Плеер L5 Pro от компании с нескромным названием Luxury & Precision в прошлом году стал для меня настоящим открытием и прописался высоко вверху моей личной «табели о рангах», невзирая на наличие некоторых недостатков (в основном связанных с прошивкой). Разумеется, я не мог пройти мимо новостей о том, что в компании работают над бюджетной моделью L3, и вот спустя достаточно заметное время этот плеер в моих руках.
Наиболее забавно то, что, как и в случае с Cayin N5, новая бюджетная модель предлагает балансную схему звукового тракта, которой лишена старшая модификация. Создавая бюджетный вариант, L&P кое в чем «сэкономили»: корпус сделан из алюминия, но попроще, вместо дерева на задней панели расположен карбон, но многое из старшей модели осталось без изменений. Тут так же используются микросхемы собственной маркировки для ОУ и в роли процессора, схожим остался и дизайн, так что плееры явно сохраняют преемственность.
Цена же на новинку была снижена примерно в 2 раза, в магазинах за L3 просят где-то 400 долларов.
Технические характеристики
- ЦАП: 2 × Cirrus Logic CS4398
- ОУ: собственной маркировки
- Выходное напряжение (@ 35Ω): 1.2V на обычном выходе, 2.4V на балансном
- Уровень шума: -120 дБ
- Разделение каналов: 110 дБ (балансный выход, 32Ω)
- Максимально поддерживаемое разрешение: 24 бита/768 кГц
- Поддержка форматов: MP3,WMA,WAV,OGG,FLAC
- Поддержка DSD: до DSD256
- Форматы DSD: DIFF, DSF, DAT, ISO
- Экран: 3,5 мм, 480 × 320
- Встроенная память: 16 ГБ
- Внешняя память: MicroSD до 128 ГБ
- Входы: MicroUSB
- Выходы: 3,5 мм TRS обычный, 2,5 мм TRRS балансный, 3,5 мм TRS линейный/SPDIF (поддерживается DoP)
- Разрешение в режиме USB DAC: до 24 бит, 192 кГц
- Время работы на одном заряде АКБ: до 10 часов с обычного выхода, до 8 часов с балансного
- Размеры: 60 мм × 114 мм × 15,2 мм
- Вес: 165 г
Упаковка и комплект поставки
Коробку L3 унаследовал от старшего брата, и это явно одна из лучших упаковок в истории портативного аудио. Общая суперобложка из чёрной бумаги с теснением скрывает в себе две отдельные коробки (разумеется, тоже чёрные), в одной находится сам плеер, в другой — набор аксессуаров. Помимо стандартных кабеля и наклейки на экран в L&P расщедрились и положили в набор чехол. Это, конечно, не благородный коричневый велюр, как у старшей модели, но вполне хороший чехол из кожзаменителя красивого голубоватого цвета.
В общем, по этому пункту плеер явно превосходит все ожидания для своей ценовой категории.
Дизайн и управление
По внешнему виду L3 является копией старшего брата за исключением мелких нюансов. Корпус сделан из алюминия, но на этот раз простого серебристого цвета, панель из дерева была заменена на карбон, а общие размеры и вес младшей модели — снижены. За счёт этого всего плеер немного потерял в ощущении «солидности», но стал более карманным. Кроме того, главное — качество сборки осталось на прежнем уровне: ни малейших люфтов или огрехов тут нет.
Форма плеера тоже осталась прежней: плоский параллелепипед, единственное, что нарушает форму — скос на верхней панели, дизайнер компании явно не перерабатывает, но зачем менять то, что и так хорошо. На верхнем скосе расположены три кнопки, одна из них служит для выключения экрана и блокировки, а две ещё отданы на откуп пользователю, вы сами сможете выбрать их функции из меню. Это, кстати, одна из самых удобных возможностей плееров L&P. Также на верхней панели размещён регулятор громкости, закрытый сверху защитной пластинкой. Так как в плеере используется качественный энкодер, то он радует достаточно точным вращением и аккуратной пошаговой регулировкой. На правой панели находятся три кнопки управления воспроизведением и слот для карт памяти MicroSD. Снизу размещены все три гнезда выходов и разъём MicroUSB, он позволяет заряжать плеер, получить доступ к памяти устройства или использовать его в роли внешнего ЦАПа. L3 немного меньше L5Pro по всем измерениям и, кроме того, легче. Это делает его более удобным и в ношении в карманах, и в использовании — он лучше лежит в руке и проще управляется.
Интерфейс немного переработали по сравнению с L5Pro, но он основан на схожей кодовой базе, поэтому оба плеера разделяют и достоинства, и недостатки. Большая часть управления сделана с использованием сенсорного экрана, он неплох по качеству и углам обзора, также неплохо он отрабатывает нажатия. Читаемость экрана на солнце — невысокая, вам придётся прикрывать плеер рукой или искать какую-то тень для манипуляций с плеером.
