Те, кто читают мои обзоры какое-то время, знают, что я очень люблю смелые эксперименты, а если эти опыты ещё и дают какой-то положительный результат, так и вообще замечательно. Поэтому к продукции компании 64 Audio я присматривался очень давно, и ближе к концу года мне выпал шанс сделать обзор на их бывшую флагманскую модель U12.
В общем, 64 Audio — далеко не новички на рынке высококлассных IEM. Уже много лет они трудятся на ниве кастомных наушников и добились признания как среди профессиональных музыкантов, так и в широких кругах аудиофильской общественности. Примерно пару лет назад (конкретной даты я навскидку не вспомню), они стали продвигать технологию ADEL — специальные звуковые фильтры, результат получился очень неплохой, но эти фильтры ещё доработали, и так появились модули APEX, используемые в последних их разработках. Именно таким фильтром и оснащены попавшие ко мне на обзор 12-драйверы.
Разумеется, модель с 12 излучателями в каждом ухе (эх, ведь не так давно 6 драйверов казались верхом роскоши) не могла стоить дёшево, этого и не случилось, U12 стоят 1600 долларов, а кастомный вариант, сделанный по слепку ваших ушей, будет стоить все 2000. При этом в компании не останавливаются, они разработали новую технологию создания наушников без внутренних звуководов и анонсировали две новых модели с её использованием. 18-драйверы Tzar будут стоить 3000 долларов (независимо от варианта корпуса) а 4-драйверные гибриды tia Fourté — 3600. В общем, прогресс — явление дорогое, и оплачивать R&D компаний приходится покупателям.
Впрочем, вернёмся к нашим 12-драйверам, они действительно звучат не похоже ни на что другое.
Технические характеристики
- Излучатели: 12 × со сбалансированным якорем
- Кроссовер: трёхполосный, по 4 излучателя на полосу
- Импеданс: 16Ω @ 1 кГц
- Чувствительность: 115 дБ/мВт
- Диапазон частот: 10 Гц – 20 кГц
- Шумоизоляция: –20 дБ с модулем APEX m20
- Кабель: сменный, 120 см
Упаковка и комплект поставки
Коробка этих наушников простая, но это тот случай, когда за простотой скрывается продуманный дизайн. Упаковка сделана в виде вытянутого по вертикали «пенала», наружная «суперобложка» сделана из приятного картона с эффектом софт-тач. На задней стороне небольшая история компании, в которой раскрывается происхождение цифры 64 в названии (моя программистская сторона была расстроена тем, что это не 2 в 6 степени, но меломанская сторона осталась довольна), чуть ниже — описание технологии APEX. Под этой обложкой скрывается основная коробка из плотного красного картона, содержащая пакет с 3 парами пенных насадок и пластиковый кейс с наушниками. В кейсе предусмотрены специальные выступы для сматывания провода и отсеки, фиксирующие наушники, так что бережёт он своё содержимое надёжно. Также внутри вы найдёте прищепку для крепления кабеля к одежде и инструмент для чистки. Позаботились и про таблетку влагоуловителя, которую надо распаковать и вставить в специальный фиксатор внутри кейса.
В общем, по этому пункту твёрдая пятёрка, дизайнеры продукта явно не даром получают свои зарплаты, презентация продукта у 64 Audio явно сделана в собственном и не похожем ни на что стиле.
Дизайн и удобство ношения
Для 12 излучателей, наушники удивительно малы. Сложно поверить, что в достаточно компактном корпусе из чёрного гипоаллергенного пластика скрывается столько «арматур». Кстати, отмечу продуманность формы и удачный выбор цвета для универсалов — глянцевый чёрный смотрится действительно хорошо. Любители же красоты могут отвести душу на кастомной версии, там традиционно есть выбор разных цветов и фейсплейтов. Универсальная же модель на внешней стороне несёт только логотип производителя и модули APEX.
Благодаря эргономичной форме и достаточно длинному «носику», универсальная модель хорошо садится в большинство ушей, что тоже неплохое достижение для модели с 4 раздельными звуководами. Шумоизоляция у U12 чуть хуже средней, и, в общем-то, это неплохой результат с учётом того, что по акустическому оформлению их можно считать полуоткрытыми. Для обычного транспорта и улицы эти наушники вполне подойдут, а вот в метро их, пожалуй, не хватит. Впрочем, это стандартно для IEM, не уверен, что есть смысл повторять это в каждом обзоре.
