В душе почти каждого мужчины живёт мальчик, не наигравшийся в детстве в конструкторы и машинки. Может быть, именно поэтому так сильна в наших душах тяга к устройствам с возможностью кастомизации. Естественно, не обходит это стороной и наушники. Одной из самых преуспевших на этом поприще компаний по праву считается FLC. Завоевав популярность в Китае созданием кастомных решений, они ринулись на штурм мировых рынков с универсальной тюнингуемой моделью FLC 8S.
Изначально 8S задуманы были как «типичные» гибридные наушники с зарекомендовавшей себя схемой: динамический излучатель на НЧ + двойная арматура на СЧ- и ВЧ-диапазон — комбинация, позволяющая взять от каждого из типов излучателей лучшее, но в FLC решили, что это скучно, и пошли вперёд, сделав тройную систему тюнинга звука. В принципе, сменными фильтрами нас не удивить, многие производители уже уверенно себя чувствуют в этой нише. Встречались и двойные системы тюнинга (на этом месте я с лёгкой ностальгией вспомнил, как когда-то мечтал о наушниках от Sleek Audio). FLC 8S же имеет 3 «органа» настройки, позволяющие менять суббас, мидбас и средние частоты в комплекте с высокими. Впрочем, подробности этого действа я опишу ниже.
Не отстаёт и всё остальное, наушники радуют маленькими эргономичными корпусами, качественной сборкой и сменным кабелем. Естественно, за всё надо платить, поэтому данная модель продаётся за 22 000 рублей (цена на момент выхода статьи), впрочем, версия с балансным проводом и вариант в красном корпусе почему-то стоят на 2000 рублей дешевле.
Технические характеристики
- Излучатели: 8,6 мм динамический + сдвоенный с уравновешенным якорем
- Импеданс: 11Ω
- Чувствительность: 93 дБ/мВт
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц
- Кабель: сменный, с двухпиновым коннектором, 1,3 м
- Штекер: 2,5 мм TRRS или 3,5 м TRS
- Вес: 24 г
Упаковка и комплект поставки
С первого взгляда на коробку складывается ощущение, что FLC сами испугались цены, сложенной для этих наушников, и решили по максимуму выдать премиальности во внешнем виде. Так как для любого китайца, взращённого на благодатной земле Поднебесной, роскошь напрямую ассоциируется с красным и золотым цветом (коммунизм, что ли, так на них влияет), то FLC, видимо, наняли кого-то с более западным мышлением. Это дало свои плоды, упаковка наушников сделана из очень толстого и надёжного картона бежевого цвета, при этом ещё и не обезображена полиграфией, только минимальное серебряное тиснение с названием модели.
Раскрывается коробка очень интересно, сильно напоминая упаковку от Lotoo Paw Gold (интересно, кто у кого подсмотрел?). Откидывается верхняя крышка на магните, открывая доступ к наушникам, потом центральная часть открывается в разные стороны, показывая отсек с аксессуарами. Под наушниками, кстати, ещё лежит пинцет, который в дальнейшем сильно пригодится.
Все аксессуары разделены по двум металлическим контейнерам. В том, что поменьше, находятся все фильтры для тюнинга, закреплённые в специальных ячейках. В большой банке вы найдёте насадки из белого и серого силикона, по 4 пары разных размеров. Их основная разница в жёсткости, белые мягче, а серые — лучше изолируют звук. Кроме того, там лежат палочка с петелькой для чистки серы, переходник на 6,3 мм и «авиационный» на 2 моноштекера по 3,5 мм. Ещё заботливые производители положили по 1 штучке мелких фильтров про запас, вдруг вы потеряете какой-то из них (а с учётом размеров, не потерять их просто невозможно). При этом большие фильтры, видимо, по мнению разработчиков, не теряются, и запасные там не нужны.
Дизайн и удобство
Первое, что подкупает при взгляде на эти наушники, это их маленький размер. Они реально очень компактны, а в сочетании с закруглённой и продуманной формой корпуса это даёт очень удобную посадку практически в любые уши. Сами наушники сделаны из очень красивого тёмно-синего пластика с приятным отливом, качество исполнения — очень хорошее, никаких огрехов сборки и подгонки. Я встречал в интернете упоминания о том, что FLC 8S сделаны из алюминия, но материал их корпуса не производит впечатления металла.
