Мало какие модели наушников вызывали столько споров и сломанных копий, как вице-флагманы компании HiFiMan. Только все привыкают к очередной планке цены, взятой именитым производителем, как компания удваивает её, представляя очередную топовую модель. Так случилось и с героями нашего сегодняшнего обзора.
Не так давно HiFiMan HE-6 считались абсолютным флагманом. Совершенно запредельная, нездоровая цена в 1500 долларов, чувствительность ниже 84 дБ и, как следствие, огромные требования по мощности — всё это поднимало модель на высокий уровень, который, впрочем, оправдывался их звуком. Не дремал в это время и основной конкурент в лице Audeze, выпустивший модель с ценником в 2000 долларов. Поэтому в HiFiMan подумали и решили «сделать всё по-другому», огорчив многих ценителей. Вообще, мало найдётся других компаний, так часто «обламывающих» своих фанатов. Взять тот же плеер HM-801, многими считающийся культовым, новый флагман компании HM-901 вышел совсем иным, не похожим на предшественника ни в чём. Кроме того, вскоре после выпуска «девятьсотпервого», подоспели его обновлённые модификации вроде 901S, что расстроило тех, кто уже купил «обычную» версию. К этому, кстати, мы ещё вернёмся. Младшие модели в лице 60х линейки вообще не получили продолжения, так как сейчас самые доступные плееры компании — это Megamini и Supermini, которые от шестисотой линейки отличаются ещё больше. В общем, какую «легендарную» модель у компании мы бы ни взяли, можно быть уверенным в двух вещах: преемник будет не похож на предшественника, и он будет дороже. Кстати, новые наушники-IEM в лице Re800 и Re2000, похоже, тоже оправдают этот принцип…
Но вернёмся к нашим HE-1000, обзор всё-таки про них. Ну да, ценник ожидаемо удвоили,
В это время коварные конкуренты не спали спокойно, и на рынок вышло сразу несколько популярных моделей с ценником, превышающим «три тыщщи»: Audeze LCD-4, Abyss, маячили на горизонте новинки от Focal… В HiFiMan решили действовать по проверенному плану: анонсировали новую модель, изначально названную Edition 6, а потом переименованную в Susvara. Ценник также получили простым удвоением (не учат, что ли, в Китае другие операции?). Тут полыхнуло так, что знаменитый Лондонский пожар 1666 года решил считать себя скромным костром для шашлыков. Впрочем, что там за Susvara — я не знаю, а вот HE-1000v2, или, как их ещё называют, HE1Kv2, провели у меня в руках достаточно времени для того, чтобы составить мнение.
Технические характеристики
- Акустическое оформление: открытые
- Излучатели: изодинамические
- Импеданс: 35±3Ω
- Чувствительность: 90 дБ
- Диапазон частот: 8 Гц – 65 кГц
- Вес: 420 г
- Провод: сменный, в комплекте 3 кабеля
Упаковка и комплект поставки
В HiFiMan решили снова тряхнуть стариной, а может просто поняли, что наушники за 3 тысячи отнюдь не китайской валюты никак нельзя продавать в картонном боксе, пусть даже и с пластиковым окошком. Поэтому для «тысячных» сделали упаковку в духе классики компании: большой внушительный сундучок, обшитый коричневым кожзамом, на верхней панели — алюминиевая табличка с названием модели, впереди — защёлка, закрывающая кейс. Внутри по традиции находится много псевдобархата, в глубинах которого надёжно покоятся наушники и 3 кабеля, составляющие комплект поставки: короткий с 3,5-мм штекером и два длинных, один с 6,3-мм джеком, второй — с четырёхпиновым XLR. Кроме этого, в коробке вы найдёте достаточно плотный и толстый буклет об этих наушниках и технологиях, в них использованных.
Лично мне не хватает в комплекте какого-нибудь чехла для хранения наушников (не убирать же их в коробку постоянно), но за расширенный набор проводов я готов простить HiFiMan почти всё.
