Обзор объектива Tokina 16-50 F/2.8
В среде бывалых фотографов ходит такая поговорка: «Закрой весь диапазон фокусных расстояний объективами с постоянной диафрагмой 2,8, и будет тебе счастье». С ней редко кто спорит, широкая диафрагма - это действительно хорошо, проблема только одна: родная светосильная оптика стоит не просто дорого, а очень дорого. Взять штатники (для примера возьмем только объективы для кроп-камер) - Canon 17-55 mm F/2.8 IS USM стоит 32 тысячи рублей, а Nikkor AF-S DX 17-55 mm F/2.8 G IF-ED - вообще 52 тысячи рублей. Если для профессионального фотографа такие цены еще доступны, то любитель вряд ли может себе позволить эту покупку.
К счастью, светлую оптику с диафрагмой 2,8 выпускают несколько сторонних компаний - Sigma, Tamron, Tokina. Штатный объектив последней мы и решили рассмотреть. Стоит он 22 тысячи рублей, выглядит гораздо привлекательнее любого «оригинала» и является дороже любого «неоригинала».
Среди альтернативных производителей оптики продукция Tokina самая дорогая, самая уважаемая, но и самая нераспространенная. Tokina 16-50 F/2.8 - «стекло» не слишком массовое, но очень популярное в среде фанатов, которые хорошо представляют, чем он отличается от других подобных объективов и в чем уступает «оригиналу».
Технические характеристики Tokina AT-X 165 Pro DX AF 16-50 F/2.8
Угол зрения 82-31 градус.
Конструкция 15 элементов в 12 группах.
Максимальная диафрагма f/2,8.
Минимальная диафрагма f/22.
Диафрагма 9 лепестков.
Минимальная дистанция фокусировки 30 см.
Максимальное увеличение 1:4,88.
Переключение режима фокусировки механизм One-touch Focus Clutch.
Фильтр 77 мм.
Диаметр объектива 84 мм.
Длина объектива 97,4 мм.
Вес 610 г.
Объектив содержит одну линзу из низкодисперсного стекла.
Рассчитан на использование только в камерах с матрицами формата APS-C.
Как мы уже говорили, стоимость объектива почти 22 тысячи рублей. Большинство фотографов считают, что это несколько дороговато для такого «стекла». На это указывает и тот факт, что объектив быстро дешевеет. На вторичном рынке его цена 10-15 тысяч в зависимости от состояния. Учитывая высокую надежность и долговечность этого объектива, покупка б/у выглядит очень выгодной. Хотя и приобретение новым тоже не лишено смысла: это «стекло» сможет прослужить долго и за это время окупится.
Внешний вид, конструктив
Говорить о дизайне в объективах не приходится, но если бы среди «стекол» проводился конкурс красоты, Tokina 16-50 F/2.8 там выступила бы успешно. У этого объектива хорошие пропорции, грамотная компоновка и несколько украшательных элементов типа каймы и надписей под позолоту.
Впрочем, для объектива внешний вид совершенно не важен, куда большее влияние на его пользовательские характеристики оказывает конструктив. По этому параметру родные объективы всегда превосходят «неоригинал»: металл простив пластика, тщательная подгонка элементов против люфтов, надежный крепеж против отклеивающихся от длительной эксплуатации резинок. Однако Tokina 16-50 F/2.8 является тем редким исключением, которые иногда в этом правиле все-таки случаются. По конструкции, надежности и качеству сборки Tokina почти не уступает Canon и Nikon. Металлический корпус и, что особенно важно, байонет, очень качественная сборка, высокое качество отделочных материалов - объектив внушает ощущение надежности и долговечности.
Забегая вперед, скажу, что так оно и есть. И по опыту автора этого обзора, и по отзывам в Интернете Tokina 16-50 F/2.8 очень выносливое «стекло». Переносит небольшие падения (в рамках разумного, конечно), не боится суровых условий съемки, способен выдерживать большие нагрузки. Из всех фотоболячек Tokina 16-50 F/2.8 подвержен только небольшому засорению пылью, но в этом виновна конструкция зума с выезжающим хоботом. Однако пыль можно встретить внутри только совсем старых объективов.
Диаметр светофильтра - 77 миллиметров
Вместе с хорошим конструктивом Tokina 16-50 F/2.8 получил впечатляющие габариты и вес - почти как у родных «стекол». Для любителя это скорее минус, а вот для профессионального фотографа плюс - чем больше «стекло», тем солиднее выглядит оно в глазах заказчиков. У Tokina 16-50 F/2.8 есть еще один атрибут профессионального объектива - диаметр светофильтров. Он составляет ни много ни мало 77 миллиметров. Выглядит опять-таки очень солидно, но по карману владельцев бьет: светофильтры под такой размер дорогие. Кстати, о светофильтрах: передняя линза у Tokina 16-50 F/2.8 не вращается, так что на этом объективе можно спокойно использовать циркулярный поляризирующий фильтр, что по достоинству должны оценить пейзажные фотографы.
