Событие, которого ждали больше года. Событие, которое поменяет мир аудио. Событие, мимо которого нельзя пройти всем ценителям качественного звука. Простите за пафос, но иначе и не получится, Fiio представили свой долгожданный флагман X7, который пока еще не стал самым лучшим по звуку (хотя и близок к этому), но гарантированно станет самым успешным по продажам. Сейчас я расскажу почему.
Слухи про флагман Fiio ходили уже очень давно. Сама компания активно подогревала их, периодически выдавая «на гора» то 3D-рендер очередного концепта, то строго отмеренную порцию слухов. Где-то к началу осени устройство вырисовалось целиком: ESS9018 в роли ЦАП, Android как ОС, сменные модули усилителей. Именно последние на самом деле и станут локомотивом успеха Fiio X7, в компании справедливо решили, что свобода лучше, чем ее отсутствие, и предложили всем желающим (и умеющим) возможность делать эти самые модули. Для этого Fiio предоставят все спецификации, начиная с описания интерфейсного разъема и заканчивая физическими размерами платы. Кроме того, разработчики смогут купить готовые шасси для модулей, а после прохождения простой процедуры сертификации — даже продавать свои творения через сеть дистрибьюторов Fiio. Этот шаг очень напоминает подход Apple, китайцы, как и купертиновцы, строят симбиоз с разработчиками дополнений. Эти самые разработчики получают новый большой рынок и рекламно-маркетинговую поддержку, взамен же они увеличивают ценность флагманского продукта-локомотива, предлагая дополнительные сценарии его использования.
Fiio X7 начал отгружаться дистрибьюторам, чтобы успеть к рождественскому сезону распродаж, так что уже в начале следующего года мы явно увидим массу решений.
Еще одним разумным шагом стало использование Android в качестве операционной системы, а также оснащение устройства модулями Wi-Fi и Bluetooth. Это открывает доступ к стриминговым онлайн-сервисам и DLNA/UPnP, а также позволяет использовать не только беспроводные наушники, но и портативные (и не очень) колонки.
Естественно, Android в роли ОС потребовал достаточно серьезного по меркам плееров железа. Кроме того, классный корпус из алюминия, топовый ЦАП с качественной обвязкой и очень неплохой экран также внесли свою лепту в цену устройства. Тем не менее Fiio не стали накручивать ценник и сделали стоимость X7 очень неплохой относительно конкурентов. Рекомендуемая цена в США составляет 650 долларов, в России можно оформить предзаказ за 45 600 рублей (цена на момент написания статьи, в дальнейшем может измениться в связи с курсовой нестабильностью).
Как все это показывает себя в эксплуатации?
Технические характеристики
Общие
- Процессор: RK3188 @ 1,4 ГГц, 4 ядра
- ОС: Модифицированный Android 4.4.4
- ЦАП: ES9018S
- Wi-Fi: 802.11 b/g/n
- Bluetooth: V4.0 + EDR
- Экран: 3,97″ IPS TFT, сенсорный (до 5 касаний одновременно)
- Разрешение: 480 × 800 (233 ppi), 16,7 млн цветов
- Углы обзора: 178°
- Сенсоры: света, акселерометр
- ОЗУ: 1 ГБ
- ПЗУ: 32 ГБ (доступно пользователю около 27 ГБ)
- Карты памяти: MicroSD до 128 ГБ
- Батарея: 3500 мА/ч
- Время работы на одном заряде: до 9 часов (с IEM усилителем и наушниками на 32Ω)
- Время зарядки: <4,5 ч при использовании 2А зарядного устройства
- Материал корпуса: алюминий
- Размеры: 130 мм × 64 мм × 16,6 мм
- Вес: 220 г
- Поддерживаемые форматы DSD: DSD64/DSD128 («iso», «dsf», «dff»), DXD: 352.8K
- Поддерживаемые lossless форматы: APE до 384/24, APE Extra High до 192/24, APE Insane до 48/24, ALAC до 384/24, AIFF до 384/24, FLAC до 384/24, WAV до 384/64, WMA LOSSLESS до 96/24
- Поддерживаемые lossy форматы: MP2, MP3, AAC, ALAC, WMA, OGG
Параметры линейного выхода
- Общие гармонические искажения + шум: <0,0007% (10KΩ, 1 кГц)
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц
- Разделение каналов: >100 дБ (10KΩ, 1 кГц)
- Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
- Уровень сигнала: >1,4 Vrms (10KΩ, 1 кГц)
Параметры IEM усилителя
- Выходная мощность (@ 1 кГц): 200 мВт @ 16Ω, 100 мВт @ 32Ω, 10 мВт @ 300Ω
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц
- Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
- Выходной импеданс: <0,2Ω
- Разделение каналов: >73 дБ (32Ω, 1 кГц)
- Общие гармонические искажения + шум: <0,0008% (32Ω, 1 кГц)
- Пиковое выходное напряжение: >5,2 Vp-p
- Максимальный выходной ток (приблизительно): >250 мА
Упаковка и комплект поставки
В дизайне коробки Fiio решили обойтись без излишней вычурности. Никаких шкатулок из дерева, никаких обтянутых кожей ларцов. Обычный черный картон, суперобложка черного же цвета, все просто и сдержано. На коробке имеется традиционная скретч-наклейка с кодом для проверки устройства на аутентичность.
