Как-то прочно китайские компании оккупировали рынок высококлассных плееров для ценителей качественного звука. Очень редко прорываются одиночные ласточки из Кореи и совсем уж редко — японцы (за исключением, конечно, Sony). Поэтому каждое изделие компаний из страны восходящего солнца — просто на вес золота, а особенно если это именитые Venture Craft. В общем, без лишних слов встречайте — Soundroid VALOQ.
Разработчики Venture Craft давно зарекомендовали себя как люди, умеющие делать звук. Их линейка портативных усилителей отличается не только достаточно высокой стоимостью, но и соответствующим цене уровнем звука. К разработке плеера в компании подошли с размахом. В качестве ЦАПа используется хит этого года — AK4490, но в данном плеере его дополнили AK4137, способным на ходу апсемплить сигнал, причём управление апсемплингом отдали на откуп пользователю, сделав соответствующие опции в меню. Усилитель имеет полностью балансную схему и использует связку MUSES8820 и AD8397, при этом MUSES8820 можно менять для получения другого звукового почерка. Не подкачали и остальные элементы, резисторы Vishay Merufu, плёночные конденсаторы Rubycon PML. Необычным сделали и управление, построенное вокруг двух аналоговых «крутилок». Все это упаковали в достаточно компактный для своей начинки корпус.
Конечно, плеер не мог быть совсем уж дешевым, поэтому ценник на него выставили в 770 долларов, но для японского продукта это, в общем-то, чуть ли не бюджетная цена.
Технические характеристики
- ЦАП: AK4490
- Передискретизация: AK4137
- Усилитель: балансный, MUSES8820 в роли предусилителя (сменные) + AD8397
- Выходная мощность: 2 × 125 мВт @ 32Ω
- Соотношение сигнал/шум: 110 дБ
- Общие гармонические искажения + шум: <0,001% (PCM 44,1 кГц/24 бит, @ 1 кГц без нагрузки)
- Диапазон частот: 10 Гц — 100 кГц
- Линейный выход: 2 Vrms
- Поддерживаемое разрешение: до 384 кГц/32 бит, DSD256
- Поддерживаемые форматы: WAV, AIFF, MP3, AAC, ALAC, FLAC, Ogg Vorbis, DSDIFF, DSF
- Встроенная память: 6 ГБ
- Внешняя память: MicroSD до 2 ТБ
- Вход: MicroUSB 2.0
- Выход: комбинированный 3,5 мм TRS (наушниковый, линейный, оптический), 2,5 мм TRRS балансный
- Экран: 2,4″, TFT, 320 × 240
- Аккумулятор: 3000 мА/ч, 3.7V
- Время работы на одном заряде: около 7 часов (с MUSES8820)
- Время зарядки: около 6 часов
- Размеры: 70 мм × 107 мм × 20 мм
- Вес: 160 г
Упаковка и комплект поставки
Коробка плеера навевает мысли о том, что в минимализме есть своя прелесть и только жители Японии по-настоящему понимают в этом толк. Плеер продаётся в очень компактной картонной коробке с «суперобложкой», на которой из разнообразного есть только ТТХ на задней стороне. Коробка открывается как книжка, давая доступ к самому плееру и заботливо убранному в отдельный отсек MicroUSB-кабелю. На этом, собственно, комплект поставки заканчивается, настраивая на философский лад и заставляя писать хокку вроде:
Плач, о прекрасная гейша,
Твой самурай всю зарплату
Потратил на два сменных чипа
Ни тебе чехольчиков, ни пленочек на экран, хотя без последних явно можно обойтись. Чехол, кстати, официальный к плееру есть, более того, сделан он самими VanNuys, причём в лучших традициях последних: липучки, карабинчики, в общем — красота. Расстройство лишь в том, что чехол этот придётся покупать отдельно, за 100 долларов, но чехол реально классный.
Дизайн и управление
Что же касается внешнего вида и эргономики, с VALOQ я прошёл полный путь от ненависти до любви длиной примерно в 3 недели. На первый взгляд плеер показался неудобным и невзрачным, но по мере использования я понял, что ошибся по обоим пунктам. Корпус VALOQ сделан из качественного пластика с необычной текстурой, поначалу кажется, что это не так круто, как алюминий, но по факту пластик позволил сделать плеер легче, при этом сохранив необходимую прочность. Кроме того, в ходе использования пришло понимание, что этот пластик весьма приятен на ощупь. Впрочем, у VALOQ есть небольшие огрехи в сборке: колёсико навигации и кнопка немного болтаются и тарахтят, если потрясти плеер, а регулятор громкости имеет небольшой горизонтальный люфт (впрочем, очень малозаметный). Кроме того, внешний вид плеера немного портится хромированным пластиком вставки на правой грани, но назвать это все большими проблемами — будет сильным преувеличением и сгущением красок. За исключением этого, VALOQ собран хорошо и нареканий не вызывает.
