… и уже где-то через неделю, плеер был в моих руках.
Естественно, перво-наперво я его как следует отмыл от незначительных грязевых отложений в щелях (предыдущим его хозяином, как и собственно продавцом выступала девушка) и оказалось, что он во вполне приличном техническом и косметическом состоянии, хоть и прошло уже ни много ни мало — более 8ми лет.
Как только я его включил и начал слушать музыку, меня накрыла такая меланхолия и ностальгия — из плеера играла группа «Руки вверх» — «Алёшка» (видимо играла из него в последний раз перед продажей)…
Скупая мужская слеза катилась по моей не бритой щеке…
Отпустило меня лишь после того, как через пару часов сел заряд батареи.
Превосходный дизайн, превосходный звук и вообще это то, что доктор прописал, особенно в качестве «портативной истории» под все случаи жизни, ну, мне так показалось...
Меня всегда интересовали замеры данного малыша.
Много кто доволен качеством этого плеера и сегодня, но только некоторые слышат «пластик в звуке» и прибегают к радикальным методам заглушения приступов обострившейся аудиофилии (смотри мои топики)).
Бог видимо миловал и я не слышу того, чего по сути не должен слышать здоровый человек. В который раз убеждаюсь, что важнее, чтобы мелодия радовала, а по этому чтобы хоть увидеть качество (раз услышать не дано) — совершенно не заставлял себя делать промеры.
Для начала, занялся уровнем качества звукового тракта устройства, в так называемых идеальных условиях — то есть максимум, на который способна его аппаратная часть. Для этого использую RMAA.
Так как уровень напряжения выходного каскада у плеера оказался не слишком высокий (по меркам сегодняшних ТОР плееров), пришлось выкрутить его громкость на максимум и задействовать дополнительно предусилитель на входах E-MU 0202, которую и использовал для замеров.
Вот так установил вручную регуляторы по каналам (небольшой рассинхрон Л/П на графиках ниже — из-за этого)
и вот, собственно, сами замеры SANSA Сlip Zip без нагрузки наушниками — они и сегодня впечатляют:
Но гораздо интереснее другое — как плеер себя ведёт с подключенными наушниками разного конструктива, от лёгких в раскачке sennheiser cx1.00 с чувствительностью за 115дБ и импедансом 32Ом, до здоровенных лопухов с тяжёлой мембраной и в разы большей мощностью, необходимой для их электрического контроля, то есть узнать показатели, характеризующие именно усилительную часть плеера.
Нагрузкой были выбраны вот такие наушники:
Мои любимые для портатива Sennheiser cx1.00
китайские Sony с довольно хорошим звуком, но с достаточно низким импедансом в ~ 18 Ом и не высокой чувствительностью:
ну и какие-то древние лопухи с 40 мм драйвером и 40 Ом импедансом (использую их как реальную нагрузку для промеров плееров — не влезли в кадр):
и самое интересное, что в сравнении с ненагруженным выходом показатели
Далее детально сопоставил предыдущий замер в сравнении с графиками, полученными от нагруженного плеера на те три пары наушников, показанных выше, где белый график это без нагрузки, а зеленый, голубой и фиолетовый с наушниками.
Сами графики, на которых всё видно наглядно — что именно растёт, а что и где падает, поясню вкратце чуть детальнее.
АЧХ — тут что с нагрузкой, что без нее, нет никакой разницы, кривые полностью сливаются в одну и лишь на высоких частотах имеют микро децибелы отклонения, но посмотрите внимательно на низкие частоты — они как под линейку на любой нагрузке!!! такой стойкости позавидует усилитель даже из ТОР сегмента:
Шумовая полка на уровне, >110дБ для любой нагрузки и это тоже больше, чем просто хорошо:
Динамический диапазон — стабильно нет разницы
ну а вот тут я подхожу к тому, что всё таки подпортило оценку плееру с нагрузкой — гармонические искажения.
