В современном обществе с его сложившейся традицией сверхпотребления невозможно долго выпускать один продукт и чувствовать себя уверенно (если, конечно, вы не «Hoegaarden Brewery»). Рынок персонального аудио не является исключением, принцип «беги вперёд или умри» тут также работает в полной мере. Поэтому FiiO не стали затягивать и обновили свой флагман X7.
Как это часто бывает, ничего сверхнового в компании делать не стали, основной груз инновационности в этом году пришёлся на третье поколение X5, недаром собравшее массу престижных дизайнерских наград. Посмотрев на это достижение X5-3, в FiiO решили, что и новому X7 нужна такая боковая панелька. Mark 2 её и получил. Про смену дизайна я расскажу в соответствующем разделе, а пока давайте про начинку. В плеере всё так же трудится 4-ядерный RK3188, процессор, конечно, не самый новый, но для портативных плееров более чем достаточный. Чтобы помочь ему справляться с тяготами и невзгодами, в FiiO добавили устройству ОЗУ, нарастив общий объём до 2 ГБ. Чтобы сделать приятное аудиофилам, ЦАП был обновлён до Pro-версии ESS Sabre 9028, также добавили третий задающий генератор, теперь DSD, частоты кратные 44,1 кГц и 48 кГц тактуются независимо. Немного увеличили объём батареи (чтобы нивелировать прожорливость более современного ЦАПа) и добавили поддержку Quick Charge. Для обладателей огромных коллекций сделали поддержку второго слота памяти, что в сочетании с 64 ГБ «на борту» даёт очень внушительный объём хранилища. Переработали и внутреннюю компоновку с экранированием, улучшив защиту от наводок при работе беспроводных модулей.
Также учли и жалобы на AM1 и, в духе модной тенденции «ни дня без баланса», оснастили X7 Mk2 «из коробки» специальной версией балансного усилителя AM3A со сниженной мощностью (что пошло на пользу и энергопотреблению, и шуму).
Цену же увеличивать не стали, плеер в США по-прежнему продаётся за те же 650 долларов, но сколько он будет стоить у наших дистрибьюторов, я не знаю (единственное, что можно сказать наверняка, — это то, что у официальных продавцов он будет дороже).
Технические характеристики
- Процессор: 4-ядерный RK3188 @ 1,4 ГГц
- RAM: 2 ГБ
- ЦАП: ESS9028 PRO
- ОУ: 2 × OPA1612 + 2 × OPA926
- ОС: Android 5.5.1
- WiFi: 802.11 b/g/n (с поддержкой 5 ГГц)
- Bluetooth: Bluetooth V4.1, APT-X
- Экран: 3,97″, IPS TFT, 480 × 800, 16.8М цветов
- Встроенная память: 64 ГБ (доступно пользователю ~55 ГБ)
- Внешняя память: 2 × MicroSD до 256 ГБ
- Вход: MicroUSB (поддержка QuickCharge, USB DAC, док)
- Выходы: линейный, оптический и коаксиальный S/PDIF
- Выходы комплектного усилителя: 3,5 мм и 2,5 мм балансный
- Батарея: 3800 мА/ч
- Время зарядки: до 2,5 ч с обычным адаптером, менее 100 минут с QC
- Время работы (приблизительное): около 8 часов с обычного выхода AM3A, около 7 с балансного
- Поддержка lossless форматов: APE, ALAC, AIFF, FLAC, WMA
- Поддержка lossy форматов: MP3, AAC, WMA, OGG
- Поддержка DSD: DSD64/128 (ISO, DSF, DFF), DXD: 352,8 кГц
- Размеры: 128,7 мм × 67,2 мм × 15,5 мм
- Вес: 212 г
Линейный выход
- Диапазон частот: 5 Гц ~ 70 кГц(–3 дБ)
- Общие гармонические искажения+шум: <0,0008% @ 1 кГц
- Разделение каналов: ≥103 @ 1 кГц
- Соотношение сигнал/шум: ≥119 дБ
- Динамический диапазон: >114 дБ
- Напряжение: >1.8 Vrms
3,5-мм выход
- Диапазон частот: 6 Гц ~ 60 кГц(–3 дБ)
- Общие гармонические искажения+шум: <0,003% @ 1 кГц
- Разделение каналов: ≥73 @ 1 кГц
- Соотношение сигнал/шум: ≥116 дБ
- Выходной импеданс: <1,2Ω
- Напряжение: >6 Vp-p
- Мощность: ≥150 мВт @ 32Ω, ≥17 мВт @ 300Ω
Балансный выход
- Диапазон частот: 6 Гц ~ 60 кГц(–3 дБ)
- Общие гармонические искажения+шум: <0,003% @ 1 кГц
- Разделение каналов: ≥97 @ 1 кГц
- Соотношение сигнал/шум: ≥119 дБ
- Выходной импеданс: <1,7Ω
- Напряжение: >10 Vp-p
- Мощность: ≥400 мВт @ 32Ω, ≥63 мВт @ 300Ω
Упаковка и комплект поставки
Коробки FiiO научились делать ещё лет 5 назад. Конечно, никаких деревянных шкатулок или там обтянутой дермантином фанеры тут нет. Традиционный чёрный картон основной коробки и чёрная же «суперобложка» с минималистичной полиграфией. Внутри, сразу под крышкой находится сам плеер, на слой ниже — комплектные аксессуары. В комплект входят:
- Отвёртка для смены усилителей
- Запасные винтики
- Альтернативная боковая накладка для усилителей
- Переходник для коаксиального выхода
- MicroUSB-провод
- Силиконовый чехол, сразу надетый на плеер
- Чёрный с красными нитками чехол из кожзаменителя
Также сразу на заводе на экран плеера наклеили защитное стекло (за что производителю спасибо, я всегда его клею неровно и с пузырями).