Элементы управления размещены исключительно на двух гранях, верхней и боковой. Сверху разместились два гнезда выходов, 3,5 мм для наушников, совмещённый с коаксиальным и 2,5 мм балансный (в плеере используется полностью балансная схема усиления). Тут же находится многоцветный светодиод-индикатор (меняет цвет при зарядке или при воспроизведении файлов высокого разрешения и DSD). В правой части поместилось горизонтальное колесо регулятора громкости, совмещённое с выключателем питания. Колёсико это очень удобное, с «правильным» тугим ходом, оно позволяет с лёгкостью установить нужный уровень, правда громкость тут растёт экспоненциально, поэтому вначале будет долго тихо, а потом громкость быстро возрастает. К счастью, тугой ход колеса позволяет, несмотря на это, достаточно гибко выбирать необходимую громкость. Ещё один минус применённого решения — в таймере выключения, если плеер выключится после заданного простоя, чтоб его включить обратно надо будет выкрутить колесо на минимум и потом крутить обратно, включая. Но к этой «крутилке» громкости достаточно быстро привыкаешь и начинаешь даже получать удовольствие от использования.
Правая панель с хромированной вставкой содержит элементы управления, их ровно три, если не считать слота карт памяти (у плеера есть 6 ГБ своего флеша, но, естественно, этого мало). В самом верху находится колёсико с возможностью нажатия, большинство функций возложено именно на него: оно служит для навигации по меню и перемотки треков, нажатие служит для выбора подменю и воспроизведения/паузы. Двойное нажатие на экране воспроизведения переключает на следующий трек, тройное — на предыдущий. Я уже могу вообразить волну вашего возмущения, если вам надо, вернуться, например, с 10 трека на второй… К счастью, разработчики подумали об этом, скрывается их решение в контекстном меню, вызываемом длинным нажатием на колёсико на экране воспроизведения. В этом меню находятся настройки апсемплинга, пункт для добавления трека в избранное и функция просмотра текущей папки или текущего альбома. То есть, если вам надо переключить на несколько треков в любую сторону, вы вызываете это меню, выбираете нужный трек, и через секунду он уже у вас играет. При этом за счёт чётких щелчков управлять плеером с помощью вращения очень удобно, нет проскакивания, нет «недокрута».
Чуть ниже главного органа управления разместился второй по значимости — кнопка возврата обратно. Она традиционно при коротком нажатии возвращает на один пункт назад, при длинном — выводит в главное меню. Чуть ниже этой кнопки разместился переключатель блокировки, так как колёсико чувствительное, то при попытке засунуть плеер в карман, трек может на несколько секунд перемотаться, жестоко и беспощадно ранив внутреннего перфекциониста. Именно в таких случаях и приходит на помощь блокировка. Ещё из элементов интерфейса есть MicroUSB-разъём на нижней грани устройства, но это, пожалуй, ожидаемо.
На задней стороне, закрытый крышкой с двумя винтами T5, размещён отсек сменных операционных усилителей. В принципе, их замена трудностей не представляет, надо лишь делать это аккуратно и использовать для извлечения чипов специальный пинцет, очень уж легко можно погнуть ножки у ОУ.
Основная часть передней панели отведена под экран, причём на него не поскупились, он весьма хорош по цветовой глубине, разрешению, углам обзора и даже почти неплохо ведёт себя на солнце. Впрочем, оценить это все можно лишь на отображении обложек альбомов, остальное меню — сугубо текстовое и разнообразием цветов не блещет. Организовано оно разумно. Самый первый пункт служит для возврата на экран воспроизведения, под ним — два пункта для просмотра файлов из внутренней памяти и с MicroSD карты. Дальше — меню с медиабиблиотекой, тут есть стандартные списки типа альбомов и артистов, так и неожиданные фильтры, отображающие исключительно DSD файлы или High-Res. Тут же разместили и плей-листы. Замыкает это меню набор менюшек для настройки всего и вся. Тут есть как ожидаемые вещи типа пятипозиционного эквалайзера и разных там таймеров сна, так и неожиданные вроде управления апсемплингом. Из языков плеер поддерживает только английский и родной (в роли последнего у него, естественно, японский). С диакретикой в названиях, к сожалению, не дружит. В целом прошивка плеера, несмотря на простоту, очень стабильная и удобная, есть столь желанный многими gapeless, отдельно хочу отметить быстрое сканирование треков с карты памяти.