Внутри коробки вы найдете сам плеер, а под ним — дополнительные аксессуары. В комплект к X7 положили:
- MicroUSB-кабель
- Переходник для коаксиального выхода
- Защитную пленку для экрана (одна уже наклеена с завода)
- Отвертку для смены модулей усилителя
- Запасные винтики крепления модуля усилителя
Очень умиляет заботливость Fiio, они как всегда постарались предусмотреть, что пользователь может потерять или испортить, и положили в комплект «запаску». Очень жаль, что в комплекте нет никакого чехла, он тут очень не помешал бы. Думаю, в компании просто не успели сделать что-то толковое, и в ближайшее время чехлы появятся и с немалой вероятностью будут добавлены в комплект поставки.
Кстати, уже появились первые аксессуары, за 8 долларов в официальном магазине Fiio на AliExpress можно купить набор наклеек для кастомизации плеера, а за 10 — закаленное защитное стекло на экран.
Дизайн и управление
Внешний вид устройства — одна из самых сильных его сторон. Конечно, X7 достаточно большой, но когда понимаешь, сколько всего упрятано у него внутри, осознаешь тот факт, что он сильно меньше, чем мог бы быть. «Семерка» балансирует на той грани, когда устройство из разряда карманных переходит в разряд кирпичей, не переходя её. Корпус сделан из прочного алюминия, отменно ложится в руку и, благодаря балансу веса, не стремится из нее выскользнуть.
Основным элементом управления выступает сенсорный экран, в компании явно не пожадничали с его качеством и использовали очень приличный модуль, который не стыдно было бы поставить и в среднебюджетный телефон. У экрана красивые выразительные цвета, хорошая цветопередача и неплохие углы обзора. Он даже остается читаемым на солнце (хотя и не так хорошо, как хотелось бы). Стабильно работает и сенсор, в прошлом остались жуткие резистивные экраны, тут у нас емкостной датчик и даже имеется поддержка мультитач (нигде, правда, не используемая). Экран немного приподнят над уровнем передней панели, поэтому в случае падения устройства явно примет на себя первый удар со всеми вытекающими печальными последствиями. Пока Fiio (и другие производители) не выпустили чехлы, рекомендую хотя бы наклеить на него защитное стеклышко. 100% гарантии оно не даст, но иногда уберечь сможет.
Под экраном располагается полоска светодиодного индикатора, отображающего разные режимы работы плеера. К счастью, в последней версии прошивки появилась возможность его настроить либо насовсем отключить.
За благолепием сенсорного экрана не забыли и про кнопки управления. Плеер получил два набора симметричных кнопок, расположенных с двух сторон устройства. Каждый из блоков кнопок состоит из «качельки» и одинарной кнопки. Качелки служат для регулировки громкости и навигации по трекам, одинарные кнопки — для выключения экрана и питания, а также в роли воспроизведения/паузы. Функции кнопок (кроме выключения) при желании можно изменить в настройках. Подобная забота позволяет управлять плеером не глядя на экран. На левой стороне дополнительно нашлось место для MicroSD-слота.
Интерфейсные разъемы разместили сверху (линейный выход, совмещенный с коаксиальным) и снизу (выход на наушники и MicroUSB). Выход на наушники зависит от модуля усилителя, в текущем варианте это обычный 3,5-мм TRRS, поддерживающий управление с помощью гарнитуры, другие усилители, возможно, будут иметь другие разъемы (как минимум балансный модуль точно будет). MicroUSB служит для зарядки, доступа к MicroSD и собственной памяти устройства, а также для подключения к док-станции, в роли которой будет выступать анонсированный недавно настольный усилитель Fiio K5. В ближайшем будущем плеер еще обретет функцию USB-ЦАПа, так что к задачам USB-разъема добавится еще одна.