В общем, комплект поставки более чем хорош, но не стоит забывать и об аксессуарах: док, пульт, усилитель K5 и всё остальное — это приятный плюс плеера. В комплект, кстати, положили буклет с рекламой всего этого добра, почему-то также упоминающий про наушники F1 и F3, хотя они явно не пара X7-2.
Дизайн
Основное изменение дизайна видно по фотографиям, на левой панели появилась такая же, как у X5-3, грань с качелькой навигации по трекам, колёсиком регулировки громкости и кнопкой воспроизведения/паузы. Также заметен «переезд» кнопки включения на верхнюю грань и добавление вокруг неё фирменного красного кольца (в FiiO решили задумываться над собственной айдентикой). На самом деле изменения в дизайне немного глубже, именно они придают X7 второго поколения более «взрослый» вид. Ушли выступы на передней и задней панелях, отличавшие первое поколение, экран теперь сделан почти вровень с корпусом. С передней панели пропал логотип (шаг, на который осмеливаются не все «крупные игроки»), слоты для карт памяти сделаны с лотками, и это смотрится намного солидней. Если к этому добавить качественную сборку (включающую в себя хороший клик кнопок, не болтающееся колёсико с качественным энкодером) и подгонку, то теперь FiiO можно сравнивать с игроками топового эшелона. Посмотрим, как поведёт себя модель за несколько месяцев эксплуатации, но, например, у моего A&K AK320 колесо громкости срабатывает чуточку хуже, чем у этого плеера.
Из элементов управления, которые я не упомянул выше, имеются ещё универсальное гнездо на верхней панели (к линейному и коаксиальному выходам добавился оптический) и разъёмы на модуле усилителя (обычный и балансный). Там же снизу находится и MicroUSB-коннектор. Конечно, в наш век бурного развития USB-C хотелось бы видеть именно его, но этот стандарт не позволяет вывести всё необходимое для работы фирменных док-станций, поэтому приходится использовать 11-пиновый MicroUSB, совместимый со стандартным.
Пожалуй, именно X7 второго поколения является для меня предельным по размерам карманным устройством. Будь он ещё хоть чуточку больше, носить его в кармане джинсов было бы нереально, а так плеер с небольшим трудом, но всё же входит туда. Новый асимметричный дизайн добавляет устройству эргономичности (у первого поколения плеера иногда забывалось, за что отвечают кнопки с каждой стороны). Тут же устройство само занимает удобное положение в руке, и пальцы сразу ложатся на кнопки управления.
Разумеется, вторая ревизия сохранила совместимость с модулями усиления первой модели. Чтобы увязать их визуально с новой боковой панелью, разработчики сделали часть выступа, приходящуюся на усилитель, съёмной. Подобное решение позволило убить сразу обоих зайцев — и дизайнерского, и обратносовместимого. Если вы планируете использовать X7-2 с K5, к вашим услугам тонкая версия насадки, входящая в комплект, с ней плеер без проблем встанет в док.
Если сравнивать новинку с X5-3, можно отметить, что «младший брат» выглядит более броско — абсолютно прямые углы, интересная текстура передней и задней панелей, чёрный цвет — всё это делает его более «вау-эффектным». Стальной «титановый» цвет X7-2 выдаёт устройство более сдержанное, так же как костюм зачастую подчёркивает социальный статус человека.