Время работы — не самая сильная сторона этого плеера. Даже со штатными Muses 8820 он работает чуть больше 7 часов. При замене их на дорогие и элитные OPA627, время работы сокращается до 4 с половиной часов. Этого, конечно, весьма мало, но это плата за небольшой размер и балансную схему усилителя.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: Meze 99 Classics, Lear LHF-AE1d, Ambient Acoustics AM10, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser K10AU, Campfire Audio Jupiter, Dita Audio Brass и другие.
Над звучанием в VentureCraft явно потрудились. Подача плеера — чуть слитная, также немного смягчённая, но при этом очень цельная и музыкальная. Это именно тот звук, к которому любят применять эти набившие оскомину эпитеты про теплоту и ламповость. Если подача плеера вам наскучит, к вашим услугам возможность сменить ОУ, получив другой звук. Меняются операционники, используемые в роли низкочастотного фильтра, поэтому они влияют только на подачу, оставляя мощность прежней. Сами VentureCraft предлагают несколько вариантов OPA627 за баснословные деньги (так как сами чипы весьма дороги), но вы вполне можете экспериментировать и с другими операционниками, результаты порой получаются очень приятные.
Второй способ повлиять на звучание «Валька» — это апсемплинг. Обычно подобная опция добавляется производителем «на сдачу» и на звук особо не влияет, но этот плеер — явное исключение. Тут используется отдельный чип для ресемплинга, а управление им отдано пользователю. Есть несколько вариантов: ресемплинг до 172 кГц и 384 кГц с возможностью выбирать 24 или 32 бита, а так же апсемплинг в DSD128 и DSD256. В случае PCM можно также выбрать один из двух цифровых фильтров (вот их влияние, как раз, почти не слышно), в DSD они, разумеется, не работают. Если говорить о звуке, то оба варианта PCM делают подачу светлее и легче (предположу, что тут дело в том, что ВЧ помехи уходят дальше за пределы слышимого), а DSD делает нижнюю половину диапазона более собранной и упругой. Так что — VALOQ даёт пользователям широкое поле для экспериментов. Я для себя остановился на использовании стоковых Muses 8820 и апсемплинге в DSD256 (а что мне, жалко что ли?).
Наконец, третий способ изменения звука, правда, не особо заметный — это использование балансного выхода. В этом плеере баланс не даёт большей мощности, поэтому все его плюсы сводятся к лучшему разделению каналов, что чуть-чуть расширяет воображаемую сцену, но фактически эффект не так велик, как его преподносят, и вполне может быть списан даже на влияние кабеля (хотя тут я тоже скептичен).
Бас у плеера достаточно глубокий и приятно упругий, хотя ему не хватает немного ударности, думаю, это сделано специально, для того чтобы звук казался более живым. VALOQ явно «затачивали» плеер под настоящие инструменты, а у них редко бывает необходимость в сильно ударных НЧ. Бас очень мелодичный, есть некоторый эффект текучести, инструменты нижних регистров не идеально разнесены по разным планам, а как бы плавно смешиваются друг с другом, давая ощущение большей естественности. Текстуры проработаны не идеально, но весьма хорошо.
Среднечастотный диапазон — главная «сила» этого устройства. VALOQ всеми силами избегает скатывания в бритвенную резкость, вместо этого он добавляет трекам чуточку теплоты и эмоций. Инструменты среднечастотного диапазона и особенно вокал — звучат захватывающе, и это, пожалуй, главный эпитет для СЧ плеера. Воображаемая сцена — примерно средняя по ширине, и больше средней по глубине, хотя жёсткого разделения планов тут нет. Характер инструментов подчёркивается, выделяя нюансы, причём подчёркиваются не микродетали, а скорее «макроособенности». Это сложно передать словами, но услышав это, сразу понимаешь, о чём речь. На некоторых жанрах типа малых джазовых коллективов или камерной музыки это звучит очень вовлекающе.
Верхние частоты плеера также подверглись смягчению, впрочем, без излишнего фанатизма. ВЧ в исполнении VALOQ вполне слышны и хорошо проработаны, но тут убраны почти любые намёки на резкость и акцентирование. Иногда это даёт эффект сужения сцены, но при этом плеер почти отлично прорабатывает на ВЧ и атаки, и затухания, что довольно редко встречается среди портативной техники. Благодаря этому разные перкуссионные инструменты и лёгкие послезвучия играют достаточно рельефно, хотя иногда их заглушают более низкочастотные звуки.
По традиции несколько сравнений с разными плеерами схожего ценового диапазона. Сравнивать буду исключительно по звуку, вопросы типа размеров и эргономики — вынесем за скобки.