Тут как видно, осталась неизменной первая гармоника, но выросла вторая гармоника (также добавился «частокол» последующих гармоник, но чуть ниже уровнем и можно сказать вне зоны слышимости) и тем больше выросла, чем более низкоомная была нагрузка — у 18 Омных сонек пик самый высокий, у сенхов чуть ниже и у лопухов самый низкий уровень искажения, хоть они и самые огромные из трёх — «раскачивает»:
Далее интермодуляционные искажения, тут уже два тона звучат одновременно и ситуация с ростом второй и третьей гармониками прослеживается более очевидно по двум основным тонам — чем ниже импеданс нагрузки — тем выше гармоника:
Ну и очень показательный график, отвечающий за стерео — чем сильнее взаимопроникновение каналов друг в друга, тем хуже строится воображаемая панорама, источники звука из левого и правого каналов, как-бы сходятся в центр сцены.
Наш малыш, примерно с 80дБ взаимопроникновения без нагрузки (на самом деле там килоомы), с низкоомной нагрузкой, на «сцену» оставляет всего ~ 40дБ (в высокочастотном диапазоне), а по этому ему лучше подбирать наушники с хорошей чуйкой, малыми габаритами и как можно большим импедансом — 32, 40, 64, а то и все 100 Ом — стереоэффект будет лучше:
Но и это не самое главное, что мне хотелось узнать о данном плеере.
Начал я смотреть осциллографом, как именно прорисовывает плеер «атаку» фронтов, «плакучесть» скрипок и «глубину бочки»), за это отвечает практически только ЦАП, который в данном плеере является частью SOC (System on Chip), на котором он и собран.
Приступил к процессу с меандров, чтобы понять, есть ли «сабро-звон» или «АКа-замыливание»? — и ничего подобного!
с ростом частоты дискретизации уменьшается и флуктуации, полностью и симметрично повторяя форму исходного файла
это фантастика!
даже 16кГц при 192кГц дискретизации, пытается показать не хуже современных плееров — ну просто молодчинка! Ну чем не хай рез?
Плеер честно отрабатывает свои деньги, за которые он мне достался…
И вот, я подобрался к самому интересному, что собственно уже видел на замерах RMAA — меандр для 30Гц:
полка — идеальная! На мой взгляд это самый важный для восприятия нижнего баса участок, который портят сегодня большинство производителей устройств, экономя батарейку последних.
Естественно, что я не удержался и тут-же подключил в параллель измеряемому плееру наушники — результат меня просто ошеломил! уровень и форма не изменились ни на йоту. Какой-то там «завал полки» (которым поголовно страдают современные устройства) — не смешите, тут даже уровень сигнала ни на милливольт не колыхнулся (вот что значит бас «под линейку» на RMAA выше):
высокочастотный меандр также фактически не отличим от ненагруженного:
Продолжил смотреть треугольные сигналы, уже не отключая нагрузки, чисто ради любопытства (ведь форму держит «как вкопанный»)):
пилообразные без сюрпризов
Далее, промерял максимальный уровень, который плеер смог выдать на максимальном предусилении в меню и мах. громкости — это 1.5В от пика до пика, что очень неплохой показатель для портатива, если учесть, что весом плеер с крупную фасолину — 26 грамм и может спокойно болтаться на проводе вставленных в уши IEMs
Есть конечно у плеера и некоторые особенности, возможно это только со стоковой прошивкой (кстати, промеры для V01.01.20P) — не захотел читать 24битные треки — шипит, скрипит или тишина, но за свой функционал, удобство использования и габаритны, встроенное ради и диктофон — по моему ему реально нет равных… или есть?
Напоследок, сделал промер для встроенных пресетов эквалайзера:
кстати, они практически не влияют на качество:
а также предустановки, вполне неплохо усиливающие бас и высокие:
которые вполне корректно меняют окрас звука, но лучше конечно же ими не пользоваться, а просто подобрать под свой слух и усилитель плеера — комфортные наушники. В моём случае, он как с родными, сыгрался с соньками 755 и моими ушами
На этом, с замерами пожалуй всё, плеер держит около трёх часов воспроизведения, но пока батарею менять нет желания, а есть желание промерять фактические показатели прошивки «Rockbox» и сравнить плеер со «старшим братом»
возможно и с остальными моими «коллекционными» плеерами, но это уже в последующих «сериях» (если конечно данный формат, будет иметь достаточный отклик у читателей).
Спасибо всем за просмотр, если есть замечания и рекомендации — пишите, оценивайте если хотите.
P.S.- Заменил старшего братца.