Не могу не отметить наличие функции QuickCharge. В моих замерах с MEEAudio Pinnacle P1 в роли нагрузки плеер проработал 8 часов 10 минут с обычного выхода и 7 часов 5 минут с балансного. Результат не рекордный, но это цена использования «полноценного» 9028 в не-мобильной версии. Таким образом, возможность зарядить плеер часа за полтора до 100% становится очень полезной прибавкой к функциональности.
Прошивка
Разумеется, основная работа по управлению ложится на сенсорный экран (его немного улучшили, разрешение осталось прежним, но контраст, запас яркости и углы обзора подросли). Под экраном по-прежнему находится плавно моргающая полоска-индикатор, которую так же по-прежнему можно отключить в меню.
В роли операционной системы, как и раньше, трудится Android, но с момента релиза первого поколения X7 его версия подросла до 5.1.1 (история была долгой и трудной). FiiO разрабатывают прошивки для всех трёх своих моделей с Android на общей кодовой базе, поэтому функционально они близки, да и ошибки исправляются сразу для всех.
Конечно, Android — не идеальная операционная система с точки зрения экономии батареи и стабильности, но на сегодняшний день это единственный способ без проблем реализовать поддержку стриминга и функций типа USB-OTG. Поэтому я процентов на 99 уверен, что будущее портативного аудио именно за этой ОС (кроме самых недорогих решений).
В X7 Mark II, как и у предшественников, есть два режима — Android и Pure Music, но разница между ними состоит лишь в том, что в последнем приложение плеера подменяет собой лаунчер ОС, убирая таким образом с глаз пользователя (но не из памяти устройства) лишние приложения.
Разумеется, приложение-плеер, названное просто FiiO Music, является центральным элементом прошивки, и в компании это понимают. Для X5-3 уже тестируется возможность автоматического обновления плеера без апгрейда всей прошивки, скоро эту функцию получат и остальные модели, что позволит обновлять программу чаще.
FiiO Music для X7-2 получил новую светлую тему, которая придала прошивке ощущение свежести, но в целом функциональность уже знакома тем, кто пользовался плеерами компании с ОС Android.
Сразу после запуска (загрузка плеера немного ускорилась и занимает 44 секунды) пользователя встречает знакомый экран. Сверху находится обложка текущего альбома, тап на неё открывает экран воспроизведения. Ниже расположены три кнопки: плей-листы, медиабиблиотека и DLNA. Традиционно медиатека позволяет просматривать треки полным списком, по альбомам, артистам, жанрам или папкам. Свайп по треку/папке позволяет проделывать с ними различные операции типа удаления. Тут же есть удобный поиск (вот он, плюс сенсорного ввода).
Вернёмся к главному экрану. Под кнопками медиатеки на основном экране находятся списки самых популярных, последних добавленных и недавно проигранных треков. В левом верхнем углу размещена кнопка с шестерёнкой, нажатие на неё открывает панель базовых настроек плеера (сканирование медиатеки, выбор темы, экран блокировки и ряд других опций). Тут же можно сменить тему, если вы заскучали и решили посмотреть, как выглядела самая первая прошивка прошлого X7. Внизу списка находятся эффекты от VIPER. Как и раньше, часть из них бесплатна, часть — стоит аж целых 50 центов за штуку, но для любителей «подкрутить звук» это всё равно интересная опция. Кстати, экран блокировки с полноразмерной обложкой альбома — очень хорош. Ещё одна классная «фишка» плеера — автоматическая загрузка обложек и текстов песен по Wi-Fi.
Часть настроек ожидаемо вынесена в «шторку», открываемую свайпом от верхнего края экрана. Тут находятся переключатели Wi-Fi, Bluetooth, перезагрузка режимов (Android/Pure Music) и ряд других опций.
Естественно, не обошлось и без третьего места с настройками, знакомая почти всем панель настроек Android предлагает и стандартные опции типа часов и языка ввода, и необычные: выбор одного из 7 фильтров, поддерживаемых 9028, баланса каналов и режима производительности. Последний, кстати, является нововведением. Вы можете выбирать между балансным режимом, обеспечивающим лучшее время работы батареи и ускоренным, предназначенным для воспроизведения самых огромных файлов DSD и прочих не особо полезных форматов.
