В конце 2010 года американский писатель и историк Маршалл По выпустил статью "Интернет ничего не меняет". Блогер Keddr Макс Ватралик взял на себя ответственность развить идеи По, дополнив их своими размышлениями.
Сегодня всЕ чаще можно услышать фразу: "Имея
в кармане устройство, которое позволяет нам получить доступ ко всем
знаниям человечества, мы постим в инстаграм завтраки и лайкаем сотни
котиков". Проще говоря, люди нерационально используют достижения
научно-технического прогресса. Почему так происходит? Всегда ли
человечество вело себя таким образом?
Тёмными людьми легче управлять
Правители
Древнего Египта уже понимали это. В то время, да и до средних веков,
большинство знаний накапливалось в церкви. Она обладала монополией на
знания, ибо только ей была доступна роскошь издания и перевода книг.
Монахи трудились в монастырях, проводили всевозможные исследования и
опыты – наука развивалась.
Людям же давали лишь те знания,
которые пригодятся им в хозяйстве, а чем богаче хозяйство, тем больше
налогов получит казна. Как получить хороший урожай или как обустроить
оросительную систему – этому учили народ. Согласитесь, человек, круг
интересов которого ограничен лишь сельским хозяйством и, например,
семьей, скорее всего, не станет интересоваться политикой государства,
его бюджетом или уровнем социальных благ и гарантий. Эпоха Просвещения
В
конце XVI века зарождается современное экспериментальное
естествознание. Лютер, Кальвин, Коперник, Галилей, Везалий, Кеплер,
Лейбниц, Паскаль – это далеко не полный список ученых, которые жили в
это время. Работы именно этих людей стали у истоков современной науки. В
XVIII веке наступает эпоха Просвещения. С распространением
книгопечатания и идей Реформации положение церкви заметно пошатнулось.
Теперь в университетах можно было получить не только те знания, которые
она диктовала. Люди действительно просвещались, всё больше
интересовались философией и общественными науками. Примечательно, что
восстание декабристов, американская и четыре французских революции
произошли именно в эту эпоху. ХХ век
Как
же управлять толпой, значимая часть которой уже не зависит от церкви и
читает книги (соответственно, обладает незаурядными знаниями во многих
областях науки)? Также ко всему этому прибавились и результаты
промышленного переворота – уровень благосостояния вырос, а это влечёт за
собой… Обратимся к Оруэллу: …общий
рост благосостояния угрожает иерархическому обществу гибелью, а в
каком-то смысле и есть уже его гибель. В мире, где рабочий день короток,
где каждый сыт и живет в доме с ванной и холодильником, владеет
автомобилем или даже самолетом, самая очевидная, а быть может, и самая
важная форма неравенства уже исчезла. <…> Ибо если обеспеченностью
и досугом смогут наслаждаться все, то громадная масса людей, отупевших
от нищеты, станет грамотной и научится думать самостоятельно; после чего
эти люди рано или поздно поймут, что привилегированное меньшинство не
выполняет никакой функции, и выбросят его.
На
этом этапе государства обратились к науке, которая подрывала их позиции
несколько веков подряд. В конце XIX века было изобретено радио, а уже в
тридцатых годах XX столетия оно стало основным "голосом" нацистской
власти. Громкоговорители на каждом углу непрерывно вещали речи Гитлера.
Люди даже не осознавали, насколько быстро они привыкали к радио, а их
сознание впитывало фашистские идеи.
Настало мирное время, но
потребность в радио осталась, тут же подоспело телевидение. Радио и
телевидение стали, наверное, самыми мощными инструментами управления
обществом. Во время прослушивания музыки или просмотра развлекательных
телепередач наш мозг фактически отключается или переходит в "спящий"
режим. В это же время в эфире транслируются новостные, аналитические
передачи и реклама, которые незаметно откладываются на подкорке.
Общество
"подсадили" на эти технологии. Если раньше церковь и власть обладали
монополией на знания, то теперь правительства обладают монополией на
головы. Правительства решают, что услышит, увидит и как будет думать
человек.
Тут же сразу видно отличие общества читающих
просвещенных людей от общества радио- и телезависимой толпы. Если члены
первого обладают критическим мышлением и собственным мнением, то второе
стирает эти качества из личности, подгоняет вас под те рамки, которые
установила верхушка общества. Вспомним СССР. Для
некоторых это страшная социалистическая страна, существовавшая
параллельно с развитым демократическим западным миром. Но, думаю, никто
не станет отрицать, что СССР была если не самой, то одной из самых
читающих стран того времени. Советские люди любили чтение и занимались
этим повсеместно. Радио и телевидение в СССР были не настолько
популярны.
Но каким-то образом партии удалось заставить людей
строить светлое коммунистическое будущее, несмотря ни на что. Ведь из
предыдущей части статьи совершенно ясно, что читающее общество умеет
думать, оценивать то, что происходит вокруг и оно в любом бы случае было
против действий власти. Это очередной интересный момент.
Если
на Западе людей отучали читать, то у нас попросту контролировали
ассортимент книг. Издавались те, которые поддерживают линию и взгляды
партии, а неугодные чиновникам издания пылились в ящиках. Добавьте к
этому многочисленную пропаганду, поголовное изучение "Научного
коммунизма" и получите ответ на возникший вопрос. XXI век
Популяризация
интернета. Казалось бы – вот этот инструмент, который просветит
абсолютное большинство людей. Но нет, Интернет ничего не меняет. Люди к
нему привыкли, большинство пользуется его благами. Все та же верхушка не
могла допустить того, чтобы с помощью интернета общество умственно
развивалось.
Но спрятать или скрыть знания в сети невозможно,
поэтому нас снова "подсадили". На социальные сети, котиков, фотографии
завтраков, рекламу и тому подобное. Ведь так намного легче: отключить
мозг и просто листать. Для изучения Wikipedia, iTunes, всевозможных
интервью и любых книг, которые написало человечество, нужно оставлять
голову включенной. Этой статьей я хотел призвать
читателей одуматься. Открыть глаза и осознать, что большинство из них
тратят время впустую, при этом атрофируя клетки своего серого вещества.
Сейчас перед вами действительно открыт океан знаний, поэтому я вас
прошу, если вы хлюпаетесь в лужице у берега, выбирайтесь из нее сейчас
же. Читайте, думайте, развивайтесь.
Макс Ватралик, Keddr Читать полностью: http://it.tut.by/386590
|