Как и в любой другой технике, в мире наушников есть свои легенды, завоевавшие мировое признание и проданные большими тиражами (либо, наоборот, оставшиеся штучным и редким явлением). Легенды бывают дутые, выехавшие на рекламе, такие как Beats, а бывают и те, кто всю свою популярность реально заслужил. Сегодня я расскажу про, пожалуй, самые знаменитые внутриканальные мониторы — Etymotic ER-4.
Как-то часто последнее время я пишу подобное вступление, но компания Etymotic Research начинала с изготовления устройств для слухопротезирования и аудиометрии. Основанная в 1983 году, уже в 1984 компания представила первые внутриканальные наушники, явившись фактически изобретателем подобного формфактора. Модели ER с индексами от 1 до 3 предназначались для аудиометрии и лабораторных исследований слуха, музыку слушать в них было спорным удовольствием, но в 1991 году все изменилось, были представлены Etymotic ER-4, ставшие эталоном IEM на многие годы.
Первые Etymotic ER-4 были без буквенного индекса, но они соответствуют нынешним ER-4B, они предназначались в первую очередь для прослушивания речи (буква B в индексе от слова binaural), но для остальной музыки в них было многовато ВЧ. Исправить это была призвана модель ER-4S (от слова stereo), именно ей и суждено было стать эталоном линейки. Позже, по мере роста популярности портативных аудиоустройств, в Etymotic выпустили модель ER-4P («portable»), которая отличалась меньшим количеством ВЧ и пониженным импедансом. Фанаты марки обычно считают версию P «не каноничной», хотя на самом деле вы можете иметь обе версии сразу.
Одной из интересных особенностей ER-4 является то, что модели P и S легко превращаются друг в друга, вся их разница состоит в резисторах, установленных в кабеле, так что простой сменой последнего можно тюнинговать их звук. Etymotic даже предлагают 75Ω переходник, позволяющий превратить версию P в S. Так как «фирменный» переходник стоит очень дорого, на рынке полно решений от народных умельцев, да и на eBay можно отыскать множество вариантов по весьма скромным ценам. К сожалению, версия B не поддается такой модификации, так как использует еще и конденсаторы, установленные в самих корпусах наушников.
В ходе развития изменения претерпевал и внешний вид. Самые первые модификации отличались цветными вилками сменного кабеля, а их комплектный провод был прямым. Потом кабель сделали витым, для борьбы с микрофонным эффектом, а современные модификации уже выпускаются полностью в черном цвете. Это, кстати, единственные изменения, которые претерпела модель. Только вдумайтесь, наушники выпускаются 24 года, в следующем году отметят юбилей в четверть века, а все, что в них менялось — это кабель. При этом они остаются актуальными даже в наш век многодрайверов, гибридов, трехмерной печати, мембран из нанополимеров и прочих достижений хайтек.
Розничная цена Etymotic ER-4 уже много лет составляет 300 долларов. В 1991 году это была огромная сумма, расстаться с которой могли себе позволить в основном профессионалы, работающие со звуком и совсем уж отъявленные меломаны. В наше время это уже вполне себе средняя цена для хороших наушников. Например, вот тут можно приобрести модель ER-4PT (P-версия с адаптером для превращения в S вариант) всего за 17 000 рублей.