Провод у наушников, естественно, сменный, используются стандартные двухпиновые коннекторы, поэтому любителям сторонних решений будет достаточно легко подобрать замену. Стоковый кабель неплохой, в чёрной силиконовой изоляции, он мягкий и не шумный, на холоде не твердеет и мало склонен к запутыванию.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов.
Для начала немного расскажу про то, как устроена эта самая технология APEX. В 64 Audio справедливо отметили, что у любых наушников в IEM формфакторе есть один недостаток, который вытекает из их же достоинства. Все излучатели в подобных решениях работают на замкнутый объём, что влияет и на звук, и на слух пользователя.
Как устроены обычно многодрайверные арматуры? В корпусе наушника размещено несколько излучателей, которые с помощью специальных трубок выводятся через звуковод в слуховой канал. Таким образом, все драйвера работают в очень небольшом объёме, поэтому неизбежно воздух оказывает сопротивление ходу мембраны. Конечно, арматурные излучатели не так подвержены этому негативному влиянию, как динамические, но всё равно эффект имеет место. Поэтому первая из задач технологии APEX — увеличить внутренний объём воздуха. Для этого используется свободное место внутри корпуса наушников, через отдельный звуковод полость внутри корпуса соединяется со слуховым каналом, увеличивая доступный объём. Кроме того, в наушниках 64 Audio используется специальный фильтр, дополнительно открывающий доступ из этой внутренней полости наружу через особый пористый материал. Именно эти фильтры и называются модулями APEX и позволяют добиться открытого звучания, практически не теряя в шумоизоляции. Кроме того, по словам разработчиков, эти модули снижают давление воздуха в полости слухового канала, что позволяет защищать слух от перегрузок. Кроме того, 64 Audio предлагают сменные модули, позволяющие немного тюнинговать подачу.
По звуку влияние данной инновации действительно заметно, я не особо покривлю душой, сказав, что U12 звучат не похоже ни на одну другую модель в схожем формфакторе.
Для U12 инженеры компании выбрали чуть притемнённое звучание с небольшим акцентом на низких частотах и гладкой «музыкальной» подачей остального диапазона. Сначала после более традиционных моделей звучание этой кажется менее детальным, но после привыкания понимаешь, что на самом деле все детали тут есть, просто они не акцентируются так, как это делают в других IEM.
Бас в данных наушниках весьма впечатляющий, он уходит глубоко и обладает хорошей для арматурной модели весомостью, но благодаря наличию APEX — не давит на барабанные перепонки. Это достаточно сложно объяснить тем, кто не слушал, но НЧ в этой модели действительно своеобразны. Любителям массажа мозга данная модель не подойдёт, а вот для качественной музыки бас тут действительно достойный, несмотря на массивность, он держится на своём месте и не заглушает остальные частоты. Разрешение не запредельное, но достаточно хорошее, подаются НЧ чуть слитно, что вписывается в общую концепцию звучания наушников. U12 уверенно строят низкочастотную основу, при этом не перетягивая внимание на этот диапазон. Получается немного парадоксально ситуация — наушники с притемнённой подачей, но без доминирования НЧ.
Средние частоты тоже немного сглажены, в них нет характерной для типичных арматурных моделей упора в микроконтраст и тщательное разделение всего, вместо этого U12 делают упор на открытость звучания, объём и цельность подачи, часто называемую «музыкальностью». В общем, для выслушивания мельчайших дателей записи U12 не подходит, зато они толерантны к качеству записи. Огрехи сведения и мастеринга вы услышите, но они не настольно выставлены на передний план, как у других арматурных моделей. Замечательно U12 удаётся передача эмоций, они очень рельефны и очерчены. Как я уже писал выше, наушники очень хорошо строят воображаемую сцену, она получается именно той ширины, что необходима, плюс у них нет эффекта зажатости, характерного для типичных IEM. Особенно это удивляет на фоне других наушников с тёмной подачей, обычно они обладают очень интимной и замкнутой сценой. Так же хороша глубина, хотя и не запредельна, из-за смягчения звука нет резкого разделения планов в глубину, они переходят друг в друга плавно. Локализация инструментов и передача их характера — на уровне, соответствующем ценовой категории.
Верхние частоты тоже несут на себе влияние полуоткрытости. Вообще, описывать подачу наушников от 64 Audio достаточно сложно, обычно смягчённая подача означает мутный и вялый звук с низкой детализацией, а тёмный звук так же традиционно характерен для моделей с плохой проработкой ВЧ, но U12 в целом не соответствует ничему из этого. Данная модель обладает нормально проработанным верхнечастотным диапазоном, причём проработаны и атаки, и затухания, более того, на ВЧ есть небольшой пик, добавляющий им выразительности, но при этом наушники абсолютно не резкие. В общем, и тут APEX даёт себя знать, делая звук комфортней для восприятия.
