой карты памяти) скорость серийной съёмки снизится вдвое.
Стабилизация
Как уже сказано во вступлении, камера Panasonic Lumix DC-G9 оснащена собственной системой оптической стабилизации Dual IS, основанной на сдвиге сенсора изображения. Такая функция появилась в камерах Panasonic относительно недавно. До этого многие годы владельцам беззеркальных камер этой марки приходилось полагаться только на стабилизатор, встроенный в объективы. Теперь же оба стабилизатора (в камере и объективе) умеют дополнять друг друга, что по заявлению производителя обеспечивает эффективность до 6,5 ступеней EV.
Во время ночной съёмки универсальным зум-объективом без стабилизатора мне легко удавалось делать снимки с отступом до 3 ступеней EV от так называемой безопасной выдержки.
При использовании 200-мм телевика и активности только стабилизатора в камере получалось комфортно снимать на выдержке до 1/30 с.
Для более длинных выдержек уже требовалось задействовать и стабилизатор в самом объективе — при больших фокусных расстояниях сдвиги сенсора в камере не могут полностью компенсировать колебания объектива. Однако достигнуть заявленных 6,5 ступеней мне не удалось. Смаз заметен при увеличении выдержки на 5 ступеней относительно критической.
Особенно наглядно эффективность совместной работы двух стабилизаторов проявилась при съёмке уток тем же 200-мм телеобъективом из неудобного положения (сидя на корточках, с визированием по ЖК-экрану). При двух включенных стабилизаторах картинка оставалась плавной, несмотря на то, что я почти непрерывно переводил объектив с одной птицы на другую. Но стоило отключить стабилизатор в объективе, как картинка явно «запрыгала».
Качество изображения
Цветопередача
В процессе тестирования камеры никаких нареканий к работе автоматического баланса белого у меня не возникло.
При дневном, тёплом вечернем, смешанном искусственном и вечернем городском освещении цвета на снимках выглядят в меру насыщенными и естественными.
Съёмка при низкой освещённости
Для оценки качества изображения, выдаваемого Lumix DC-G9, я также использовал результаты съёмки городского пейзажа в ранних сумерках на разных значениях светочувствительности.
Начну с результата, полученного при значении ISO 200. На снимке нет никакого намёка на цифровой шум, все монотонно окрашенные тона гладкие, мелкая детализация на высоком уровне, цвета переданы точно.
Практически такая же картина наблюдается при ISO 400 и 800. Качества снимков достаточно для печати на больших форматах, вплоть до А2. Конечно, при ISO 800 на небе и других участках (при сильном увеличении) можно отыскать лёгкие признаки неоднородности, но самые мелкие контрастные детали такие же чёткие, как на ISO 200.
На ISO 1600 неравномерность средних тонов (небо, лёд, светлые стены) становится более очевидной, но главное, начинают деградировать самые мелкие детали. На ISO 3200 упомянутые однотонные области остаются практически такими же, а вот мелкие детали замыливаются сильнее. При отступе ещё на ступень — до ISO 6400 — заметно дальнейшее повышение неравномерности (рыхлости) тонов и усиление деградации мелких деталей. По характеру всех этих изменений очевидно, что довольно активно работает шумоподавление. Оно эффективно противостоит появлению контрастных артефактов яркостного шума, но зато постепенно приводит к замыливанию картинки.