У Tokina весьма необычные кольца для изменения фокусного расстояния и ручной фокусировки. «Фокусное» кольцо расположено ближе к байонету и весьма узкое. Многие даже называют это недостатком объектива. Однако у него рифленая резиновая поверхность и крутить его удобно. Еще лучше кольцо для ручной фокусировки. Оно очень большое и с очень точным и длинным ходом. Ручная фокусировка на Tokina одно удовольствие. В 16-50 F/2.8 используется фирменный токиновский способ переключения ручной и автоматической фокусировок - нужно перемещать фокусировочное кольцо вдоль оси объектива: к себе - ручная фокусировка, от себя - автоматическая. Это удобно и привычно, но проверено, что фотографы, которые первый раз берут в руки объектив Tokina, без подсказки не могут додуматься до этого способа.
Технические характеристики, качество фотографий
Фокусные расстояния штатных объективов у всех производителей почти одинаковы. Китовые идут 18-50 мм, Sigma с диафрагмой 2,8 тоже 18-50, Tamron с диафрагмой 2,8 - 17-50, родные объективы - 17-55. Tokina в этом ряду немного выделяется тем, что у нее в широкоугольном положении фокусное расстояние 16 миллиметров. Казалось бы, что там 1-2 миллиметра. Но на таких фокусных это заметно. Угол обзора у Tokina шире, чем у конкурентов.
Окрытая диафрагма f/2,8 на всем диапазоне фокусных, закрывается она до f/22, что является обычным показателем для зума. Объектив может работать только с «кропнутыми» фотоаппаратами. Встроенного фокусировочного мотора в версиях для Nikon у этого «стекла» нет. Полноценная совместимость с Nikon возможна при использовании камер уровня D90 и выше, которые оснащены так называемой «отверткой». С Canon автофокус будет на всех аппаратах.
Поговорим о самом главном - о качестве фото. В целом Tokina 16-50 F/2.8 выдает картинку весьма неплохую, даже для своей стоимости. Объектив куда лучше китовых штатников, но родным объективам в нюансах уступает. Посмотрим на них подробнее.
Как демонстрируют тесты, на полностью открытой диафрагме Tokina 16-50 F/2.8 не хватает резкости. По центру кадра еще более-менее нормально, но по краям результат плачевный. По этому показателю объектив уступает не только дорогим родным стеклам, но и конкурентам от Tamron и Sigma. Но стоит зажать диафрагму, как ситуация полностью меняется. Уже с f/4 Tokina 16-50 F/2.8 очень резкая. Родным объективам, может, и уступает, но другой «неоригинал» уверенно опережает.
Дальше больше. Если большинство объективов пик резкости имеют на диафрагме f/7,1-8, то у Tokina 16-50 F/2.8 он в районе f/11. Дифракция на более зажатой диафрагме не такая сильная, как у конкурентов. В итоге на f/22 Tokina демонстрирует резкость даже большую, чем родные объективы.
Такие интересные характеристики показывают, что объектив будет в самый раз для пейзажных фотографов, которым всем равно приходится «зажимать» диафрагму. Для репортажников слабый результат на f/2,8 - заметный минус; с другой стороны, стоит уменьшить диафрагму на стоп, как объектив способен снимать что угодно, причем с очень высокой резкостью. Для любителей репортажа это стекло приглянется скоростью и тишиной. Несмотря на отсутствие фокусировочного мотора, объектив быстро и тихо наводится на резкость.
Бленда идет в комплекте
На фокусном расстоянии 16 миллиметров на снимках с Tokina 16-50 F/2.8 можно заметить искажения, «бочку», что для этого фокусного совсем неудивительно. Искажение небольшое и легко правится в графическом редакторе. Куда хуже обстоят дела с хроматическими аберрациями. Каймы на границах световых переходов - бич объектива. Если снимать в формате RAW, то их можно поправить в конвертере, но это будет уже не так легко.
В оценке боке (размытия фона) героя нынешнего обзора многие фотографы расходятся. С одной стороны, оно не такое красивое, как у объективов с фиксированным фокусным расстоянием, но с другой - такое сравнение не совсем честное; если сопоставлять Tokina с зумами, то тут результат будет очень даже приличный.
Объектив обладает правильной цветопередачей и высоким микроконтрастом. Разрешение этого «стекла» очень велико, оно без проблем работает с камерами в 20 и более мегапикселей.
Выводы
Tokina 16-50 F/2.8 - объектив с характером. Видимо, поэтому он не очень массовый, но имеет круг очень преданных поклонников. По оптическому качеству он находится на одном уровне со сторонними производителями оптики типа Sigma и Tamron. Самый главный недостаток - качество картинки на диафрагме f/2,8. На зажатых «дырках» объектив бесподобен, но люди ведь покупают светлую оптику, чтобы пользоваться открытой диафрагмой. Если говорить о качестве фото в целом, то до фирменных объективов Tokina немного не дотягивает. «Неоригинальным» она не уступает, но несколько дороже их, что и оказывается решающим фактором при выборе для фотографов-любителей.
Зато Tokina 16-50 F/2.8 изумительна по конструктиву и очень долговечна. Этот объектив внушает уважение размерами и надежностью, отлично служит в тяжелых условиях. Именно он из всех «неоригинальных» штатников является альтернативой для профессиональных фотографов, которым фирменная техника не по карману. У автора этого обзора объектив служит уже четыре года, за которые снял не один десяток тысяч кадров, работал в самых суровых климатических условиях, безболезненно пережил несколько падений.
Вот отсюда и возникают особенности Tokina 16-50 F/2.8. В массовых кругах он не слишком популярен из-за цены, но продвинутые любители и профессионалы любят его за высокую надежность, доплатить за которую совсем не грех.
|