Дизайн и удобство ношения
Вот внешний вид этих наушников — один из основных камней преткновения для многих ценителей: покупатели считают, что выглядят они для своей ценовой категории простовато. Я тоже поначалу так думал, но потом решил для себя, что, во-первых, не так плохо они выглядят, чтобы считать дизайн неудачным, а, во-вторых, главное в наушниках — удобство, и с этим у HE-1000v2 всё более чем хорошо.
Чашки наушников сделаны преимущественно из металла, сверху дополненного тонкой то ли фанерой, то ли шпоном. Они имеют характерную овальную форму, что в сочетании с редкой решёткой внешней стороны придаёт модели узнаваемый облик. Во второй ревизии, кстати, чашки сделали тоньше, и сами наушники стали легче, их вес составляет всего 420 грамм, после тех же Odin’ов — модель от китайцев вообще не ощущается на голове.
Чашки крепятся к оголовью с двумя степенями свободы, что позволяет им подстраиваться к форме головы, обеспечивая оптимальную посадку. Вилки крепления и все шарниры — металлические. Оголовье во второй версии также увеличили после жалоб обладателей особенно больших голов. Его форма тоже достаточно характерная и узнаваемая — П-образная полоска пружинящей стали, под которой размещен широкий кожаный «наголовник», перемещаемый для подгонки размеров. Амбушюры во второй версии подверглись переработке, они остались угловыми, но стали глубже, а в роли материала выступает качественный полиэстер. Это изменение положительно сказалось как на комфорте, так и на звуке. Вообще, HE-1000v2 — очень комфортные наушники, не могу не подчеркнуть этот факт ещё разок.
Так как модель полностью открытая, звукоизоляция у них фактически отсутствует, они прекрасно пропускают звук в обе стороны, поэтому слушать данные наушники можно только дома, в спокойной обстановке.
Разумеется, провода тут сменные. Разработчики отказались от старых резьбовых коннекторов, теперь используются обычные 2,5-мм штекеры, по одному на каждую чашку. Комплектные провода второй ревизии так же стали лучше, теперь в них используется воздушный слой в роли дополнительной изоляции, они меньше шумят от трения и более удобны в использовании, чем старый вариант. В качестве проводника выступает фирменный гибридный кабель из кристаллических меди и серебра.
В целом мне дизайн наушников нравится, они качественно собраны и комфортно носятся, тот случай, когда дизайн подчинён в первую очередь функциональности, а не попыткам произвести на покупателя дополнительное впечатление.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- NuPrime DAC-10H и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2016 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Lotoo PAW Gold, theBit OPUS#2 и Astell&Kern AK320 в роли портативных плееров
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты в течение 96 часов, звук немного изменился, но основные изменения пришлись на первые 4-5 часов.
HE-1000 обоих версий прямо-таки полны разных фирменных находок: тонкая мембрана нанометровой толщины, специально рассчитанная асимметричная магнитная система, максимально открытый с обеих сторон излучатель — всё это вносит свою лепту в звук. Что касается общей подачи — HiFiMan продолжают эксперименты, и «тысячные» не похожи на их предыдущие наушники, в первую очередь благодаря более детальной, но чуть легковесной подаче.
Бас тысячных сохранил ту же глубину, что и флагманы прошлого от HiFiMan, он почти такой же плотный, но чуть менее телесный, хотя в детальности сделан ещё один небольшой шажок вперёд. Единственное, чего не хватает НЧ этой модели до звания «идеала», — это веса, но при тщательном подборе источника этот небольшой недостаток можно свести практически к нулю, тем более что по этому параметру вторая ревизия сделала шаг вперёд. Именно низкочастотная часть диапазона в этих наушниках больше всего зависит от усиления, и полноценное их раскрытие потребует от потенциального владельца усилий. HE-1000v2 великолепно передают текстурность НЧ, иногда кажется, что их можно даже пощупать. Кстати, для «бассхедов» и любителей массивного, акцентированного баса у HiFiMan есть модель Edition X, с ценником в 2 с лишним раза ниже. Не могу не усмотреть тут некоторую логичность: более дорогие наушники «позиционируются» для более сложной и многоплановой музыки, не требующей дополнительного акцента на НЧ.