Звуковод у наушников длинный, что даёт достаточно неплохую, хотя и не рекордную шумоизоляцию. Пассивного шумоподавления в этой модели хватит для всех ситуаций кроме, пожалуй, метро. При правильном подборе насадок наушники можно носить долго и с комфортом.
Провод, как я уже говорил, сменный, используются стандартные 2-пиновые коннекторы с приподнятыми гнёздами. Комплектный провод жестковат и обладает заметным микрофонным эффектом, но, благодаря заушному ношению, это фактически не оказывает влияния на прослушивание музыки. Впрочем, подобрать для наушников сменный кабель — не проблема, даже сами FLC предлагают относительно дорогой провод с высоким содержанием серебра.
Но, конечно, самое интересное в данной модели — это тюнинг звука. Осуществляется он путём смены фильтров.
Самые маленькие фильтры, размещённые на внутренней стороне около звуковода, отвечают за количество суббаса, позволяя менять его примерно до ±5 дБ на частоте ниже 200 Гц. Трубчатые фильтры, расположенные на внешней стороне наушников, отвечают за средний бас и даже немного за СЧ, позволяя менять частоты ниже 1 кГц, впрочем, заметно слышимая разница начинается где-то ниже 300 Гц. Наконец, третья группа фильтров, вкручивающихся в звуковод, позволяет регулировать количество СЧ и ВЧ, лежащих выше 1 кГц. Впрочем, основное их влияние приходится на пик в районе 7-9 кГц, отвечая за «присутствие» ВЧ.
Настройка звука, конечно, не предполагает постоянного изменения, заниматься этими экспериментами стоит исключительно дома, при хорошем освещении и обязательно используя пинцет. Фильтры очень мелкие и любое неосторожное движение или, например, внезапный чих приведут к потере. Все тюнинговые возможности в данном случае предназначены для подгонки звука под себя и дальнейшего использования одного варианта. В инструкции приведены несколько вариантов настройки, но поле для экспериментов явно ими не ограничивается.
В целом идея тюнинга этой модели мне понравилась, хотя, конечно, хотелось бы немного упростить этот процесс.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- NuPrime DAC-10H и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2013 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Lotoo PAW Gold, Fiio X7 и Luxury&Precission L5Pro в роли портативных плееров
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов.
Даже не знаю, как подойти к описанию звука этих наушников, с учётом наличия 36 вариантов последнего. Даже если учесть, что некоторые будут отличаться достаточно слабо, опций всё равно будет много. Поэтому сперва кратко опишу некоторые варианты звука, которые я попробовал, а потом расскажу о тюнинге, на котором я остановился. Конфигурацию фильтров я буду приводить, указывая цвета в порядке возрастания частоты: суббасовый/басовый/СЧ-ВЧ.
Если говорить «в целом», для этой модели характерны две особенности в звуке. Первая — тщательно придавленные частоты от 1,5 до 7 кГц с максимальным провалом на 5 кГц. Не надо долго думать о цели подобного тюнинга, это явно борьба с резкостью и металлическим призвуком, характерным для многих арматур. Потом идёт тюнингуемый подъём от 7 до 9 кГц, так как в этой области находятся многие звуки, без которых вокал теряет выразительность. За исключением зелёного фильтра, этот пик имеет умеренный характер и ВЧ не раздражают. После 9 кГц идёт провал.
Серый/серый/золотой. Вариант, выставленный на заводе, отличается характерной V-образной АЧХ с акцентом на НЧ и ВЧ, компенсирующем его. Мощный, доминирующий бас, развивающий неплохое давление, плюс ВЧ, компенсирующие его. Звучит вкусно, но за всем этим теряются СЧ.
В целом этот тюнинг можно развить ещё сильнее с вариантами типа красный/серый/зелёный. На удивление, этот вариант остаётся более-менее слушабельным и на некоторых стилях типа качественной электронной музыки, подчёркнутые ВЧ дают ощущение объёма, а мощный бас радует рокотом. В целом в этом варианте наушники выходят похожими по подаче на Phantom Master 4 от Trinity.
