Как бы ни старались производители фототехники усовершенствовать производимую ими оптику, как бы ни улучшали они её параметры, всегда найдутся те, кто захочет попробовать снимать чем-то ещё кроме. Например, советскими объективами. Тем более, что в нонешнее время многие фирмы выпускают камеры с весьма коротким рабочим отрезком, позволяющим нацепить на камеру всё и вся, под что только переходник отыщется. Мало кто из фотолюбителей не переболел этой болезнью. Но оставим в покое рассуждения на тему целесообразности и сути явления. Ведь вопрос не в этом, а в том, что… советская оптика, видавшая всяческие виды на своём веку, требует обслуживания, ремонта, да просто приведения в хоть бы относительный, дающий возможность использовать её, порядок. Одна из самых насущных проблем, с которой доводится сталкиваться при использовании таких старых объективов, это заклинивание ходовой резьбы геликоидов наводки объектива на резкость из-за высыхания смазки. Проблема вполне решаемая. И вот сейчас на примере объектива Индустар-26м посмотрим, как же она решается. Почему И-26м? Потому, что точно такую же конструкцию имеет популярный Индустар-61 л/д, Юпитер-8 последних выпусков как поводковый, так и безповодковый. То есть, отремонтировав однажды И-26м, с уверенностью можно браться и за другие популярные объективы.
Что ж, вот он, объектив Индустар-26м, которым комплектовался фотоаппарат ФЭД-2. У него намертво заклинена многозаходная ходовая резьба геликоида и наводка на резкость по этой причине невозможна. «Будем лечить!» ©
Итак, со стороны фланца крепления объектива к камере видим три винта (по зелёным стрелочкам). Эти винты удерживают кольцо, замыкающее механизм геликоида. Для начала прочертим на совпадающих деталях метку, чтобы потом не иметь проблем с совпадением отверстий. В данном случае это не критично, однако, лучше поступить так, чтобы не менять установку и не нарушать вследствие этого приработку деталей. Вывинчиваем три этих винта и снимаем кольцо.
После того, как снято кольцо, можно снять толкатель дальномера. Эта деталь движется поступательно при вращении кольца фокусировки и перемещает поводок дальномера в фотоаппарате. Движется толкатель по направляющему винту. О нем чуть позже. А пока снимаем толкатель.
Теперь очередь демонтажа поворотного кольца геликоида. Первое, что нужно сделать для этого, вывинтить направляющий винт толкателя дальномера.
Далее не обойтись без снятия фигурного кольца со шкалой метража. Для этого отпускаем, но не вывинчиваем до конца, три винта в углублениях с насечкой на полтора-два оборота и снимаем кольцо по направлению к передней линзе объектива. Вот так.
Но это ещё не всё. Поворотное кольцо геликоида удерживает винт, ограничивающий его ход в заданных пределах. Он находится в глубине, а зелёная стрелочка указывает на него. Вывинчиваем. Немного неудобно, однако снимать кольцо со шкалой глубины резкости не хочу. Там есть махонький нюанс с длинным винтом. Обойдёмся. Поехали!
Ну вот. Пока всё. А ну, дружно все в бензинчик марш!
А резьбу на корпусе объектива будем отмывать вручную, предварительно закрыв линзы с обеих сторон ватным тампоном и крышкой.
И вот после купания в бензине, оттирания жёсткой щёткой и салфетками, чистки зубочистками (путцхольцами — тут они тоже востребованы, да ещё как!) витков многозаходной резьбы, объектив готов к возрождению.
Отмытые от засохшей смазки и грязи детали геликоида.
Итак, собираем всё воедино.
Для начала наносим на резьбу некоторое количество смазки. Я применяю ОКБ-122-7. Усердствовать не надо. Да, можно, конечно, набить её туда такое количество, что приобретённый за период эксплуатации люфт не будет заметен. Но это не надолго, а потом лишняя смазка потечёт на линзы… нет, знай меру. Теперь самая интересная задача — как правильно попасть в заходы многозаходной резьбы? Во-первых, при съёме кольца нужно обязательно заметить в каком положении находятся детали в момент отделения друг от друга и запомнить это. Итак, совмещаем детали, как показано на фото. Подводим резьбы до соприкосновения и слегка проворачиваем кольцо по часовой стрелке. Услышали щелчок — резьбы совместились. Теперь поворачиваем кольцо против часовой стрелки. Если было сделано всё так, как на фото, то заходы совпадут. Накручиваем кольцо против часовой стрелки до упора. При этом стопорный буртик кольца должен оказаться в положении, при котором грань его перекрывает гнездо стопорного винта не более, чем на миллиметр. Если так, то в заходы вошли верно. Отлично! Завинчиваем стопорный винт. Теперь немного вращаем кольцо туда-сюда, разгоним смазку. Ход отличный, мягкий и ровный. Главная работа выполнена, собираем остальное.
Что ж, вот он, объектив Индустар-26м, которым комплектовался фотоаппарат ФЭД-2. У него намертво заклинена многозаходная ходовая резьба геликоида и наводка на резкость по этой причине невозможна. «Будем лечить!» ©
Фото объектива
Итак, со стороны фланца крепления объектива к камере видим три винта (по зелёным стрелочкам). Эти винты удерживают кольцо, замыкающее механизм геликоида. Для начала прочертим на совпадающих деталях метку, чтобы потом не иметь проблем с совпадением отверстий. В данном случае это не критично, однако, лучше поступить так, чтобы не менять установку и не нарушать вследствие этого приработку деталей. Вывинчиваем три этих винта и снимаем кольцо.
Снимаем кольцо
Три крепёжных винта.
Прочерчиваем метку
Кольцо снято. Грязищи… то ли ещё будет!
Прочерчиваем метку
Кольцо снято. Грязищи… то ли ещё будет!
