В HiFiMan пробуют себя в разных рыночных сегментах, постоянно что-то ищут и не чураются экспериментов. Одним из таких «выстрелов наугад» стал выпуск наушников в формфакторе вкладышей, получивших индекс ES100.
Внутриканальные наушники не зря завоевали доминирующую позицию на рынке портативного аудио. Их плюсы очевидны и неоспоримы: они лучше изолируют шум, они надёжней держатся в ушах, в них проще добиться качественного звука, ведь их излучатели работают на закрытый объём, и их проще тюнинговать. Есть и обратная сторона медали: не всем подобные наушники комфортны, иногда стоит слышать, что происходит вокруг тебя (чаще, чем многие думают) да и добиться большой воображаемой сцены в IEM сложно. Достаточно удачным компромиссом тут выступают модели-«вкладыши» с их более открытой конструкцией.
В HiFiMan выпустили немало удачных моделей «затычек» и теперь решили попробовать сделать и «вкладыши». Модель ES100 получила большой 15 мм динамический излучатель, слегка необычный корпус и достаточно ощутимый ценник. Конечно, это не топовые многодрайверы с ценой выше 1000 долларов, приобрести HiFiMan ES100 можно за 3800 рублей (цена на момент выхода статьи). Кроме того, наушники отличаются высоким импедансом в 150Ω, что явно выдаёт их ориентированность на специализированные плееры.
Технические характеристики
- Излучатель: динамический, 15 мм
- Диапазон частот: 15 Гц – 20 кГц
- Чувствительность: 113 дБ
- Импеданс: 150Ω
- Штекер: 3,5 мм TRS
Упаковка и комплект поставки
С коробкой в HiFiMan решили поступить в точном соответствии со своими традициями. Внешний бокс из обычного бежевого картона, в нем лежит типичный круглый чехол на змейке с аксессуарами, сами наушники упакованы в продолговатый пенал из прозрачного пластика, похожий на первые версии Re-400. Выглядит внутренняя коробка достаточно эффектно, прочный толстый пластик внушает доверие.
В комплект поставки положили помимо наушников и чехла ещё белую смотку для провода (также аналогична комплектной от Re400) и пару сменных резиновых колец, но без выступа, в отличие от тех, что надеты на наушники. Так что если вы ощущаете дискомфорт при ношении наушников, возможно, их стоит «переодеть». Странно, что в комплект не входят поролоновые насадки, так что при желании их придётся докупать отдельно.
Дизайн и удобство ношения
В целом дизайн наушников понятен по фотографиям. В компании не стали делать традиционную «ножку» в месте выхода провода, а ограничились коротким участком резины, защищающим кабель от переломов. Наушники сделаны преимущественно из пластика (кроме металлической защитной сетки на внутренней стороне), но благодаря удачному подбору цветов и формы выглядят весьма интересно. HiFiMan сумели сделать дизайн, одновременно самобытный и интересный, но при этом удобный и не вычурный. Качество сборки нормальное, есть небольшие проблемы с отливкой, но чтобы их увидеть, надо присматриваться.
Несмотря на достаточно крупные размеры, ES100 достаточно хорошо сели мне в уши, выступ на комплектной резиновой насадке способствует надёжной фиксации, носить их можно весьма долго без малейших признаков дискомфорта. Естественно, строение ушей у всех разное, поэтому ваши впечатления могут отличаться. Звукоизоляция у наушников ожидаемо низкая, чуть улучшить ситуацию могут поролоновые насадки, но все равно подобный формфактор не подходит для транспорта и шумного окружения.
Провод самый обычный, в чёрной силиконовой изоляции. На холоде немного твердеет, но не критично, он не склонен сильно запутываться, микрофонный эффект (шум от трения кабеля об одежду) выражен слабо. Разветвитель и штекер — небольшие, сделаны из пластика, поэтому немного аккуратности в обращении с наушниками не помешает.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- NuPrime DAC-10H и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2013 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Lotoo PAW Gold, Fiio X7 и Luxury&Precission L5Pro в роли портативных плееров
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов, изменения в звуке незначительны.