Интерфейс достаточно простой, вверху находятся три вкладки, которые позволяют переключаться между разделами: медиабиблиотека, экран воспроизведения и настройки. Медиатека предлагает стандартный набор возможностей в виде просмотра по артистам, жанрам и стилям. Тут же можно посмотреть музыку и по папкам. В наличии и все недочёты старшей модели: нет поддержки пролистывания, сортировка осуществляется по дате обновления файла (это решается с помощью FatSorter). Экран текущей композиции — стандартный, тут отображается обложка, разрешение файла, название трека. Тут же есть сенсорные кнопки навигации, дублирующие боковые. Раздел настроек достаточно простой и затруднений не представляет, тут есть все что нужно: таймер сна и автовыключения, регулировка яркости экрана, выбор цифрового фильтра и режима эквалайзера.
Несмотря на наличие некоторых недостатков, я бы сказал, что интерфейс плеера достаточно удобен, а прошивка радует стабильной работой.
Время работы составило в моем стандартном тесте (MeeAudio P1, громкость 40, FLAC 44.1/16) 9 часов 35 минут для обычного выхода и 7 часов 40 минут для балансного. Цифры не запредельные, но достаточно неплохие.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: Meze 99 Classics, Lear LHF-AE1d, Ambient Acoustics AM10, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser K10AU, Campfire Audio Jupiter, Dita Audio Brass.
На самом деле, у этого плеера, на мой слух, есть только два недостатка в подаче, которые мешают ему на равных бороться с моделями ценой раза эдак в два выше: малая мощность и недостаток отработки послезвучий на ВСЧ и ВЧ. Первое, конечно, досадно, но это следствие позиционирования устройства, разработчики не скрывали, что основной сценарий использования L3 — с IEM. Второе уже относится скорее к придиркам, и ожидать лучшего от плеера этой ценовой категории — перебор. По общей подаче L3 звучит натурально, живо и вовлекающе.
Сразу напишу про разницу балансного и обычного выходов. Несмотря на маркетинговые рассказы про лучшее разделение каналов, главный плюс балансного выхода в этом и большинстве других плееров состоит исключительно в мощности. Разделение каналов у большинства современных устройств и без того хорошо, и ещё больший его рост обычно лежит за гранью слышимого. Так что чаще всего слышимое улучшение звука связано именно с мощностью и изменением в поведении наушников, которые она вызывает. Если взять два одинаковых плеера и, выровняв громкость с помощью шумомера, слушать их с разных выходов, то при условии не сильно тугих наушников разница будет очень невелика. Собственно, L3 не исключение, хотя я бы всё-таки рекомендовал по возможности всегда использовать именно балансное подключение, так как мощность почти никогда лишней не бывает.
Бас этой модели очень сбалансирован. Он не выпячивается и не подчёркивается, в небогатых на НЧ-мелодиях он спокойно занимает своё место, но как только это необходимо, но появляется во всей красе: полнотелый, упругий и динамичный. Несмотря на лёгкую отведенность на второй план, чётко прорисовывается и суббас, но основная доминанта сделана на область нижнего и среднего баса. Плеер хорошо прорабатывает текстуры низкочастотного диапазона и разделяет инструменты. Любителям размазанности НЧ, которая часто воспринимается как «мощь» баса, L3 не подойдёт, он подаёт НЧ скорее суховато, без жира и гула, но для топовых IEM, которые являются основной нагрузкой данной модели, это явно плюс. Если вам хочется более «увесистых» НЧ — смотрите в сторону гибридных наушников (кто сказал Dunu?).
Если совсем придираться к СЧ и сравнивать L3 со старшими моделями, можно отметить, что на средних и высоких частотах ему немного не хватает проработки мелких послезвучий. Очень немного есть треков, на которых это слышно, но все же хорошие записи фортепианной музыки показывают этот недочёт, хотя если бы не это, L3 мог бы заткнуть за пояс многие модели с ценником в районе 700 долларов и выше. За исключением этого, СЧ очень и очень хороши, тут есть все, что ожидаешь услышать: мельчайшие нюансы записи, энергетику исполнителей, чётко разделённые инструменты и достоверную передачу их характера. Воображаемая сцена немного шире средней и так же больше средней в глубину.
Верхнечастотный диапазон тоже слегка страдает от нехватки послезвучий, но тут это выражено немного меньше, L3 на удивление неплохо справляется и с отыгрышем лёгких и воздушных композиций, и с агрессивными партиями перкуссии. Естественно, тем, кто привык к зажатым и отведённым на второй план ВЧ, L3 не подойдёт.