Средние частоты хороши без каких-либо дополнительных эпитетов. Именно они выступают в роли главного «вовлекатора» данных наушников. СЧ в исполнении вице-флагмана компании — живые, реалистичные, с обилием микронюансов, но без переходов в некомфортную резкость. Наушники прекрасно отыгрывают каждую отдельную ноту, но при этом создают очень цельное музыкальное полотно. Те эмоции, что есть в записи, передаются очень чётко и естественно, но «от себя» наушники ничего не добавляют. Воображаемая сцена, естественно, очень широкая, особенно же хорошо наушникам удаётся передача размеров инструментов и их позиционирование в пространстве, на качественных записях это даёт прекрасный эффект погружения и вовлечённости. Глубина также радует, разделение планов просто блистательное, иногда я бы даже предпочёл более плавные границы, но это уже сугубо вкусовые капризы.
Верхнечастотный диапазон во второй редакции также подвергся небольшой доработке. Первую версию старались сделать уж слишком нерезкой, несмотря на выраженный подъём на нижних ВЧ, их атаки сглаживались для достижения «комфортной» подачи, что в результате давало легкую непроработанность. Во второй ревизии ситуацию улучшили, их «верха» лучше по всем параметрам, особенно по атакам. Им совсем немного не хватает резкости до моего «идеала», но это даёт наушникам более комфортный звук для тех, кто не любит акцентированный ВЧ-диапазон. Вообще, комфорт — это одна из определяющих характеристик подачи данной модели.
Конечно, у меня нет парка топовых флагманов для полноценного сопоставления с HE-1000v2, поэтому в сравнении используются слегка разноуровневые модели, но, как говорится, «чем богаты, тем и рады».
Kennerton Odin. Во многом наушники антиподы по подаче. Одины — драйвовые, энергичные, с рубящим басом и подчёркнутой эмоциональностью подачи. HE1Kv2 — нейтральней, ровней, чуть детальней на ВЧ и сдержанней в плане эмоций. Если попытаться выразить разницу образно, Kennerton’ы — это рок-музыкант с гитарой, а «тысячные» — пианист-виртуоз, играющий классику. У HiFiMan лучше получается построение воображаемой сцены в ширину и лучше передаётся характер инструментов в больших оркестрах, а Odin’ы лучше подчёркивают эмоции, особенно на вокале. Я бы сказал, что эти наушники не столько конкуренты, сколько дополняющая друг друга пара.
Audio Zenith PMx2. Младший братик HE-1000v2, отчасти схожий по подаче, отчасти — другой. Роднят эти наушники нейтральность и отсутствие попыток подкрашивать звук в угоду видению создателей, а разница состоит в нюансах. У PMx2 чуть больше НЧ и немного резче подаются ВЧ, а вот на СЧ отличие в классе становится слышно сразу, всё-таки разница в цене более чем в 2 раза.
ZMF Ori (ex Omni). Ещё один антипод по подаче. Ori — темней, мягче в подаче, их разрешение слегка принесено в жертву слитности и цельной подаче, здорово подходящей многим жанрам. HE1K превосходят их в детализации (но для этого нужны хорошие записи) и в микроконтрастности (особенно на ВЧ), а на стороне Ori — больше баса и более телесный звук.
Также добавлю пару моделей «по памяти», хотя это уже совсем не точные и очень приблизительные сравнения.
HiFiMan HE-6. Предыдущий флагман до сих пор хорошо себя чувствует и вполне достоин своего лидерского статуса. По сравнению с преемником, «шестёрки» радуют более ударными НЧ и более детальными, хотя и резкими ВЧ. HE-1000v2 комфортней по звуку и толерантней к некачественным трекам. Впрочем, не стоит забывать, что к цене HE-6, которые изредка попадаются на вторичном рынке с очень приятным ценником, надо приплюсовывать дорогой и обычно узкоспециализированный усилитель.
Audeze LCD-3. «Одиссеи» — ещё один вариант «совсем другого» звука — более тёмная подача с подчёркнутым мидбасом, меньшая глубина сцены, иной подход к разделению планов и меньшая детализация СЧ, компенсирующаяся общей «увлекательностью» подачи. В общем, выбор между этими двумя наушниками нужно делать исключительно по собственному вкусу, так как сравнивать их это словно выбирать между ангус стейком и бельгийскими трюфелями.