Традиционно для моделей подобного формфактора отзывы о звуке могут очень сильно различаться из-за особенностей посадки и размеров ушей слушателя, поэтому учтите, что ваше впечатление от звука может достаточно сильно отличаться.
Одним из не сразу очевидных преимуществ наушников подобного формфактора является возможность установки больших излучателей, и HiFiMan тут воспользовались ею на полную. 15-мм драйвер, применённый в этой модели, способен прокачивать неплохие объёмы воздуха, что даёт себя знать, особенно в области НЧ. В стоковом виде наушники имеют чуть светловатую подачу с акцентом на верхних СЧ.
Бас не доминирующий, но приятно плотный и быстрый, что не характерно для наушников подобного формфактора. Имеется и хорошее разделение партий, и нормальная (хотя и не рекордная) проработка текстур. Количественно НЧ чуть меньше среднего, что резко контрастирует с большинством наушников-вкладышей, имеющих акцент на НЧ, поэтому любителям баса модель в стоке не подойдёт, но ситуацию можно откорректировать (напишу про это ниже).
Средние частоты воспроизводятся чуть отстранённо, но чисто и без лишнего выпячивания. Эмоции передаются на умеренном уровне, но любителям подкрашенных СЧ наушники не подойдут. Характер инструментов и их размеры передаются практически достоверно. Есть заметный акцент на стыке СЧ и ВЧ, что приводит к некоторому акцентированию высокого вокала, но это тоже можно поправить (об этом так же ниже). Воображаемая сцена весьма широкая (характерно для формфактора), глубина средняя.
ВЧ простоваты, им не хватает проработки послезвучий и затуханий, но это также характерно для наушников данного ценового сегмента. Если принять во внимание цену, ВЧ нормальные — они не смазаны, не задвинуты глубоко на второй план, лёгкие и почти не рассыпаются.
Ситуация достаточно сильно меняется, если натянуть на наушники поролоновые насадки. Помимо улучшения звукоизоляции, они приглушают пик на ВСЧ, и за счёт этого бас приобретает большую телесность и выходит на передний план. Фактически, ES100 превращаются в «типичные» вкладыши с акцентом на НЧ и нижней половине СЧ. За это приходится «расплачиваться» уменьшением разрешения и воображаемой сцены, но более тёплая и интимная подача так же насадок, поэтому можно сказать, что с ES100 вы получаете практически модель «два-в-одном». Главное — не забыть докупить эти самые поролонки.
Совместимость
Высокий импеданс делает эти наушники не совсем удобной нагрузкой для мобильных телефонов и планшетов. Конечно, с чувствительностью в 113 дБ им не нужна огромная мощность, но 150Ω нагрузки заставляют «понервничать» усилители многих мобильных телефонов. В общем, если вы планируете слушать эту модель со смартфоном, перед покупкой стоит их послушать, чтобы убедиться в совместимости. Со специализированными плеерами наушники работают без проблем. Ничего сверхдорогого им не надо, достаточно сегмента «до 200 долларов».
Жанрово наушники почти универсальны, если вам нравится светлая подача. Хотя я бы в первую очередь рекомендовал их для стилей, ориентированных на объёмность: классика, оркестровый джаз, камерная музыка. К качеству записи они достаточно придирчивы, баллов на 8 по 10-бальной шкале.
Выводы
Несмотря на то, что «вкладыши» — не мой формфактор, не могу не отметить, что последнее время в этой нише появляется все больше интересных моделей. Почти все они не универсальны, но практически без исключения очень интересны. ES100 не стали исключением, HiFiMan сделали наушники, достойные интереса.
http://hi-news.ru/audio/obzor-naushnikov-hifiman-es100-interesnye-vkladyshi.html