HiFiMan, будучи далеко не новичками рынка персонального аудио, очень четко понимают, как нужно формировать модельный ряд. Именно это знание позволило им осознать тот факт, что у них нет интересного предложения в среднем сегменте усилителей для наушников (в то время как наушники — есть). Результатом разработки стало появление очень необычной гибридной модели EF100, о которой я и намерен рассказать в этом обзоре.
Как любой разумный производитель, HiFiMan стараются взвешенно подходить к формированию своей линейки продуктов, последовательно накрывая все возможные сегменты как наушниками, так и усилителями. Для тех, кто ограничен в бюджете, HiFiMan предлагают усилитель EF2A (и версию с ЦАП EF3), наушники HE-300 и их набор по очень выгодной цене. В верхнем сегменте у компании есть усилитель EF-6 и ряд наушников, таких как HE-6 и более новые HE-560. Судя по новостям, скоро компания запустит в продажу новые продукты в сверхдорогой нише бескомпромиссных решений.
Главная проблема возникала со средним сегментом, поскольку наушники в нем у HiFiMan есть, а с усилителями были проблемы (EF-5 как-то не пошел на рынок). Исправить ситуацию призван новый игрок, EF-100.
В HiFiMan решили сделать EF-100 максимально универсальным, поэтому внутри он состоит из трех блоков. Ламповый предусилитель построен на традиционной для Китая лампе 6N3J (ее лучше сразу после покупки заменить). Этот предусилитель делят между собой усилитель для наушников, работающий в классе AB и выдающий 2 ватта на канал при нагрузке в 32Ω, и усилитель для колонок класса T. Таким образом, EF-100 получается универсальным настольным устройством, способным прокачать как наушники, включая большинство тугих изодинам, так и эффективные настольные колонки. Традиционно, HiFiMan не сильно щедры на подробности касаемо внутренностей своих изделий, поэтому на чем сделаны усилители — пока загадка (раскручивать обзорный образец я не стал).
Чтобы сделать устройство более универсальным, HiFiMan оснастили его функцией USB-ЦАПа, необходимой настольному устройству, но из врожденной прагматичности сделали его ужасающе низкого качества. В нем используется микросхема CMedia CM102S, и он поддерживает частоту дискретизации до 48 КГц с битовой глубиной в 16 бит. Качество при этом такое, что про эту функцию можно сразу забыть. В упор не понимаю, что помешало интегрировать что-то поприличней, хотя бы на недорогих чипах PCM, стоящих сущие копейки.
Общая цена усилителя составляет около 500 долларов, и, даже несмотря на провальную функцию ЦАПа, это неплохое предложение. Я традиционно хочу поблагодарить моих друзей из Era-in-ear за предоставленную возможность ознакомиться с данным устройством.
Технические характеристики
- Микросхема ЦАП: CM102S
- Лампа: 6N3J
- Входной импеданс: 47 KΩ
Выход на наушники
- Рекомендуемый импеданс нагрузки: 32Ω – 300Ω
- Максимальное напряжение: 7,8 В @ 32Ω
- Мощность: 2 Вт @ 32Ω
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 КГц ± 0,2 дБ
Выход на колонки
- Мощность: 4,5 Вт на канал @ 4Ω
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 КГц ± 1 дБ
Дизайн и управление
Коробка, в которой EF-100 доставляется покупателю, воображения не поражает. Обычный коричневый картон без каких-либо изысков. Внутри, аккуратно упакованный во вспененный целлофан, лежит усилитель, кабель питания, инструкции и очень неплохой USB-кабель (сильно лучше ЦАПа, встроенного в EF-100).
А вот над внешним видом самого устройства в компании поработали отлично. Справедливо решив, что EF-100 — это в первую очередь настольное устройство, HiFiMan постарались сделать его эстетически привлекательным, и это им удалось. Сам усилитель сделан полностью из алюминия «натурального» серебристого цвета. Вроде бы еще будет вариант в черном цвете, но, на мой взгляд, серебристый смотрится интересней. Форма корпуса очень необычна, в вертикальной проекции он почти квадратный, сверху же корпус имеет необычную форму с плавным изгибом, в задней же его части расположены выступы для трансформатора питания и лампы, последняя закрыта сетчатой защитой.
Также на верхней панели размещены регулятор громкости с дискретным ходом и странный выступ, подозреваю, он нужен для того, чтобы опереть об него плеер, подключенный к EF-100. Регулятор громкости очень приятный, он вращается со щелчками, это позволяет четко установить желаемый уровень громкости.