Уже очевидно, что в не столь отдаленном будущем Fiio представят и другие док-станции помимо K5 — ведь совместимыми разъемами теперь обладает вся современная линейка их плееров. Первые рендеры уже были показаны на Head-Fi.
Нижняя часть корпуса устройства съемная, именно там расположен модуль усилителя. Для его замены нужно открутить два винтика на противоположных торцах. Подобная конструкция выгодно отличается от решения HiFiMan, в котором для смены усилителя приходилось лезть аж под аккумулятор.
Задняя панель лишена какой-либо функциональной нагрузки, в ее верхней части находится небольшой скос и пластиковая вставка, за которой скрываются антенны беспроводных модулей. В нижней части нанесены информация о модели и серийный номер.
Разумеется, выполнено все устройство на высочайшем уровне, без малейших изъянов сборки, нет никаких скрипов, люфтов или намеков на болтание. Все как и должно быть у флагманской модели.
Ко всему этому, безусловно, должно прилагаться качественное ПО. В Fiio решили опереться на достаточно старую версию Android 4.4.4, которую основательно перелопатили для аудионужд. Конечно, хотелось бы ОС посвежее, но я сомневаюсь в том, что это случится, слишком много работы было проделано «под капотом». В прошивке по умолчанию отсутствуют сервисы Google и Google Play, хотя установку программ из APK-файлов в компании разрешили. Думаю, в будущем сервисы все-таки прикрутят, хотя не уверен, что это будет официальная прошивка.
Замечательная особенность прошивки X7 состоит в том, что в нем есть так называемый «pure music»-режим. При его включении, после загрузки устройство сразу запускает фирменный плеер Fiio, и вам вообще не придется задумываться о наличии Android на девайсе. Если же вы, в отличие от меня, любите ОС Android, можете использовать полноценный режим с лаунчером, сторонними приложениями и всем остальным. В этом случае плеер будет обычным приложением.
Собственно, именно плеер и является основой основ X7. Над его созданием в компании изрядно потрудились, в нем есть все, что можно придумать. Создание медиатеки, произвольный поиск, просмотр по артистам, альбомам и жанрам, создание и управление плей-листами. Даже для удаления файлов тут нашлось место. Все управление сделано достаточно разумно и удобно, с ним легко разобраться и начать использовать. Кроме того, плеер умеет обходить встроенный в Android микшер и ресемплер и работает напрямую с ЦАПом, что также положительно сказывается на качестве звука.
В плеере есть две интересные возможности, которые я не сразу обнаружил. Свайп от левого края в центр открывает текущий список треков, позволяя выбрать нужный, а свайп от правого края позволяет регулировать громкость.
В первых версиях прошивки плеер ненадолго зависал при включении, но с этой проблемой активно борются в новых версиях ПО.
Естественно, прошивка плеера предлагает определенные возможности по настройке звука. Баланс каналов можно регулировать в пределах ±10 дБ, громкость регулируется с помощью аналоговой микросхемы с цифровым управлением и имеет 120 шагов. Нашлось место для 10-полосного эквалайзера, на сенсорном экране настраивать его особенно удобно, хотя я по-прежнему считаю, что в силу негативного влияния на звук его лучше не использовать.
Прошивка версии 1.3, с которой плеер и будет поначалу поставляться в продажу, предусматривает обновление «по воздуху», что заметно упростит дальнейшее сопровождение устройства. Уже известно, что ближайшие апдейты будут посвящены функции USB-ЦАП и улучшению стабильности ПО.
По времени работы все достаточно близко к заявленному, при выключенных беспроводных модулях в режиме «Pure Music» с Oppo PM-3 на FLAC 44/16 плеер играл 8 часов 45 минут. Зарядился он после этого за 4 часа 20 минут. Естественно, активное использование интерфейса плеера будет заметно сокращать время, но все равно это просто отличный показатель.