TheBit OPUS#1. Более сдержанный эмоционально плеер, предлагающий более широкую (иногда аж до перебора) воображаемую сцену и более акцентированные ВЧ.
Fiio X7 + AM2. Я по-прежнему считаю этот вариант одним из лучших плееров года, на фоне VALOQ, Fiio предлагает более детальный звук с большим числом микродеталей, но они иногда могут и утомлять.
Luxury&Precision L5Pro. «Духовный брат» VALOQ, чуть темнее, чуть больше НЧ, но лучше детализированы СЧ и ВЧ, хотя, вообще, разница между этими плеерами не так велика. На стороне VALOQ — упругость НЧ и добавка эмоций на СЧ.
Cayin N6. Более интеллигентный по подаче плеер, у Cayin НЧ капельку меньше количественно, но при этом они более энергичные и хлесткие. СЧ — немного менее эмоциональные, но более детальные, ВЧ чуть больше количественно.
QLS 360. Более грубый по подаче и агрессивный плеер, подменяющий порой технический уровень энергичностью подачи. В некотором роде QLS является антиподом подачи VALOQ, там, где японец всё пытается превратить в хокку, китайское устройство рубит революционные гимны «лесенками» а-ля Маяковский.
Совместимость
Конечно, плеер не самый мощный, и даже балансный выход не добавляет ему мощности, но по факту — мало кто будет использовать в портативе тугие изодинамы или малочувствительные наушники. Конечно, хочется, чтобы плеер был с запасом по мощности, но за это приходится расплачиваться фоновым шумом и меньшим временем работы (или большими размерами). Так что 125 милливатт на канал — весьма разумный уровень мощности, которого с головой хватит для большинства наушников, которые вообще есть смысл использовать в портативе. Если говорить о конкретных примерах, которые мне понравились, можно отметить, например, Meze 99 Classics и FLC-8S.
Жанрово плеер почти универсален, естественно с поправкой на ваши личные предпочтения, если, например, вы хотите долбящие НЧ или дикую агрессию на СЧ — это не тот дроид, что вы ищете. Если же вам нравится цельная и чуть смягчённая подача — VALOQ отыграет вам что угодно. Особенно же хорошо ему удаётся серьёзная музыка — классика, джаз, вокал и так далее. Чувствительность к качеству записей умеренная, где-то на 7 баллов из 10.
Традиционные треки-примеры
Blues Pills — Jupiter. Вобрав в своё творчество то лучшее, что было в мировой истории притяжелённого блюз-рока годов эдак с 70-х, Blues Pills стали отжигать, воскрешая в памяти лучшие годы грандов жанра. В Jupiter есть всё, за что мы любим эту музыку, начиная с классного вокала (что нетипично — женского) и заканчивая правильным «мутноватым» звуком. Именно последний становится серьёзным испытанием для многих плееров, но VALOQ отлично справляется с ним за счёт эмоциональности и отличной телесности ударных.
Nazareth — Woke Up This Morning. От современников жанра перейдём к классикам, мало кто привнёс в жанр столько, сколько это сделали Nazareth, вот только одна проблема — почти все их записи отличаются заметной резкостью на ВЧ. Но тут нам на помощь приходит герой нашего обзора, который, с одной стороны, чуть сглаживает резкость ВЧ, а с другой — отыгрывает их на должно уровне, чтобы не превратить в шуршащее нечто. Ну а добавить к этому эмоциональные СЧ и упругий барабан — получается и вовсе великолепно.
Ian Gillan — Gethsemane. Ну и ещё один трек, который с одной стороны продолжает идейно взятую тему, но раскрывает таланты VALOQ с другой стороны. Центральный номер из местами запрещённого в России мюзикла «Jesus Christ Superstar» — безусловно, песня, выходящая за рамки жанров, и мало кто в мире смог бы исполнить её так, как это сделал Гилан, да, собственно, и не надо. Виртуозное владение эмоциями голоса, отличная оркестровка, бравурное крещендо, в общем — шикарная песня, а небольшая добавка эмоций от японского чуда идёт ей только на пользу.
Выводы
Очень приятный плеер, требующий, впрочем, небольшого привыкания. Характерная особенность японских устройств — они всегда обладают выраженным характером (хотя зачастую очень разным). Не стал исключением и VALOQ, в его звуке есть та самая «музыкальность», столь подходящая для того, чтобы не впадать в аудиофилию, а просто наслаждаться любимой музыкой. К плееру быстро привыкаешь, и он становится «интуитивным» устройством, пользоваться которым приятно не только из-за звука, но и эргономически.
http://hi-news.ru/audio/obzor-pleera-soundroid-valoq-rozhdyonnyj-pod-senyu-sakury.html