Технические характеристики
- Излучатель: со сбалансированным якорем
- Диапазон частот: 50 Гц – 10 КГц ± 2 дБ; 20 Гц – 16 КГц ±4 дБ
- Чувствительность (@ 1 КГц): 100 дБ/мВт (ER-4B и ER-4S); 106 дБ/мВт (ER-4P)
- Импеданс: 100Ω (ER-4B и ER-4S); 27Ω (ER-4P)
- Максимальный уровень громкости: 122 дБ
- Максимальное рабочее напряжение (Vrms): 3,0 (ER-4B и ER-4S); 0,75 (ER-4P)
- Кабель: сменный с 3,5 мм TRS
Упаковка и комплект поставки
Мне моя пара Etymotic досталась прямиком со вторичного рынка, так что внешний вид коробки и комплект поставки немного потеряли свою новизну, но в целом упаковка ER-4 просто отличная. Они продаются в пластиковом боксе, поверх которого надета картонная «суперобложка». Внутри коробки находится вставка, в прорезях которой аккуратно разложены все аксессуары. Помимо самих наушников, в комплекте с ними вы получите:
- чехольчик на змейке для транспортировки
- две пары больших трехфланцевых насадок
- пару мелких трехфланцевых насадок
- две пары цилиндрических пенных насадок
- две пары пенных насадок грибообразной формы
- переходник на 6,3 мм
- прищепку для крепления кабеля к одежде
- инструмент для смены фильтров и сами сменные фильтры
- инструкцию
Как видите, комплект поставки шикарный, хотя насадки сильно нестандартные. Все они направлены на обеспечение максимального качества музыки и высокой звукоизоляции.
Дизайн и удобство ношения
Внешний вид ER-4 весьма спартанский и по нынешним временам не поражает воображение. Сами наушники — это небольшой толщины черные цилиндры, в одном торце которых расположен тонкий звуковод, а с другой — гнезда для подключения кабеля. Внутренняя конструкция наушников — максимально проста, один излучатель на канал, плюс фильтр в звуководе.
Фильтры в ER-4 сменные, по мере их загрязнения ушной серой вы можете с легкостью осуществить замену, используя комплектный инструмент. Заказать же новые фильтры можно на сайте самих Etymotic (народные умельцы промывают фильтры, используя шприц, но я предпочитаю просто покупать новые, тем более менять их надо не так часто).
Данные наушники стали не только первыми универсальными арматурными IEM, но и первыми наушниками со сменным кабелем. Используется собственный, ни с чем не совместимый разъем с двумя пинами разной толщины (чтобы исключить неправильное подключение и проблемы с несовпадением фазы излучателей). Несмотря на витую конструкцию, стоковый кабель наушников достаточно сильно шумит от трения об одежду, да и твердеет на морозе весьма ощутимо, поэтому многие заказывают для данной модели сменные провода. Я так же заказал изготовление кабеля в Era-in-ear, и использую ER-4 с продуктом их изготовления. При заушной посадке микрофонный эффект практически отсутствует, а легкость кабеля добавляет удобства при ношении.
Для получения того звука, который задуман инженерами Etymotic, ER-4 необходимо разместить очень глубоко в ушах, эти наушники, пожалуй, рекордсмены по глубине посадки. Комплектные насадки не сильно способствуют этому процессу, поэтому данные наушники подойдут далеко не всем, многие просто не могут их носить. Если же ваши уши с ними сдружились, взамен вы получите звукоизоляцию, близкую к максимально возможной. Комплектные серые трехфланцевые насадки, называемые обычно «елками» позволяют наслаждаться музыкой ER-4 где угодно, начиная с поезда метро и заканчивая турбиной самолета. В зависимости от насадок, звукоизоляция составляет от 35 до 42 дБ.
В Интернете я встречал совет использовать детское масло для размягчения трехфланцевой насадки, надо аккуратно нанести его на сами фланцы, стараясь избегать попадания на центральную трубку насадки (она должна остаться жесткой для надежности фиксации). Я этим не заморачивался, где-то за 3 дня то ли уши привыкли, то ли насадка размягчилась сама по себе.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование:
- Yulong DA8 в роли ЦАП и усилителя
- CEntrance Mini-M8 в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2013 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Fiio X3-2 и QLS QA360 в роли портативных плееров
- VSonic Gr01 и HiFiMan Re600 в роли наушников для сравнения
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов.
Звук ER-4 очень сильно зависит от используемых насадок, поэтому описание звука ниже сделано для версии S (100Ω) с большими серыми трехфланцевыми насадками.
В общем-то, по звуку продукт Etymotic не похож практически ни на что. Использование одного единственного излучателя со сбалансированным якорем на канал привело к тому, что они обладают абсолютно невероятной скоростью и разрешением, но при этом их звук легковесен, особенно на НЧ ему не хватает телесности. Но главная цель, которую ставили перед собой разработчики, ими все же достигнута — естественность и натуральность ER-4 не знает равных.