После того, как снято кольцо, можно снять толкатель дальномера. Эта деталь движется поступательно при вращении кольца фокусировки и перемещает поводок дальномера в фотоаппарате. Движется толкатель по направляющему винту. О нем чуть позже. А пока снимаем толкатель.
Демонтаж толкателя дальномера
Вид сверху на объектив с толкателем
Вид сбоку на толкатель
Толкатель дальномера. Вид 1.Виден паз направляющего винта.
Толкатель дальномера. Вид 2. Так же виден паз направляющего винта.
Объектив со снятым толкателем дальномера.
Вид сбоку на толкатель
Толкатель дальномера. Вид 1.Виден паз направляющего винта.
Толкатель дальномера. Вид 2. Так же виден паз направляющего винта.
Объектив со снятым толкателем дальномера.
Теперь очередь демонтажа поворотного кольца геликоида. Первое, что нужно сделать для этого, вывинтить направляющий винт толкателя дальномера.
Посмотрим, как это выглядит
Направляющий винт в корпусе.
Собственно сам винт.
Гнездо направляющего винта.
Собственно сам винт.
Гнездо направляющего винта.
Далее не обойтись без снятия фигурного кольца со шкалой метража. Для этого отпускаем, но не вывинчиваем до конца, три винта в углублениях с насечкой на полтора-два оборота и снимаем кольцо по направлению к передней линзе объектива. Вот так.
Визуализация процесса
Стопорные винты кольца фокусировки. Отпускаем и...
… снимаем кольцо фокусировки.
Демонтированные детали.
… снимаем кольцо фокусировки.
Демонтированные детали.
Но это ещё не всё. Поворотное кольцо геликоида удерживает винт, ограничивающий его ход в заданных пределах. Он находится в глубине, а зелёная стрелочка указывает на него. Вывинчиваем. Немного неудобно, однако снимать кольцо со шкалой глубины резкости не хочу. Там есть махонький нюанс с длинным винтом. Обойдёмся. Поехали!
Демонтаж геликоида
Вид на винт-ограничитель.
Вывинченный винт-ограничитель.
Многозаходная резьба геликоида (статор, так сказать)
Поворотное кольцо геликоида снято
И как в таком состоянии ему, бедному, иметь ход?
Вывинченный винт-ограничитель.
Многозаходная резьба геликоида (статор, так сказать)
Поворотное кольцо геликоида снято
И как в таком состоянии ему, бедному, иметь ход?
Ну вот. Пока всё. А ну, дружно все в бензинчик марш!
А резьбу на корпусе объектива будем отмывать вручную, предварительно закрыв линзы с обеих сторон ватным тампоном и крышкой.
И вот после купания в бензине, оттирания жёсткой щёткой и салфетками, чистки зубочистками (путцхольцами — тут они тоже востребованы, да ещё как!) витков многозаходной резьбы, объектив готов к возрождению.
Отмытые от засохшей смазки и грязи детали геликоида.
Итак, собираем всё воедино.
Для начала наносим на резьбу некоторое количество смазки. Я применяю ОКБ-122-7. Усердствовать не надо. Да, можно, конечно, набить её туда такое количество, что приобретённый за период эксплуатации люфт не будет заметен. Но это не надолго, а потом лишняя смазка потечёт на линзы… нет, знай меру. Теперь самая интересная задача — как правильно попасть в заходы многозаходной резьбы? Во-первых, при съёме кольца нужно обязательно заметить в каком положении находятся детали в момент отделения друг от друга и запомнить это. Итак, совмещаем детали, как показано на фото. Подводим резьбы до соприкосновения и слегка проворачиваем кольцо по часовой стрелке. Услышали щелчок — резьбы совместились. Теперь поворачиваем кольцо против часовой стрелки. Если было сделано всё так, как на фото, то заходы совпадут. Накручиваем кольцо против часовой стрелки до упора. При этом стопорный буртик кольца должен оказаться в положении, при котором грань его перекрывает гнездо стопорного винта не более, чем на миллиметр. Если так, то в заходы вошли верно. Отлично! Завинчиваем стопорный винт. Теперь немного вращаем кольцо туда-сюда, разгоним смазку. Ход отличный, мягкий и ровный. Главная работа выполнена, собираем остальное.
Сборка в подробностях
Наносим смазку ОКБ-122-7 на резьбу.
Совмещаем детали строго в таком положении.
Подводим детали друг к другу и совмещаем заходы резьбы.
Накручиваем кольцо на резьбу.
Устанавливаем винт ограничителя.
Надеваем фигурное кольцо с метражной шкалой на кольцо геликоида.
Закрепляем фигурное кольцо винтами.
Гнездо направляющего винта толкателя дальномера.
Ввинчиваем направляющий винт толкателя дальномера в гнездо.
Смазываем толкатель дальномера.
Устанавливаем толкатель дальномера и закрепляем его фиксирующим кольцом с тремя винтами.
Всё! Объектив собран и готов к работе.
Совмещаем детали строго в таком положении.
Подводим детали друг к другу и совмещаем заходы резьбы.
Накручиваем кольцо на резьбу.
Устанавливаем винт ограничителя.
Надеваем фигурное кольцо с метражной шкалой на кольцо геликоида.
Закрепляем фигурное кольцо винтами.
Гнездо направляющего винта толкателя дальномера.
Ввинчиваем направляющий винт толкателя дальномера в гнездо.
Смазываем толкатель дальномера.
Устанавливаем толкатель дальномера и закрепляем его фиксирующим кольцом с тремя винтами.
Всё! Объектив собран и готов к работе.
Ну вот, как новенький, Индустар-26м! Итак, механик сделал своё дело, механик может уйти. Теперь дело за фотографом.
https://mysku.ru/blog/diy/75464.html