Главная » 2018»Август»26 » От NOKLA к Xiaomi: эволюция китайских мобильников
08:54
От NOKLA к Xiaomi: эволюция китайских мобильников
От NOKLA к Xiaomi: эволюция китайских мобильников
Мир сходит с ума по Xiaomi, скупает Meizu, на чём свет стоит ругает программные оболочки и не перестаёт заказывать смартфоны из Китая. Телефоны стали едва ли не первым продуктом, который смог сбросить с себя проклятие шильдика «Made in China» и превратил его если не в знак качества, то как минимум в знак: «Ого, не хуже флагманов, и дешевле». А ведь буквально в 2006-2007 в России можно было встретить пресловутые Ноклы и Самсоны, которых иногда не хватало даже на один звонок. В этом посте мы немного поностальгируем и окунёмся в историю китайского смартфоностроения, а заодно точно выясним, что выбирали российские пользователи среди китайских смартфонов этим летом. Предупреждаем сразу — топ немного непредсказуем.
Империя Shanzhai
Может показаться, что история китайской «мобилизации» началась каких-то десять лет назад с подделки телефона под брендом NOKLA или с тех самых телефонов с телевизионным приёмником и громкими скрипучими динамиками. Однако эволюция мобильной связи и сотовых телефонов Поднебесной такая же драматичная и интересная, как и история самого Китая. И вот уже в 2015 году в стране было зарегистрировано 1,3 миллиарда мобильных абонентов, а конце 2017 года число пользователей выросло до 1,42 млрд. Вся эта абонентская база нуждается в мобильных устройствах, и иногда по два на человека. Безусловно, это не могло не стимулировать развитие рынка мобильных телефонов в Китае.
Вот она, легендарная Нокла!
Ну хоть бы Sunny…
До 2006-2008 гг. на китайском рынке господствовал «бренд» Shanzhai — именно так принято называть разнообразные китайские подделки, причём не обязательно некачественные, просто имитирующие чужой бренд с точки зрения дизайна и названия. Именно Shanzhai стал основной предпосылкой развития рынка мобильных аппаратов в Китае. Дело в том, что эти самые «небрендовые» телефоны смогли видоизменить внутренний рынок, отвоевав долю у международных компаний, рассматривающих Китай как лакомый, но недостаточно доходный рынок. Таким быстрым темпам развития нимало способствовало сотрудничество с Mediatek, поставляющим чипы для смартфонов — по сути, производителям оставалось только заморочаться с дизайном и юзабилити (сделать свою оболочку). И они не стеснялись: телефоны с фонариками (классика!), смартфоны в виде часов, с солнечными батареями, телеобъективами, тестерами фальшивых денег удивляли пользователей (впрочем, вряд ли китайцев можно было удивить).
А ещё были в виде пачки Мальборо
Ауди, я-я, зер гут
Рынок нашёл точку 3G
Одновременно с этими «сорными» проростками снизу правительство Китая сверху проводило политику покровительства развитию мобильных технологий, устанавливались отраслевые промышленные стандарты, а местная «большая тройка» производителей Datang, Huawei и China Mobile получила щедрую поддержку. В 2007 году правительство либерализовало законодателтсво о производстве и продаже мобильных телефонов.
Тут надо остановиться и рассказать, что у китайского государства и бизнеса были (и есть) гораздо более далеко идущие планы, чем обеспечение собственного населения смартфонами с 3G на борту. Дело в том, что Китай разработал свой стандарт мобильных сетей третьего поколения TD-SCDMA в качестве альтернативы двум конкурирующим мировым стандартам, CDMA2000 и W-CDMA. В 2007 году оператор сотовой связи China Mobile объявил тендер на создание пробной сети 3G стандарта TD-SCDMA. В заявках на тендер значились Nokia и Ericsson, однако большая часть контракта досталась Datang Mobile и ZTE, задачи по ядру сети ушли в Huawei.
Однако с появлением 3G у «шанджая» начались технологические проблемы, а рынок не терпит пустоты — сразу появились китайские бренды, которые стали производить довольно качественные аппараты на уровне мировых лидеров, но по более низким ценам: о себе заявили Xiaomi, Lenovo, Coolpad, «старички» Huawei и ZTE. Эти марки быстро вытеснили местные подделки и приготовились к схватке с Apple, Samsung и Nokia, исход которой стал известен в 2014 году: китайцы обогнали корейцев и американцев. Финны загнулись сами. Китайские бренды выпускали одну за одной модели, стоящие менее 2000 юаней (по тем временам — около 12 500 р.), а некоторые и менее 1000 — и тем самым захватили огромный низкодоходный сегмент Китая.
