Несмотря на революционные идеи носимых устройств и интернета вещей, в нынешних гаджетах есть много серьезных недочетов, которые ставят под угрозу их популярность. Не слишком ли оптимистичны корпорации, рассчитывая на толпы людей в Google Glass, с Galaxy Fit на одной руке и Sony Smartwatch на другой? Хватает весомых аргументов против покупки этих устройств, IT.TUT.BY рассматривает главные из них.
IT.TUT.BY просил случайных прохожих опробовать Google Glass. Восторг да и только! Но станут ли белорусы платить за умные гаджеты немалые деньги?
В этом году ожидается массовый запуск нашумевших очков Google, которые мы тестировали зимой. Месяц назад, 15 апреля, корпорация устроила день открытой продажи для жителей США. Пару дней назад начался выпуск гаджета в свободное плавание, но по завышенной цене – $1500, да еще без учета налогов. Но к концу года производство начнется в штатном режиме, цену могут снизить до разумной.
Уже подсчитана примерная себестоимость устройства – примерно в пятнадцать раз меньше, чем нынешние полторы тысячи. Однако это цена исключительно компонентов, не считая затрат на разработку, патенты, прототипы, несколько лет тестирования технологий и прочих вещей.
Запрет на вождение транспортных средств
Во многих странах оперативно запретили езду на автомобиле или мотоцикле в Google Glass. Эксперты справедливо рассудили, что изображение сильно отвлекает водителя, рассеивает внимание и ставит под угрозу безопасность движения. Хотя во многих современных машинах доступен проекционный дисплей с информацией о скорости, навигации, дорожных знаках и прочими полезными сведениями. Он тоже все время перед глазами водителя. Почему это разрешено?
Несанкционированная съемка
Владельцы некоторых баров и ресторанов стали запрещать вход гостей в Google Glass. Причин сразу несколько, и все они весомые.
Во-первых, мало кто захочет случайно наткнуться в Facebook на видео со своим участием не в лучшей кондиции. Во-вторых, люди приходят в бар для того, чтобы хорошо провести время, а не собирать друг на друга компромат – поэтому записывающие устройства там ни к чему. В-третьих, ваши очки могут снять то, что снимать вовсе не следует. Например, выступление в стриптиз-клубе, дружеское рукопожатие известного политика и босса мафии в казино.
В игорных заведениях, к слову, очки запрещены и по другой причине. Google Glass формально является компьютером, то есть вычислительным устройством, что недопустимо использовать в казино. Хотя на деле это дополнение для смартфона, как умные часы, о которых речь пойдет ниже.
Право на личную жизнь
Фото и видеосъемка в общественных местах, как правило, разрешена, если в объектив не попадают административные здания. Но когда человек, скажем, едет с Google Glass в утреннем метро, натыкаясь на заспанные лица – это вызовет определенные вопросы и претензии окружающих. Не будешь же каждому объяснять, что прямо сейчас вы ничего не записываете.
Даже если все в порядке, нацеленные очки с камерой заставят большинство людей нервничать и чувствовать себя неуютно. Представьте, что вы сидите в транспорте напротив человека, которая навел на вас смартфон или видеокамеру. Это как минимум странно и неприятно. Более того, Google Glass можно расценивать как устройство для скрытого видеонаблюдения, что без пяти минут шпионаж. В Украине так и определили очки, полностью запретив их применение в стране.
Затем, правда, пошли на некоторые уступки. На родине очков, США, не прекращаются споры о конфиденциальности и праве на личную жизнь. Что будет в Беларуси, тоже не ясно. Но пока речи о запрете не идет, хотя Google Glass попадают под ст. 376 УК РБ "за незаконное изготовление, приобретение либо сбыт средств для негласного получения информации".
Пристальное внимание окружающих
Для кого-то это лишь плюс, но готовьтесь к тому, что все более-менее интересующиеся IT-новостями люди будут глазеть на вас, задавать одни и те же вопросы ("Сколько стоит?", "Где купил?", "Удобно?", "Дай попробовать"), переходящие в риторические ("очки за "штуку", а почему ездишь в троллейбусе?").
Также не стоит забывать о ценности устройства и вероятных попытках украсть его. В темном переулке Шабанов сложно будет объяснить, что очки распознают голос владельца (функция должна появиться только в релизной версии) и не слушаются другого человека, поэтому "жать" их нет смысла. Кроме того, Google Glass использует геолокацию, и найти их не составит труда.
Управление очками выполняется преимущественно голосом, для некоторых действий нужно "гладить" дужку очков. Люди порой косятся на человека, говорящего по телефону через гарнитуру – представьте их взгляды, когда вы в никуда произносите "OK, Glass, record that" или "OK, Glass, where am I?"
Безопасность данных
Каждый день мы вводим пароли и читаем данные, которые никому другому видеть не следует. Скажем, чтобы разблокировать телефон или планшет, нужно ввести код. Частично этой проблемы можно избежать с Samsung Galaxy S5 или iPhone 5S, у которых есть сканер отпечатков, но для активации SIM-карты все равно нужно вводить PIN-код.
А что делать с банкоматами и расчетами пластиковыми карточками? Также не забываем об информации на экране банкомата о вашем текущем балансе. Конечно, очки можно выключить или просто снять, но слишком уж много проблем с ними выходит: то снимать, то надевать, то выключать. Компания традиционно заявляет о безопасности и конфиденциальности, при этом все данные автоматически загружаются на облачный сервер компании.