Звук
Для прослушивания плеера использовались следующие наушники:
- HiFiMan Re600
- ZMF Omni
- Oppo PM-3
- Dunu DN-2000J, Titan 1, Titan 3 и Titan 5
- Lear LHF-AE1d
- Ambient Acoustics AM10
Так уж получилось, что X7 был представлен с самым «слабым» из всех планируемых усилителей. IEM-модуль не отличается мощностью даже на фоне младших моделей Fiio, оставляя пространство для обещанных в будущем апгрейдов. Как минимум в компании обещают еще балансный усилитель и модуль для полноразмерных наушников с увеличенной мощностью. По слухам, балансный усилитель может даже получить новинку OPA1622 от Texas Instruments.
Пока же стоит учитывать, что текущая модификация X7 — это «худший» по звуку вариант, и в будущем стоит ожидать еще большего роста качества звучания. На данный момент подачу плеера можно охарактеризовать как светловатую, очень детальную, техничную, с уклоном в мониторность звука. Есть небольшой оттенок академичной суховатости, что порой воспринимается как «простота», плеер не пытается украсить звук, смягчить его или как-то окрасить. После более длительного прослушивания становится понятно, что на самом деле это не простота, а именно отсутствие отсебятины.
Для пробы я подключил X7 к своему Fiio E12DIY, убедившись в том, что основные ограничения в звуке вызваны именно усилителем и с хорошим усилением плеер достигнет еще большего.
Бас у плеера сухой, быстрый и достаточно акцентированный. Естественно, хорошо передается текстурность НЧ и нюансы инструментов, попадающих в этот диапазон, но с басистыми наушниками есть риск получить переизбыток баса. Крутые и мощные удары на НЧ — это хорошо, но когда бас-бочка вколачивается в мозг без пощады, это утомляет. К счастью, наушников без избытка баса сейчас много, и можно просто насладиться качественными НЧ.
Средние частоты — абсолютно без нареканий. Тут Sabre традиционно показывает себя с лучшей стороны, передавая все мельчайшие нюансы, доступные на записи. Это приводит к невероятной критичности в плане выбора материала, но это явно не минус устройства. Эмоции, объем — все это X7 удается как нельзя лучше. Воображаемая сцена очень широкая, прорисовка в глубину позволяет с легкостью отслеживать разные планы сложных композиций. Главная проблема плеера в том, что он ничего не добавляет на СЧ от себя, поэтому сухие и скучные записи будут так же скучно с ним звучать. Такова расплата за нейтральность.
ВЧ — именно та часть диапазона, которая будет вызывать максимум споров по поводу плеера в будущем. Этот диапазон подается без малейшего сглаживания, и попытки увести его на второй план, в сочетании с легкой упрощенностью ВЧ — это на некоторых наушниках дает ту самую «резкость», которой некоторые боятся как огня. Так что если вы ВЧ-фоб, то лучше поискать другой плеер, выбрав модель с редуцированными ВЧ. Для остальных людей X7 будет звучать вполне воздушно и легко, с надлежащим числом послезвучий.
В общем, недостатки в звуке у X7 есть. Но, во-первых, он все равно играет более чем хорошо, а во-вторых, стоит помнить о сменных усилителях, именно в них кроется главный секрет успеха X7.
Естественно, нельзя обойтись тут без сравнений.
L&P L5 Pro. Внезапно ворвавшийся на олимп hi-end-плееров, L5 Pro является во многом антиподом X7. Слегка смягченный, более плавный, более бархатистый звук. Это интересный вариант для тех, кто хочет купить плеер «раз и навсегда» и не планирует заниматься сменными усилителями, прошивками и прочей суетой.
Questyle QP1R. Еще одна восходящая звезда мира Hi-End. Не похожий на другие решения токовый усилитель, являющийся предметом гордости Questyle, позволяет этому плееру показывать отменную синергию со многими наушниками. У QP1R лучше проработаны ВЧ, хотя басу, на мой слух, слегка не хватает текстурности. К сожалению, QP1R губит ужасная эргономика, так что его я советую предварительно подержать в руках перед покупкой.
Cayin N6. Мой любимец в категории «верхне-среднего» сегмента. Плеер отличается музыкальностью, которая дается ему ценой небольшой потери разрешения, и именно в этом и кроется главное его отличие от X7. Последний лучше по разрешению и куда как беспристрастней по подаче.