Экран воспроизведения достаточно минималистичен, все расширенные опции скрыты за кнопкой в нижнем правом углу, открывающей меню. Тут можно удалить трек, добавить его в плей-лист, покрутить эквалайзер (традиционно лучше не надо) или посмотреть о нём информацию. Тап по экрану позволяет переключать режимы отображения: обложка альбома, краткая информация о треке, текст песни или симпатичный VU-метр. Малоизвестная фишка — свайп от левого края открывает панель с треками, входящими в текущий список воспроизведения.
В целом прошивка за последние годы была сильно допилена в сторону скорости и стабильности, никаких крупных багов или лагов я не заметил. Конечно, какие-то баги в ней определённо будут, особенно при работе со сторонним ПО, но это плата за «полноценный Android» на борту, альтернативой ему могут быть только жёстко ограниченные функционально прошивки а-ля A&K и theBit.
В режим Android я практически никогда не переключаюсь, но из позитивных изменений стоит отметить интеграцию Google Play и необходимых большинству программ Google Services.
В общем, расписывать функции ПО можно долго, но я не ставлю перед собой цели написать учебник «FiiO X7 Mark II для чайников» — прошивка достаточно простая, так что разобраться с ней можно за пару часов, а я уже и так написал больше 11 000 знаков, но не добрался до основного. Пора двигаться дальше.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.
Основные «претензии», которые выдвигались к первому поколению FiiO X7 по звуку, были обусловлены штатным усилительным модулем AM1. В компании учли это и укомплектовали плеер балансным AM3A. «Оригинальный» AM3 отличается заметной прожорливостью и шумом с чувствительными наушниками, поэтому в FiiO уменьшили его мощность, успешно снизив влияние обеих проблем. К услугам пользователя по-прежнему весь модельный ряд усилителей компании (включая мой любимый AM2), но тут мы поговорим о стоковой конфигурации. Общая подача X7 по-прежнему нейтральна, но лишена излишней сухости.
Бас данного плеера нейтрален, без попытки акцентирования. Он подаётся без любимой многими накачки, создающей эффект «массы», так что любителям повышенного давления в области низа (звучит как эвфемизм) нейтральный AM3A не подойдёт, да и в целом лучше сразу смотреть на другие плееры. Конёк X7 Mark II — достоверность, контроль и текстурность, впрочем, когда необходимо, плеер вполне справляется с доставкой необходимых количеств баса без видимых проблем, говорить о легковесности тут не приходится (разве что по меркам безнадёжно загубивших свой слух и вкус бассхедством). Разумеется, глубокие НЧ также присутствуют и отыгрываются без проблем, эта часть диапазона — заметное улучшение по сравнению с первым поколением X7.
Среднечастотный диапазон также оттюнингован в сторону беспристрастности, плеер старается отыграть всё как есть, без сглаживания или добавления эмоций. С другой стороны, избегает новинка и скатывания в сухую мониторность, балансируя где-то между этими гранями. Конечно, о тотальной беспристрастности DX200 речь не идёт, но X7 Mark II тоже предъявляет высокие требования к материалу, поскольку услышите вы именно то, что записано, и, как и любая правда, это знание не всегда радует. Впрочем, покупать дорогой плеер и слушать на нём плохие записи — в целом идея так себе, но в данном случае для «желающих странного» есть добрый и гуманный модуль AM2A… Что-то я отвлёкся. У X7 Mark II хорошо получается строить воображаемую сцену, она не огромна, но явно не страдает от зажатости, причём это касается и глубины, и ширины. На некоторых треках вокалист выдвигается немного вперёд, что прибавляет подаче эффектности. Если же говорить «в целом», то передача характера инструментов — достоверная, равно как и эмоциональность качественно записанных треков, поэтому на хороших записях плеер звучит очень вовлекающе.
ВЧ-диапазон — ещё одна область кроме глубоких НЧ, где влияние нового ЦАПа (и, возможно, задающих генераторов) особенно заметна. Плеер хорошо справляется с отработкой атак и с разрешением ВЧ-диапазона, протяжённость тоже улучшилась. Затухания чуть смазаны, а общая «слоистость» ВЧ отстаёт от топовых моделей, но это не сильно заметно без прямого сравнения с чем-то из категории ≥1000 долларов. Тем, кто не любит ВЧ, плеер, естественно, не подойдёт, попыток скрывать что-то или специально смягчать плеер не делает, что в целом идёт на пользу его нейтральной подаче.
Разумеется, не обойдётся этот обзор без сравнений. В этот раз я ограничусь только моделями на Android и только теми, что у меня есть в наличии, писать подобные разделы «по памяти» — занятие малоперспективное.