Серый/прозрачный/синий. Тюнинг для любителей нейтральности, которым всегда «пилят» ВЧ. Хорошо подходит для некоторых инструментальной музыки, но там где есть вокал — он звучит слишком зажато.
Прозрачный/прозрачный/золотой. Антипод предыдущего тюнинга, вариант с акцентом на вокал, голоса, особенно женские — звучат очень приятно, хотя качество записи и источника должно быть безукоризненным.
Серый/прозрачный/тёмно-серый. В общем, это именно тот вариант, на котором я и остановился. Практически линейная АЧХ до 1 кГц, потом небольшой пик, общий для всех вариантов провал и снова пик на ВЧ, но умеренный. Максимум нейтральности, минимум окраски, впрочем, без ухода в микродетальность. Так что сейчас про этот вариант подробней.
НЧ очень хорошо проработаны, нейтральны и ведут себя близко к эталонным, тут есть и нужная телесность, и проработка текстур, и разделение инструментов с тщательной проработкой всех партий. Что забавно, я не любитель большого количества саббаса, но в данном случае использовал средний фильтр, так как «самый низ» в этой модели очень хорошо справляется с созданием основы мелодии, и с «минимальным» фильтром его немного недостаёт. Бас хорошо контролируется и не залезает на другие частоты, хотя место «стыка» излучателей всё-таки можно определить на слух, совсем уж бесшовного перехода не получилось. Впрочем, для того чтобы его найти — надо знать, где слушать, без этого вы вряд ли столкнётесь с этим. Для данной модели, кстати, очень верно правило о том, что для правильного баса нужно подобрать подходящие насадки. Оно, впрочем, верно и для других наушников, но тут оно «вернее, чем обычно».
Средние частоты на удивление для арматуры музыкальные, тут нет попытки углубиться в микродетальность и вытащить на передний план все мельчайшие проблемы с записью, вместо этого упор сделан на эмоциональную составляющую музыки, и её наушники передают очень классно. Воображаемая сцена в этом варианте настройки чуть больше средней по ширине и средняя в глубину, наушники не самые «объёмные» по подаче, но зато характер инструментов и их расположение близки к эталонному. Впрочем, тюнинг с большим количеством ВЧ лично для меня давал большую ширину звучания, так что пространство для экспериментов тут открывается широкое.
Верхнечастотный диапазон, конечно, несёт на себе следы решения разработчиков придавить те участки, что дают резкость и убрать почти всё, что лежит выше 10 кГц. В целом, их мотивация достаточно понятна. Первая ямка на АЧХ позволяет наушникам толерантно относиться к недостаткам записи и источника, расширяя круг ценителей этих наушников, а выше 10 кГц в записях присутствует не так много полезной информации, так что нет смысла особо «заморачиваться» с этим диапазоном. Несмотря на то что я предпочитаю более ровные ВЧ, во многом, я согласен с таким тюнингом, он лучше подходит для большей части современной музыки, чем «более нейтральные» варианты мониторных решений, в первую очередь в силу того, что современная музыка чаще всего очень плохо записана. Компрессия динамического диапазона, мастеринг под распространение в MP3 формате и в целом низкое качество материала приводят к тому, что в ВЧ-диапазоне практически «нечего ловить». Конечно, есть исключения, но для них ВЧ FLC 8S вполне достаточны, они нормально проработаны, воздушны и обладают хорошими атаками. При этом даже в «максимальном» варианте ВЧ остаются достаточно сбалансированными и не превращаются в резкие.
Для сравнения ниже приведены те несколько моделей, которые у меня были под рукой и которые вообще можно сравнивать с данными наушниками без использования оборота типа «совсем разные» или «ничего общего». Естественно, сравнение проводилось на «референсном» тюнинге серый/прозрачный/тёмно-серый.
Orivati Primacy. Не так давно, Oriveti проапгрейдили свои гибриды, по слухам улучшив их звук. К сожалению, новый вариант я ещё не слышал, поэтому пишу про старый. Primacy предлагают чуть более сглаженный звук с более слитной подачей и уклоном в «музыкальность». Бас чуть менее хлёсткий, разрешение на СЧ ниже, но сама середина несёт больше эмоций. ВЧ примерно паритетны, но на плохих записях Orivety слегка резче.
