В жизни очень часто приходится пересматривать свои взгляды: что-то, что вчера казалось очевидным, сегодня уже вызывает сомнение, а завтра может восприниматься совершенно в противоположном свете. Так, например, я считал, что любые сменные кабели для наушников — это скорее баловство, не имеющее смысла. Но линейка кабелей Linum от датского производителя Estron сумела убедить меня в обратном.
Обычный «аудиофильский» кабель для наушников — это чаще всего неслабых размеров канат, сплетенный из нескольких проводов, порой достигающий диаметра за гранью разумного. Хороший пример такого кабеля — штатный провод Kennerton Algiz, под его весом наушники чуть ли не выпадают из ушей (хотя он справляется со своей задачей просто великолепно). Можно ли сделать кабель одновременно комфортный (читай тонкий), хороший по звуку, прочный и незаметный (последнее порой бывает важно)? Разработчики Linum первыми ответили на этот вопрос утвердительно.
Как это часто бывает, история берет начало в производстве слуховых аппаратов. Датская компания estron является одним из лидеров рынка производства кабелей и коннекторов для подобных устройств. В этой отрасли каждая доля миллиметра размеров имеет значение, поэтому наработки компании позволили создать линейку кабелей для наушников, которую и назвали Linum.
Для начала небольшое отступление. Как известно, из-за скин-эффекта в проводниках переменный ток протекает в основном в поверхностном слое, поэтому утолщать провод для улучшения его свойств — решение не очень эффективное. Куда лучше делать кабели, свитые из тонких проводочков, каждый из которых изолирован от остальных (обычно с помощью специального лака). Это позволит добиться куда лучшей проводимости при небольшом диаметре. Два немецких слова «litzen» — пряди и «draht» — провод дали название таким проводникам, которые почти во всем мире зовутся литцендрат. Разумеется, аудиоиндустрия не могла пройти мимо этого изобретения, и очень многие кабели именно из литца и делаются. Не стали исключением и Linum.
Несмотря на малый диаметр этих кабелей, они сделаны из 6 жил литцендрата, которые, в свою очередь, свиты из 7 проводов. Каждый провод сделан из посеребренной меди, защищенной специальной эмалью, которая, во-первых, защищает провода от окисления и изменения цвета, а во-вторых, служит для них изоляцией. Такая конструкция позволила добиться хороших акустических свойств.
Следующая задача, которая стояла перед конструкторами, — обеспечить прочность. Для этого в проводники кабеля были вплетены нити арамидного волокна, а изоляция сделана из особого вида нейлона, который сертифицирован для использования в медицине, а также специально обработан ультрафиолетом для того, чтобы не менять свойства от прямых солнечных лучей.
Но сделать идеальные провода — мало. Надо еще превратить их в кабели для наушников, оснастив коннекторами. В Linum выпускают несколько вариантов кабелей, с использованием стандартных двухпиновых «вилок» (диаметр штырьков 0,78 мм, расстояние между ними — 1,9 мм), MMCX коннекторов и собственного, специально разработанного разъема T2. T2 был придуман для того, чтобы выдерживать множество включений-выключений, и является самым маленьким разъемом, способным продолжать нормально работать после более 1000 подобных операций.
Кабели Linum спроектированы так, чтобы, освободившись от натяжения, сматываться компактными кольцами, это защищает их от спутывания и превращения в сложно развязываемые узлы, чем часто страдают тонкие провода. Отдельный «плюс в карму» производителям за бережное отношение к ресурсам и за то, что они не стали пытаться «добавить стоимости», используя коробки из полированного дерева, огромные картонные боксы и прочие вычурные варианты упаковки, Linum’ы приезжают в простых пакетиках с небольшой инструкцией.
Также есть несколько вариантов самого кабеля, в зависимости от звуковых предпочтений. Топовая модель выполнена по балансной схеме с раздельной землей на каждый канал и использует 2,5-мм штекер, подходящий для плееров Astell&Kern. Дальше, по порядку убывания цены, идут модели BaX (аналогичен балансному, но использует обычный TRS-джек), а также Music и Vocal. Они отличаются ростом импеданса самого кабеля (2 Ω и 4 Ω соответственно), что оказывает влияние на звук.
У меня на тестировании побывали две топовые модели — балансный и BaX, их импеданс составляет 1,5 Ω, что не мало, и теоретически может повлиять на звук, особенно если у вас наушники низкоомные, так что учитывать этот фактор необходимо. Я читал в отзывах, что на сильно низкоомных моделях IEM кабели Linum приводят к незначительному подчеркиванию НЧ и сужению сцены, поэтому в компании работают над еще большим снижением импеданса своих решений. Я же тестировал эти кабели с наушниками Ambient Acoustics, в которых используется их фирменное решение для коррекции импеданса и фазы источника, а также с динамическими HiFiMan Re600, поэтому возможное влияние импеданса кабелей было нивелировано, и я получил одни только достоинства при полной акустической нейтральности самих проводов.
Использование наушников с проводами от Linum быстро развращает, ты перестаешь замечать кабель, и кажется, что используется беспроводное решение, настолько они легкие и невесомые. Вес кабеля для наушников — одна из тех вещей, которые не замечаешь до тех пор, пока от него не избавишься, поэтому я рекомендую попробовать решения компании всем пользователям топовых наушников, ищущих большего комфорта в ношении. Приобрести кабели Linum можно у некоторых производителей кастомных IEM, а также в фирменном интернет-магазине, в котором представлены все актуальные модели.
Стоят ли вообще сменные кабели, особенно дорогие, денег? Я для себя давно решил вопрос, что стоят, если они добавляют удобства в ношении и расплатой не становится звук (Linum в этом плане — идеальный пример). Остальные вольны давать на этот вопрос собственные ответы.
Павел Дмитриев