Сравнений я приводить не буду, так как U12 звучат настолько по-своему, что сравнивать их можно, пожалуй, только с другими моделями от 64 Audio, а такой возможности у меня пока не было. Судя по отзывам в Интернете, также интересна их модель U10, предлагающая более ровную АЧХ с чуть меньшим превалированием низких частот, сохраняя при этом все сильные стороны фирменного звучания.
Совместимость
С одной стороны, наушники толерантны к качеству источника и записи, не выпячивают их огрехи, да и 16Ω с чувствительностью 115 дБ/мВт — нагрузка не тяжёлая, но, разумеется, для топовых IEM нужен источник, способный раскрыть их в первую очередь по разрешению и остальным характеристикам. Поэтому использовать данные наушники с недорогими плеерами или смартфонами — идея не самая разумная, для них нужно подбирать плеер с нейтральной подачей и уклоном в техничность. Из доступных вариантов хорошо показал себя Cayin N5, из более дорогих моделей — Fiio X7 с усилителем AM3 и Questyle QP1R. Из топов — OPUS#2. Достаточно интересно звучит с U12 и Lotoo Paw Gold, но эта связка на некоторых треках может звучать излишне массивно на НЧ, теряя остальные достоинства данных наушников.
Жанрово U12 достаточно универсальны, с учётом личных вкусов потенциального владельца. Особенно блистательно им удаются те стили, где нужна одновременно широкая сцена и массивный звук (как пример — симфонический метал). К качеству записи они чувствительны умеренно, где-то на 7 баллов по 10-бальной шкале.
По традиции несколько треков для примера
Christopher Tin — Baba Yetu. Кто сказал, что саундтрек к игре не может получить Грэмми? Пусть даже у этого трека ушло на это 5 лет, ведь написан он был в качестве заглавной темы для блистательной Civilisation IV, вышедшей в 2005 году, а награда «нашла героя» только в 2010 после выпуска альбома «Calling All Dawns». Великолепный образчик современной World Music представляет собой переведённый на суахили «Отче наш», исполненный Роном Рагиным и госпелл-хором из южноафриканского Соуэто. Объём, характерный для U12, позволяет им отлично передать этот трек.
Witherscape — Marionette. Одним из главных секретов, обуславливающих проблематичность выбора хороших наушников для тяжёлого метала, является тот факт, что большинство подобной музыки очень плохо записано. В погоне за «правильным» звуком записи подвергаются компрессии и на этапе микширования, и при мастеринге, что зачастую даёт смехотворные результаты вроде Death Magnetic от Metallica, повеселившего фанатов DR3. В варианте «Mastered for iTunes» динамический диапазон был доведён до 7, но это мало спасло материал, подпорченный ещё на стадии сведения. Поэтому любой метал-альбом, за который берётся хороший продюсер, заслуживает пристального внимания, а мало найдётся настолько хороших специалистов в записи различного «тяжеляка» как Dan Swanö. Естественно, к записи альбома собственного проекта Дэн не мог подойти спустя рукава, поэтому помимо стандартного варианта, был выпущен «full dynamic mix», радующий DR13, и демонстрирующий что значит действительно хорошая запись. Естественно, насладиться всеми нюансами подобных записей без качественных наушников просто невозможно, и U12 хорошо себя показывают на этом треке, давая нужный для записи эффект мощи и массивности.
Celldweller — Switchback. Пожалуй, самый знаменитый трек, вышедший «из-под пера» главного проекта Клейтона. Пальцев на обеих руках не хватит пересчитать все фильмы и сериалы, в саундтрек которых вошла данная композиция. Я же включил её в этот обзор как пример материала, очень подходящего для U12 — их весомость и объёмная сцена как нельзя кстати дополняют звучание данного трека.
Выводы
Очень интересные наушники, с нетипичной для многодрайверной арматуры подачей. U12 сочетают несочетаемое и предлагают пользователю одновременно детальный и ненапрягающий звук. На первый взгляд (или слух?) кажется, что наушники излишне тёмные, но после небольшого привыкания понимаешь, что на самом деле они просто не резкие там, где это не надо, а их реальная детализация находится на очень хорошем уровне. Технология APEX доказала (лично для меня) свою состоятельность, и я с интересом жду других новинок компании.
https://hi-news.ru/audio/obzor-naushnikov-64-audio-u12-ne-poxozhi-ni-na-chto.html