Совместимость
Конечно, «тысячные» — это не HE-6 с их прожорливостью, но чувствительность в 90 дБ — тоже не подарок, поэтому данные наушники тоже любят хорошее усиление. Кроме того, они достаточно капризны к подаче усилителя, подчёркивая все особенности звука устройства, так что потенциального владельца ждут приятные (и затратные) хлопоты по подборке тракта. Про портативные источники с HE-1000K можно сходу забыть, более-менее с ними справляется Lotoo Paw Gold, остальные — в пролёте: звучат порой громко, но баса и контроля ВЧ нет абсолютно. В принципе, ещё по мощности подходит Fiio X7 с усилителем AM5, но его слегка светлая подача не особо сочетается с наушниками тонально. Бонусное упоминание — CEntrance DACPortalbe — на удивление удачный вариант для тех, кто непременно хочет слушать эти наушники с чем-то портативным. Результат не идеальный, но очень приличный.
Стилистически наушники, безусловно, тяготеют к качественно записанной серьезной музыке. В целом они весьма универсальны (с поправкой на НЧ), я с удовольствием слушал в них и качественный метал, и электронную музыку, но реально использовать их для подобных стилей — не особо логично. К качеству записи они достаточно чувствительны, по 10-бальной шкале я бы оценил этот параметр где-то на 8.
Традиционные треки-примеры для тех, кто ищет «а что бы такого ещё послушать?».
Nathaniel Rateliff & The Night Sweats — Howling at Nothing. Прекрасный пример того, какие отличные работы рождаются порой на стыках жанров. Натаниэль смело мешает в котле своего творчества госпелл, соул, фолк и джаз, дополняя его толикой рока. Прибавив к этому приличное качество записи и хорошую работу ответственных за сведение получаем музыку, блистательно подходящую к детальному характеру HE-1000v2, в них можно переслушивать эти треки, каждый раз находя что-то новое.
Derek & The Dominos — Have You Ever Love a Woman. Группа, созданная в далёком уже 1970 году самим Эриком Клэптоном, записала всего один альбом, но дала нам массу безупречных хитов, ставших классикой блюз-рока. Неудивительно желание UMC выпустить ремастер этой пластинки, ставшее реальностью в 2011 году в связи с 40 годовщиной альбома. Стоит сказать, что ремастер вышел весьма удачным, а если к нему добавить приличные наушники (ну да, конечно я про HE1Kv2), то эффект присутствия прямо в студии звукозаписи вам практически обеспечен.
Бетховен — Symphony No.9 in D minor, op.125 — IV. Finale Presto (Claudio Abbado, Berliner Philharmoniker). Самая большая проблема с классическими произведениями такого уровня — это выбрать лучший вариант исполнения. Перепробовав массу вариантов, я остановился именно на данном. Это именно тот случай, когда дирижёр и оркестр идеально соответствуют материалу, выводя его на максимальный уровень. Я не думаю, что есть смысл много писать про 9 симфонию, но это та музыка, на которой потенциал героев нашего сегодняшнего обзора раскрывается максимально.
Выводы
Тот случай, когда я не могу однозначно сказать «покупайте обязательно, эти наушники гарантируют вам множественный оргазм даже без подключения к источнику». HE-1000v2 — это действительно уникальные наушники со своей, очень интересной подачей. Сказать, что она обязательно подойдёт всем, я не могу, это явно не так. Звук HE1Kv2 — это то, до чего надо «дойти» (слово «дорасти» тут звучало бы излишне пафосно), они предполагают очень взрослый тракт и прослушивание соответствующих по уровню записей. Но такова жизнь, дорогие спорткары не заправляют 76 бензином, да и для езды по просёлочной грунтовке они не созданы. Лично мне эти наушники очень нравятся, поэтому послушайте их при возможности, очень вероятно, они понравятся и вам, оставив приятные впечатления и зияющую дыру в кошельке.
https://hi-news.ru/audio/obzor-naushnikov-hifiman-he-1000v2-model-golubyx-krovej.html