Традиционно в обзоре нельзя обойтись без сравнений
Fiio X5-II. Конечно, Fiio нынче стоит в полтора раза дешевле, да и вот-вот уйдёт на пенсию, но всё-таки обычно именно он выступает у меня в роли «точки отсчёта». Если не брать для сравнения тугие наушники, а сравнивать на чём-то, что не вызывает у L3 проблем, то творение L&P выходит вперёд: более нейтральный, натуральный звук без оттенка наносной агрессии, свойственной Fiio. На тугих моделях ситуация меняется, и усилитель X5-2 позволяет этой модели выйти вперёд. В общем, для наушников со средней и хуже чувствительностью L3 не создан.
iBasso DX80. Безотносительно чувствительности наушников плеер iBasso играет именно тот «фирменный» звук, который так любят фанаты этой компании: безэмоциональный, отстранённый и максимально нейтральный. L3 звучит телесней, живей и более эмоционально, возвращая звуку все недостающее.
Cayin i5. Конечно, i5 и мощнее усилителем, и функционально сильно богаче, чем L3, но если вы слушаете исключительно IEM, то L3 порадует вас лучшей проработкой воображаемой сцены, более текстурным басом и более изящными ВЧ. Кстати, почитав обзор i5, вы без труда сможете понять, как сопоставляются между собой герой данного обзора и N5 модель Cayin.
Fiio X7 + AM2. Что бы ни утверждали другие, на мой вкус, связка из X7 и AM2 является одним из лучших плееров данного года. Вполне вероятно, что это сугубо моё предпочтение, но данная связка позволяет погрузиться в музыку без выискивания блох. Если сравнить с ней L3 (кстати, цена не так уж и различается), то, помимо интерфейса и возможностей, Fiio впереди по проработке баса, а также лучше отрабатывает послезвучия СЧ, что позволяет ему строить более натуральную воображаемую сцену.
QLS QA-360. Данный плеер для тех, кто любит эмоции, микронюансы и ошеломляющее количество подробностей в музыке. Он лучше L3 по детализации СЧ и фактурности баса, хотя L3 на СЧ для меня звучит более цельно, без перегрузки лишней микроконтрастностью. Ну и плюс не забываем о побочных характеристиках типа мощности и размера.
Совместимость
L3 — плеер, явно созданный для IEM, помимо всех прочих плюсов, он ещё и практически бесшумен, даже с чувствительными низкоомными моделями он создаёт тот самый «чёрный фон», на котором отлично раскрываются топовые внутриканальные модели. Я читал в Интернете жалобы на то, что у L3 достаточно высокое по современным меркам выходное сопротивление (около 3Ω), но даже с капризными гибридами я не услышал проблем. Что же касается полноразмерных наушников, то с ними L3 лучше использовать с балансного выхода. Конечно, и обычный будет нормально играть с чувствительными моделями, но балансный выход заметно улучшает ситуацию.
Жанрово плеер действительно универсален, тот редкий случай, когда я не хочу выделять какие-то отдельные стили, плеер одинаково хорошо справляется почти с любой музыкой. Чувствительность к качеству записи у модели умеренная, где-то на 6 баллов из 10.
Традиционные треки-примеры
The Clash — London Calling. Одна из тех групп, что доказали, что панк-рок может быть достаточно качественной музыкой, а обложка одноимённого альбома с фотографией Пола Симонона стала одной из самых культовых в истории. Музыка, требующая от плеера в первую очередь эмоций, а во вторую — техничности, и L3 хорошо с ней справляется.
Nathaniel Rateliff & The Night Sweats — I Need Never Gone Old. Шикарный коктейль разнообразных стилей от кантри до рока, заводной и бурлящий драйвом, в первую очередь благодаря ритм-секции и глубокому басу. L3 отлично контролирует НЧ, благодаря чему они остаются на своём месте, не заглушая остальной трек.
The Dartz — Рыжая девочка. Может ли под дождливым небом Питера рождаться что-то отличное от русского рока? The Dartz неоднократно доказали, что да, и этот трек с альбома, ставшего, к сожалению, последним (но надежда жива) доказывает это. Забавная мелодия, цепляющий текст и джига в конце — что ещё надо для того чтоб улыбнуться? Ну разве что плеер, который это душевно отыграет, в общем, вы поняли, к чему я клоню.
Выводы
L&P размахнулись и сделали один из лучших по звуку плееров. Я обычно стараюсь избегать таких заявлений, но в этом случае, пожалуй, не буду. Разумеется, это верно только для наушников с достаточной чувствительностью, так как мощности тут меньше, чем хотелось бы (подозреваю, это сделано специально для борьбы с шумом). Хорошо это или плохо? Не знаю, по логике — нормально, ведь это портативное устройство, предназначенное для чувствительных наушников, но с другой стороны — иногда хочется универсальности и тут запас мощности не повредит. Кстати, ходят слухи о некой модели L3Pro, которая будет на 100 долларов дороже, но что там изменят — неизвестно. Поэтому если вы уверены, что будете слушать преимущественно IEM и ищете плеер с интересным и натуральным звуком — эта модель должна стать одним из первых кандидатов к рассмотрению.
http://hi-news.ru/audio/obzor-pleera-luxuryprecision-l3-udaloj-malyj.html