FiiO X7 первого поколения. Разумеется, это первое и главное сравнение. Сопоставлял я эти плееры на одинаковых усилителях, используя для этого AM2 и AM3A. Сразу могу сказать, что разница не огромна, но чётко слышна. Второе поколение лучше прорабатывает НЧ, особенно нижние регистры, у Mark II лучше скорость и передача текстур. Также заметно лучше звучат ВЧ — улучшились и атаки, и протяжённость. В целом если вы уже владеете плеером первого поколения, кидаться срочно его апгрейдить — смысла нет, обновление тут всё-таки эволюционное, а не революционное. Если же вы только присматриваетесь к флагманам FiiO, то тут я советую всё-таки переплатить за Mk2, суммарно прирост в звуке и масса приятных улучшений в железе стоят этого.
FiiO X5-3. Как я уже писал выше, младшая модель, пожалуй, выглядит эффектней, да и более карманный форм-фактор говорит в её пользу. Если же сравнивать звук, налицо будут различные подходы к построению звучания. «Пятёрка» играет более слитно, с приятным налётом темноты и сглаженными, комфортными ВЧ. «Семёрка» же, как и подобает флагману, не пытается ничего изменить в подаче, а, наоборот, стремится отыграть понейтральней, как бы убрав саму себя из конечного результата.
iBasso DX200. Сравнивался на AMP1. Естественно, DX200 играет лучше — более хлёсткий бас, более проработанные ВЧ, разница не огромна, но она есть. С другой стороны, стоит отметить, что DX200 ещё критичней к качеству записей, крупней по размерам (для меня X7 ещё входит в разряд карманных устройств, а DX200 уже нет), да и стоит дороже. Так что выбирать надо исходя из того, является ли для вас звучание главным, и насколько качественный материал вы слушаете.
Совместимость
Запаса мощности AM3A хватит для подавляющего большинства разумных применений. Но именно в этом и состоит достоинство модульной конструкции, чего бы вы ни пожелали — огромной мощности или, наоборот, чего-то слабого, но долгоиграющего — вы можете это получить. Поэтому плеер можно адаптировать под практически любую модель наушников.
Стилистически новая семёрка вполне универсальна, при условии, конечно, что владелец предпочитает именно нейтральную подачу. В целом с плеерами подобного уровня желаемую окрашенность звука лучше получать с помощью наушников. К качеству записи плеер достаточно критичен, где-то на 8 из 10.
Традиционные треки-примеры
Dolores O’Riordan — Human Spirit. Прекрасная певица со сложнопроизносимой фамилией знакома нам в первую очередь как исполнительница хита «Zombie». Сольная карьера Долорес раскрывает её более лиричную сторону, причём, как это часто бывает у экс-рок-исполнительниц, трек достаточно сдержан по форме, но по сути эта сдержанность скрывает тонкую эмоциональную игру, которую способен раскрыть только техничный источник типа X7-2.
Green Day — Wake Me Up When September Ends. Как и сказано в названии, сентябрь закончился, и пора проснуться. Проснуться и отдать должное легенде поп-панка. Пожалуй, со времён расцвета Билли Айдола не было коллектива, так убедительно смешивающего бунтарство панка с эффектностью поп-музыки. Green Day выверены в каждом шаге, начиная с пафосного слезогонного клипа и заканчивая безупречным качеством записи. Именно последний фактор и позволил мне взять этот трек в подборку, флагман от FiiO отыгрывает его энергично, заставляя просто-таки погрузиться в трек.
Diane Coffee — Poor Man Dan. Ну и, пожалуй, ещё один поп-трек, на этот раз — очень интересный вариант калифорнийского попа, полного психоделических эффектов, местами в нём даже звучит что-то от классической Abbey Road. За простоватой внешностью скрывается очень плотная и насыщенная мелодия, расслушать которую целиком и помогает герой сегодняшнего обзора.
Выводы
Очень часто в обзорах продукции FiiO напрашиваются параллели с Apple. Обе компании явно входят в число лидеров своего рыночного сегмента как по продажам, так и по уровню решений. Обе компании подвергаются активной, но зачастую неадекватной критике, что, впрочем, не мешает им ставить рекорд за рекордом. Обе компании стараются развивать свою линейку эволюционно, что им вполне удаётся. Возвращаясь конкретно к X7 Mark II — очередной раз мы имеем одного из самых сильных игроков своего сегмента, не лишённого недостатков, но с лихвой компенсирующего их достоинствами.
https://hi-news.ru/audio/obzor-pleera-fiio-x7-mark-ii-prodolzhatel-tradicij.html