Dunu DN-2000J. Более нейтральные, более техничные и более требовательные гибриды. Японская версия DN-2000 отличается более высоким разрешением, более плотными НЧ и более яркими и проработанными ВЧ, впрочем, за это приходится платить повышенной придирчивостью к источникам и материалу.
Dunu DN-2002. Одни из самых техничных наушников, увидевших свет за последний год. Более контролируемый бас, впрочем, менее глубокий, более нейтральная и техничная середина, лучшая проработка ВЧ, но без характерной для DN-2000J бескомпромиссности. Эти наушники менее эмоциональны и больше подойдут тем, кто ищет мониторности в подаче.
MEE audio Pinnacle P1. Одно из лучших открытий этого года. Благодаря использованию одного излучателя наушники не имеют проблем с когерентностью и не так критичны к выходному импедансу источника. По подаче — немного меньше НЧ количественно, чуть хуже разрешение на СЧ, но намного более детальные и проработанные ВЧ. P1 — вариант для тех, кто любит слушать серьёзную музыку с не менее серьёзным качеством записи.
Совместимость
Эти наушники однозначно ориентированы на качественные источники среднего и выше уровней. Низкий импеданс вкупе с не самой высокой чувствительностью налагают ряд жёстких требований: плеер должен иметь околонулевой выходной импеданс, быть достаточно мощным и при этом не шуметь. В общем, разные смартфоны и планшеты снимаются с соревнований добровольно. Из доступного сегмента плееров мне наушники больше всего понравились с Cayin N5, из топов — с theBit OPUS#2.
Жанрово модель, естественно, универсальна, да и как может быть иначе с такой вариативностью подачи? Критичность к качеству записи колеблется от 6 до 8 баллов по 10-бальной шкале.
По традиции несколько примеров
Ekseption — On Sunday They Will Kill the World. Не совсем типичная для Ekseption песня, выбивающаяся из их характерного классического звучания. «В воскресенье они убьют мир» — жёсткая, местами граничащая с хард-роком композиция, украшенная отменной духовой секцией. Музыкальное полотно очень плотное и насыщенное, но FLC отлично справляются с корректной передачей этой мелодии.
Snarky Puppy — Gø. Техасские виртуозы современного джаза любят в шутку называть себя «не поющей поп-группой с тягой к импровизациям», но на самом деле, несмотря на разнообразие, в их музыке легко читаются джазовые корни. К счастью, музыканты коллектива не чураются любых влияний, поэтому каждый их альбом — настоящее пиршество меломанского духа. Главное — найти удачные наушники, способные передать все то множество звуков, которыми они насыщают каждую секунду своей музыки. Вот FLC 8S это хорошо удаётся.
Meshuggah — Monstrocity. Вообще, очень сложно объяснить неподготовленному слушателю, в чём же состоит абсолютная гениальность Мешшуги. Я вот своей жене за 8 лет сделать этого не сумел. Действительно, по началу кажется, что именно так будут звучать пытки людей инопланетными захватчиками, если переложить их на музыку. Но на самом деле Meshuggah — гении грува, их музыка фактически состоит из абсолютно нечеловеческих ритмов, ломающих мозг подобно промышленному шреддеру для утилизации старых автомобилей. Но именно в этом хаосе и рождается удивительная, завораживающая красота, возводящая группу на почти недосягаемый в современном прогрессив-метале уровень. На свежем альбоме музыканты окончательно отказались от запрограммированных ударных, что пошло звучанию на пользу, сменив холодную стерильность на более живой звук (если это слово вообще применимо к их музыке). Кроме того, они явно били током продюсера записи за каждый огрех, поэтому и без того отменный уровень их звучания стал ещё лучше. Естественно, без хороших наушников в этот ад лучше и не соваться, но FLC 8S вполне по силам и это. Кстати, ещё очень отмечу трек Nostrum, после его записи Хааке просто обязан жениться на своей ударной установке.
Выводы
Очень интересная модель для любителей «ручной доводки». Качественные гибридные наушники, показывающие все лучшие стороны подобной схемы, позволяют ещё точнее отстроить звук «под себя», получая действительно качественный результат.
http://hi-news.ru/audio/obzor-naushnikov-flc-8s-nastraivaj-ix-polnostyu.html