Google запретили внедрять в очки систему распознавания лиц. Вероятно, когда будут представлены более весомые доводы о защите информации пользователя, к этой функции все же вернутся
Сортировка контента
А точнее, практически полное отсутствие этой сортировки. Подобно Facebook со своими бестолковыми рекомендациями, Google Glass стремится перегрузить вас информацией, важность которой близка к нулю. Обновления ленты друзей в социальных сетях, сообщения в Twitter; одноклассница Таня, которую вы сто лет назад добавили в друзья и потом ни разу не виделись, "обновила статус отношений".
Весь этот хлам можно оптимизировать, оставив только самые полезные опции. Но зачем тогда покупать Google Glass, если не использовать всех его возможностей и специально урезать функционал?
Еще одна беда – система хоть и пытается угодить владельцу, однако получается далеко не всегда. Например, тестировавшему устройство российскому сценаристу Роману Волобуеву очки предложили посмотреть видео смерти ныряльщика от кессонной болезни, в то время как автор материала просто ел суп. Приятного аппетита, что ж.
В прошлом году японцы показали "антигугловские очки". В них встроены инфракрасные датчики, которые слепят камеру Google Glass так, что распознать лицо практически невозможно. Однако выглядит устройство еще более странно, чем очки Google
Google Glass – первопроходец, и многие недостатки, особенно в плане функционала, смешного заряда батареи (хорошо если пару часов выдержат), перегруженности ленты можно опустить. Этические моменты со съемкой рано или поздно будут решены, люди привыкнут к тотальной съемке. Ведь хватает камер наблюдения на улицах, по дорогам ездит все больше машин с видеорегистраторами. Нужны годы для адаптации к новому классу гаджетов, если такой тип устройств окажется востребованным.
Ажиотаж вокруг Google Glass и высокие продажи несмотря на баснословную цену объясним: энтузиасты, фанаты и "гики" горло друг другу перегрызут, чтобы ухватить новинку одними из первых. Вспомните ежегодные очереди за новыми iPhone и iPad. Люди неделями сидят под дверьми магазинов, дабы купить заветный смартфон или планшет раньше остальных. Вот когда будет массовый старт продаж, минует год-полтора, интерес угаснет – тогда и можно судить о популярности гаджета. Сейчас же Google Glass – игрушка за $1500.
Умные часы и браслеты
Аналитики предсказывают, что будущее – за нательными гаджетами. Прогнозы сбываются, тренд последних лет – "умные" часы, которым до умных ой как далеко. Сейчас производители любыми способами пытаются объяснить, зачем вам отдавать $250-400 за наручные часы, которые надо заряжать каждые четыре дня. К этой сумме также прибавьте немалую цену смартфона, без которого гаджет едва будет полезным.
Pebble, Sony Smartwatch, Samsung Galaxy Gear и другие связаны с телефоном: вы сразу видите входящее сообщение или уведомление, можете переключить трек в плеере или узнать погоду. Это удобно, если забыть о том, для чего обычно покупают наручные часы. Их основная роль – узнать время – отошла на второй план с появлением первой более-менее стильной, оригинальной, дорогой модели еще сотни лет тому.
Это скорее аксессуар, а не рабочий инструмент. По цене умных часов можно приобрести младшую модель приличной швейцарской или японской компании. Хотя Rolex или Longines не покажут новостную ленту в Twitter, но тут уж кому что важнее. Умные часы в настоящее время просто не снабжены функциями, которые тянули бы на их покупку. Заключительный гвоздь в крышку – очень спорный дизайн.
Выглядят доступные устройства как-то чересчур несерьезно. Представить их на руке айтишника, студента или хипстера (часто это один человек) легко, а вот люди "за тридцать" вряд ли обратят внимание на необычный и пока еще редкий гаджет.
На волне популярности здорового образа жизни появились отдельные устройства для контроля за телом и самочувствием. Браслеты отслеживают сердечный ритм, фазы сна, выполняют роль шагомера: как много прошли, сожгли калорий, сколько еще кругов по парку осталось нарезать для суточной нормы с учетом вашего возраста и веса.
По большому счету, обыкновенный шагомер отечественного производства, который можно найти в спортивном отделе "ЦУМа" или "ГУМа", справляется с задачами ничуть не хуже и стоит раз в десять меньше. Правда, он не умеет синхронизироваться со смартфоном, а экран из калькулятора приведет в шок кого угодно.
"Интегралу" есть над чем поработать в плане дизайна и эргономики
Ситуация с браслетами немного отличается от обстановки с часами: их покупают не столько энтузиасты и любители всего нового, сколько спортсмены. Ориентировочная цена – порядка $200. Целевая аудитория, которая видит смысл в покупке, имеется.
В США, основном рынке для большинства IT-компаний, все эти устройства – очки, часы, браслеты – будут пользоваться спросом: там и менталитет другой, и платежеспособность. Что касается наших реалий, то прогнозы не такие радужные. Покупать новинку на старте продаж слишком дорого для большинства белорусов, учитывая грабительскую наценку магазинов.
Ждать, пока стоимость упадет до вменяемой – значит упустить время и выпасть из тренда. А там уже и новая модель подоспеет. Скажем, Google Glass 2. Вряд ли кто-то захочет покупать морально устаревшую первую версию устройства по хорошей стоимости, когда вышла свежая – в которой все исправлено, улучшено, доработано.
В "Столице программистов" хватает людей, которых не остановит цена Google Glass, но стоит помнить об еще одном моменте. Часть сервисов не адаптирована под белорусскую реальность, особенно в плане карт и навигации. К сожалению, Беларусь – слишком маленькая и несущественная для гигантов IT-мира страна, чтобы уделять ей сколь-нибудь значимое внимание.
Читать полностью: http://it.tut.by/399222
|