Бас великолепен по разрешению, скорости и очерченности, если позволяет источник, он здорово контролируется и абсолютно четко остается на своем месте. Более чем достаточно его и в количественном отношении, глубина также не заставляет желать большего. В то же время ему не хватает плотности и напора, маленький арматурный драйвер просто не может «прокачать» через тонкий звуковод достаточно воздуха для создания нужного давления. Ситуация с басом чем-то напоминает историю с Sennheiser HD-800. Для улучшения ситуации рекомендуется как можно глубже размещать ER-4 в ушах.
Средние частоты — настолько идеальны, насколько они вообще могут быть у наушников подобного форм-фактора. Благодаря великолепному разрешению и скорости они запредельно четко передают малейшие нюансы записи, треки, ориентированные на СЧ звучат очень живо и натурально. Объем передается очень хорошо, как по ширине, так и по высоте. Треки с объемными эффектами (типа тех же Yello) поражают воображение, записи с большим количеством инструментов и объемными помещениями — также откроются с новой стороны. Очень хороши ER-4 и в передаче вокала, но тут уже надо следить за тем, чтобы записи были качественными.
Верхние частоты достаточно ровные, без излишних акцентов и резкости, хотя по современным меркам ER-4 все-таки являются наушниками яркими. Последние годы производители наушников очень часто «заваливают» ВЧ-диапазон для достижения расслабленного и мягкого звучания, это привело к появлению отдельного движения ВЧ-фобов, панически боящихся любого проявления верхнечастотного диапазона. В то же время верхние частоты — неотъемлемая часть звука, и на некоторых записях они просто должны быть. Например, великая «Seventh Son of a Seventh Son» Iron Maiden записана ярко, и голос Диккенсона там порой почти срывается в откровенные сибилянты, а наушники, которые этого не отыгрывают, — фактически не справляются с корректной передачей ВЧ.
В общем, ER-4S наушники откровенно мониторные, созданные для любителей естественной и неискаженной передачи.
ER-4P с уменьшенным импедансом и немного приглушенными ВЧ котируется среди любителей звука меньше, поскольку количественно уменьшенные ВЧ приводят к ухудшению объемности звука и наушники теряют в натуральности. Кроме того, акцентируется НЧ диапазон, и недостаток его телесности становится более заметным.
Совместимость
Хотя P версия неплохо играет с большинством источников, подключать «мотики» к обычным смартфонам или планшетам смысла мало. Наушники с таким разрешением нужно использовать с источником, позволяющим раскрыть их потенциал на полную.
Жанрово они практически универсальны, но тут скорее стоит говорить о вкусовой универсальности. Нет жанров, которые ER-4 играют плохо, есть жанры, мониторная подача на которых может вам не понравиться. Собственно, даже советов тут я давать не буду, эти наушники надо слушать самому. Мне в ER-4 нравятся практически все жанры за исключением, пожалуй, современной поп-музыки и примитивной электроники, стилей, ориентированных на количество баса. Также достаточно специфично эти наушники отыгрывают тяжелый металл, разложенный по отдельным ноткам, этот стиль понравится далеко не каждому.
К качеству записи Etymotic очень критичны, как и все мониторные наушники высокого уровня. Плохие записи с большим количеством ВЧ слушать на них весьма проблематично.
Выводы
Уникальные со всех сторон наушники, состоящие из абсолютных противоположностей. Неудобная посадка дополняет великолепную звукоизоляцию, непритязательный внешний вид противопоставлен отличному комплекту поставки, запредельное разрешение сочетается с нетипичной для современных наушников светлой подачей, а недостаток количества баса компенсируется его шикарным качеством. Как понимаете, у такого необычного и противоречивого продукта просто не было шансов не стать культовым и легендарным, что, в общем-то, и произошло.
Павел Дмитриев
http://hi-news.ru/audio/obzor-naushnikov-etymotic-er-4-chetvert-veka-na-rynke-iem.html