И именно к лидерам китайского производства пришло простое по своей откровенности и поверхностности понимание: телефон — это не просто клёвая штучка с прибамбасами, это прежде всего сложное интеллектуальное устройство с тремя уровнями организации: физическим (сенсоры, экраны, кнопки, корпуса, батарея), платформенным (операционная система и нативные приложения) и уровнем внешних приложений (магазины, игры, сервисы).
С этого момента началась новейшая история — тех телефонов, которые у нас на Gearbest заказывает весь мир. Сейчас в Китае более трёх сотен производителей смартфонов, часть из которых делает презентации не хуже Apple и покоряет выставки и покупателей, большая часть просто производит нормальные недорогие смартфоны «на в интернете посидеть и позвонить», меньшая часть делает white label (OEM) — производят смартфоны, которые могут обрести любое новое имя.
Кстати, многие россияне довольно тесно знакомы с китайскими телефонами и это не только владельцы крупных брендов из Поднебесной типа Meizu или Xiaomi. У кого из вас были Highscreen, Oysters, TeXet, Explay, может быть, IconBit, Qumo? Это всё китайские смартфоны в руках предприимчивых российских предпринимателей. Ну и естественно, все операторские устройства «большой тройки», а сейчас уже и чертвёрки, — это недорогие китайские «белые коробки». Отдать должное, аппараты, начиная со среднего ценового сегмента, хорошо собраны, функциональны и служат верой и правдой. Хотя косяки перевода случаются до сих пор.
Во всём виноваты зелёные человечки
Почему в 2008 году произошёл технологический перелом в производстве китайских мобильных телефонов? Думаем, для читателей Хабра здесь не будет даже интригующей паузы, потому что все помнят — в 2007 году Google анонсировал выход мобильной платформы Android. Конечно, до этого были мобильные операционные систем и платформы разработки — в основном, Symbian и Windows Mobile. Но они были закрытыми и довольно дорогими, что, конечно же, мгновенно удорожало аппарат и вся китайская мобильная система рушилась. Что и говорить, OS Android дала шансы на разработку и главное, кастомизацию оболочки.
Китайские производители дождались доступа к новой операционной системе, но это не стало золотым Эльдорадо — скорее, это была руда, из которой нужно было выбирать частицы драгоценного металла. Дело в том, что почти все китайские мобильники были оснащены чипсетами Mediatek, которые когда-то сформировали китайскую мобильную отрасль, а к концу 2000-х по производительности сильно отставали от Qualcomm. Из-за этого первые смартфоны получили все типичные болезни дешевых андроидов: перегретую и быстро разряжающуюся батарею, проблемы с сенсорными экранами с высоким разрешением, подвисание интерфейса.
Первым эти проблемы преодолел Huawei U8220, использовав производительный чипсет от Qualcomm. Второй компанией, пришедшей к новой модели, стала Lenovo, а затем подтянулась Meizu со своим M9 (уже Android 2.2).
Однако Mediatek тоже не переживал молча своё фиаско, а предложил рынку мощные мобильные процессоры, которые производители взяли на вооружение ввиду гуманной ценовой политики против негуманного Qualcomm. Марки размножались с нереальной силой — многие из них мы с вами никогда и не слышали, некоторые сыскали популярность в СНГ, например, Zoppo.
И это был настоящий прорыв: с лета 2011 года активную экспансию начали марки, которым предстояло завоевать весь мир: Xiaomi, Meizu, OnePlus (Oppo). Парад флагманов открыл Xiaomi Mi 1 с кастомной оболочкой MIUI. Следом вышел супертонкий смартфон Oppo (который в 2014 превратился в хитовый One Plus), парад первых закрыл Meizu MX4.
Ну а сейчас очевидно выделились основные игроки, они делят рынок, но рынок логично сокращается:
А стоит ли покупать китайские телефоны в 2018 году?
Ну а что покупать, кроме них? Шутка. Конечно стоит. Но и вопрос возник не напрасно — вокруг смартфонов из Поднебесной сложилось множество мифов. Разберём несколько главных.
Материалы дешманские. Популярные марки смартфонов даже свои дешёвые аппараты за 70-100$ делают из качественных материалов — во-первых, многие стремятся к соблюдению экологических стандартов, во-вторых, большинство материалов сегодня стоят недорого и лидируют по прочности и чистоте (кевлар, многие виды пластика, алюминий, сплавы и т.д.). Поэтому такие телефоны приятно держать в руках и их поверхности (экран, задняя крышка) имеют именно те свойства, которые обязаны иметь.