На передней панели размещены 6,3 мм выход на наушники и три переключателя: для выбора выхода (наушники или колонки), линейного входа или входа CD-плеера и включения/выключения USB-ЦАПа. На левой панели предусмотрен простой 3,5 мм линейный вход, он позволяет с легкостью подключить плеер или мобильный телефон. На задней стороне размещены гнездо для питания, выключатель устройства, выходы на колонки, USB-вход и вход для CD-плеера с двумя RCA (по сути — еще один линейный вход, только с другими разъемами).
Сам EF-100 — очень увесистый и благодаря силиконовым накладкам на ножках надежно фиксируется на столе. В целом он производит приятное впечатление очень надежного и добротного устройства, качество сборки отличное, никаких признаков «дешевизны» нет.
Звук
Для прослушивания усилителя использовалось следующее оборудование:
- MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
- Yulong DA8 по USB в роли ЦАПа, подключенный к EF-100 RCA-кабелями Audio-Gd
- Fidelia в роли плеера
- Наушники Philips Fidelio X1, AKG K702, ZMF Fostex, Fischer Audio FA-003 Bog Oak Limited Edition, Fischer Audio FA-011 Limited Edition Japan, Sennheiser HD800
- Записи в формате lossless
Традиционно для ламповых устройств, EF-100 требует пары минут после включения для выхода на рабочие характеристики, также я прогрел его перед прослушиванием на протяжении 48 часов (не то чтобы я ждал чего-то от этой операции, но хуже она точно не сделает).
При первом прослушивании EF-100 повергает в удивление, так как непонятно, зачем в нем вообще используется лампа. Звук очень интересный, но в нем часто проскакивает какая-то холодная колючесть, нехарактерная для ламповых и гибридных решений. Несколько экспериментов четко дали понять, что проблема кроется именно в лампе. В теории 6N3J — лампы, используемые китайским военпромом, отличающиеся в лучшую сторону от обычных 6N3, но на практике их использование в аудиоустройствах дает не лучший результат. В общем, это характерно почти для всех китайских ламп, замена ее на почти что угодно идет усилителю на пользу.
В общем, звук EF-100 — очень детальный, с небольшим уклоном в светлое звучание, он неплох по детализации и имеет хороший запас по мощности, что благотворно влияет на совместимость с наушниками. Сильные стороны данного усилителя — объем воображаемой сцены и передача нюансов записи.
Бас хорошо контролируется, обладает приятной текстурой и разрешением, но его чуть-чуть не хватает количественно. Для многих записей это не критично, особенно если у вас темные наушники, но на старой рок-музыке порой не хватает драйва. Современные ремастеры исправляют эту ситуацию.
Средние частоты — детальные и чистые, им немного не хватает музыкальности, которой подсознательно ожидаешь от лампового устройства, но разрешение и объемность подачи позволяют с легкостью с этим смириться.
Верхние частоты — приятно ненапрягающие, нет резкости, но разрешения достаточно для передачи всех нюансов, изначально заложенных в запись. Хорошая проработка ВЧ способствует сложным жанрам музыки, в которых используется множество инструментов.
Совместимость
Так как мощность усилителя велика, а регулировка коэффициента усиления не предусмотрена, основное его назначение — полноразмерные наушники с высоким импедансом и/или малой чувствительностью. Естественно, EF-100 неплох с изодинамическими моделями HiFiMan, кроме, конечно, HE-6, так же хорошо он справляется с Philips Fidelio X1. Немного не хватает ему уверенности с AKG K702, последние, несмотря на достаточно невысокий импеданс, сложны в раскачке, поэтому не все усилители работают с ними как следует. На ТДС-7 от Snorry становится понятно, что этому усилителю немного не хватает контроля на средних частотах по сравнению с топами, но все равно звучит он неплохо, а стоит в несколько раз меньше.
Благодаря близкой к нейтральности подаче, усилитель не критичен к жанрам, все они удаются ему одинаково хорошо, а вот к качеству записи он очень придирчив. Некоторые альбомы из-за некачественного мастеринга слушать просто невозможно, это мотивирует на поиски ремастеров и разных изданий с целью найти лучший вариант.
Выводы
Очень неплохая модель для среднебюджетного сегмента. Стильный внешний вид, возможность работы с колонками, хороший запас по мощности — все это делает EF-100 интересным вариантом для покупки. К сожалению, комплектный ЦАП откровенно плох, поэтому роль комбайна это устройство «не тянет», но если к нему добавить недорогой ЦАП от тех же Stoner Acoustics или HiFiMeDIY — получится просто отличная связка.
Павел Дмитриев