Fiio X5-2. Бывший флагман компании теперь переходит в средний сегмент, освобождая место верхней модели в линейке. Тем не менее вторая ревизия X5 остается весьма актуальной, предлагая пользователю менее детальный звук и меньшую глубину баса, но с учетом цены этого и следует ожидать. Кроме этого, обладатели большой фонотеки по достоинству оценят наличие двух слотов памяти.
iBasso DX90. У iBasso сейчас наблюдается отсутствие флагмана. Грядущий DX200, призванный стать основным конкурентом X7, еще не вышел, DX80 — явно модель среднего уровня, DX100 давно устарел, и новым его найти не реально. Поэтому единственное, что можно противопоставить X7 у iBasso, это DX90, который тоже снят с производства, но еще много где продается. DX90 не дотягивает до X7 по натуральности и объемности, хотя ВЧ у него прорисовываются чуть лучше.
HiFiMan HM-901 Balanced. Еще один «антипод» X7, правда, в другую сторону. 901-й — плеер энергичный, со своей, очень драйвовой подачей. X7 от него отличается строгостью настолько, что кажется оперной певицей на фоне панк-рокера.
Совместимость
В текущем варианте X7 покупателю придется потратить некоторое время на подбор наушников. Поскольку X7 не предлагает почти никакой отсебятины, именно наушники будут определяющим звеном в звучании. Кроме того, при подборе наушников надо избегать моделей с сильным акцентом на бас или ВЧ, чтобы не получить «перегрузки». Запас по мощности у плеера не феноменальный, поэтому тугие наушники ему не подойдут, в будущем новые усилители исправят это, но сейчас надо учитывать этот факт. Я по необходимости просто подключаю к X7 свой Fiio E12DIY.
Традиционно хорошо плеер показал себя с Dunu Titan 1 (но не 3 и 5), Lear AE-1d, Rock Jaw Alfa Genus v2, наушниками Trinity Audio Engendering. Из накладных моделей очень неплохо звучали с ним Oppo PM-3. Для изодинам в лице ZMF Omni плееру не хватило мощности (E12 тут пришел на помощь).
Жанрово плеер, естественно, универсален, но стоит учитывать его придирчивость к материалу, старые записи с плохим мастерингом ему явно противопоказаны.
По традиции несколько треков-примеров.
Annihilator — Ritual. Говорим «умный треш» — подразумеваем Annihilator. На альбоме «Waking the Fury» Джеф решил показать, что, в отличие от коллег по цеху, даже на запредельных скоростях он способен выдавать оригинальные мелодии и цепляющие рифы. Ritual — скоростной, злой и цепляющий трек из этого альбома. Естественно, для того чтобы сыграть его как следует, нужен такой же быстрый плеер, и X7 вполне справляется с данной задачей.
Ozric Tentacles — Oolong Oolong. После этой группы жанр space rock должен прекратить свое существование, все равно никто ничего к уже созданному этими британцами добавить не сможет. Сложные, многогранные мелодии напоминают полную шкатулку драгоценных камней, постоянно меняющих свою окраску и играющих отражениями. Их хочется переслушивать раз за разом, открывая для себя то, что в прошлый раз не заметил. Тут X7 с его объемной сценой и разделением планов тоже показывает себя как нельзя лучше.
Arena — Tears In The Rain. Один из самых почитаемых альбомов в творчестве классиков нео-прога является действительно сложным для плееров материалом. Отменные клавишные соло Нолана дополняются гитарной работой Митчелла и весьма плотными ударными Пойнтера, давая вместе очень многоплановые и разносторонние треки. Из всех групп, играющих в этом сложном жанре, Arena, пожалуй, самая строгая и не позволяющая себе никаких «излишеств»: кристальной чистоты звук, сложные мелодии, чистейший вокал. Стоит ли говорить, что и тут X7 показывает свои сильные стороны, позволяя насладиться каждым мельчайшим нюансом звука?
Выводы
В общем, история повторяется вновь и вновь: Fiio сделали плеер, предлагающий массу интересных новшеств, недоступных у конкурентов, и предлагают его за очень честную цену. Плеер традиционно будут хвалить на западных сайтах и форумах и ругать на наших, но это ни в коей мере не помешает ему занять лидерские позиции в продажах. Конечно, X7 не вышел идеальным устройством, сходу затыкающим всех за пояс, у него есть недостатки, особенно заметные с учетом немаленькой цены, но у него есть и уникальные плюсы, которые с лихвой перевешивают все минусы.
http://hi-news.ru/audio/obzor-pleera-fiio-x7-innovacionnyj-flagman.html