Качество сборки — ужас: скрип и люфт. Опять же, технологии шагнули вперёд, большинство процессов автоматизированы и проблемы со скрипом, с выпадением крышки и аккумулятора остались в прошлом. Более того, современные смартфоны участвуют в негласном состязании в прочности и стараются делать корпус довольно устойчивым к ударам и падениям — зачастую даже если это не обозначено в спецификации.
Кстати, посмотрите классную рекламу китайского ультра прочного смартфона. Это целый абсурдный мини-фильм:
SAR (Specific Absorption Rate — удельный коэффициент поглощения) зашкаливает. Показатель SAR отражает вредное воздействие мобильного девайса на человека. И это не выдумка человека в шапочке из фольги, а настоящий научный показатель. Он измеряется в ватт на кг (Вт/кг) и может сильно изменяться от условий, в которых находится телефонный аппарат. Европейский стандарт составляет 2 Вт/кг для 10 граммов тканей. Как видите, все топовые «китайцы» имеют этот показатель ниже максимальной нормы:
Оболочки — отстой. Вот эта тема — розжиг, потому что китайские программные оболочки могут быть реально на любителя, а могут быть прекрасны (например, нам нравится MIUI). Конечно, тру-айтишники ставят root, перепрошивают смартфоны, ищут модели с «чистым Android», но нужно помнить, что массовый рынок не готов к этим манипуляциям и та же ваша девушка или сестра могут порадоваться интересной кастомной оболочке. Оставим это на обсуждение в комментариях.
Характеристики — враньё. Конечно, нет. Все топовые бренды поставляют смартфоны и спецификации к ним, по которым можно оценить возможности телефона. Если у вас есть сомнения, можно найти бесчисленное число тестов и обзоров, покрутить мобильник в магазине.
Китайский смартфон — это уже не символ подделки, это символ надёжного и недорого аппарата с передовыми технологиями на борту. Конечно, мифы в массовом сознании ещё поживут. Но мы-то с вами знаем :)
Топ-11 смартфонов лета по версии клиентов Gearbest
Мы всё лето отгружали смартфоны бочками российским пользователям и выборка по объёму получилась нехилая. А значит, можно составить честный рейтинг самых заказываемых смартфонов с Gearbest летом 2018. В топ попали несколько марок:
Xiaomi — топовый бренд Китая, который неоднократно назывался убийцей iPhone (и может, убил бы, будь iPhone с Android на борту). Бренд покорил мир мощными смартфонами, соблюдающими пропорцию цена-качество и имеющими реально приятный дизайн. Компания отличается страстью к онлайн-продажам, хотя в последнее время способствует развитию мини-монобрендов.
OnePlus — хорошо кастомизируемые смартфоны с изящным дизайном и полноценной функциональностью Это едва ли не самый динамичный и интересный с точки зрения позиционирования бренд.
Nubia — суббренд легендарного и любимого айтишниками ZTE. Утончённые и функциональные смартфоны с выдающимися характеристиками. Помешаны на селфи-камерах.
Cubot — марка, которая особенно выделяется тем, что ни один её смартфон не остаётся незамеченным на рынке. Ребята вкладывают большие ресурсы в создание аппаратов, особенных с точки зрения юзабилити и дизайна корпуса.
Letv — он же когда-то экосистемный LeEco, плод компании, желающей покорить мир всем: от велосипеда до электромобиля Faraday Future. В России обрёл огромную популярность благодаря дорогой рекламе и рейтинговым коллаборациям. Экосистема не выросла, а вот отличные смартфоны по цене менее 100 баксов остались.
Итак, топ-11 лета 2018 по версии покупателей Gearbest:
Xiaomi Mi A2 Lite — $215.99
Фичи: двойная камера, аккумулятор 4000 мАч
CUBOT P20 — $164.99 (осталось 30 штук!)
Фичи: необычный цвет корпуса, экран 6.18’, аккумулятор 4000 мАч
Неплохой и разнообразный топ, нам самим нравится. Расскажите, какие у вас отношения с китайскими смартфонами? А в начале 200-х имели с ними дело или только Nokia, только хардкор?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Волк слабее льва и тигра, но в цирке волк не выступает!
Волк - единственный из зверей, который может пойти в бой на более сильного противника.
Если же он проиграл бой, то до последнего вздоха смотрит в глаза противника. После этого умирает...
Администратор сайта laptop.ucoz.ru не несет ответственности за содержание рекламных объявлений. Все используемые на сайте зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам! Используемая со сторонних источников информация публикуется с обязательными ссылками на эти источники.