Техника Apple — это, как ни крути, больше, чем просто гаджеты. За время своего существования корпорация выпустила множество устройств, превратившихся в легенды электронного мира, и одним из таких продуктов, положивших начало возрождению Apple в новом столетии, стал музыкальный плеер iPod. Однако не всем известно, что за триумфом стояло множество испытаний, предшествовавших выпуску самого популярного плеера в мире. О его непростой истории — этот материал.
Дальние родственники
Принято считать, что отношения Apple с миром цифровой музыки начались со знаменитого сервиса iTunes, c помощью которого Стив Джобс в буквальном смысле оживил утопающий в пиратстве рынок. Однако первые предпосылки к расширению деятельности появились у компании ещё за два года до этого, причём привели к этому на первый взгляд не связанные с музыкой события. Именно тогда, в далёком 1999 году, основатель компании всерьёз задумался о потенциале технологии, разработанной Apple ещё в начале 90-х годов — последовательной шины FireWire. Скорость, которую обеспечивал интерфейс, значительно опережала популярную в то время USB 1.1, и Джобс задумал упростить пользователям задачу переноса видео, снятого на набиравшие популряность цифровые видеокамеры. Сказано — сделано: новое поколение iMac (“Лампа Джобса”) было оснащено «тринадцатым» разъёмом.
Однако одного “железа” для реализации идеи было явно недостаточно. Программное обеспечение, призванное сделать работу с видео посильной домашнему пользователю, изначально предполагалось заказать у Adobe. Когда компания отказалась от сотрудничества с утратившей на тот момент позиции Apple, Джобс решил пойти своим путём и поручил сотрудникам разработку фирменного ПО. Так в портфолио купертиновцев появилась программа iMovie, с которой началось воплощение концепции, получившей название “цифровой хаб”.
Для успеха новой стратегии требовалась поддержка самых разных периферических устройств, и если проблему с видеокамерами Apple уже решила, то музыкальный сегмент оставался неохваченным. К тому времени цифровая музыка уже превратилась в серьёзный тренд, и взрывная популярность сайтов вроде Napster, предлагавших каталог бесплатных треков, наглядно продемонстрировала перепуганной индустрии: за MP3 из Интернета — будущее. Примерно тогда же, в начале 2000 года, в Apple осознали необходимость заполнить пробелы в собственной экосистеме, и первым шагом в этом направлении стала покупка прав на SoundJam MP, популярное приложение для воспроизведения музыки на Mac. По условиям сделки на работу в Apple перешли также трое создателей плеера. Один из них, Джефф Роббин, был назначен руководителем команды, которая должна была написать собственную программу. Команда Роббина взяла за основу SoundJam, упростив его интерфейс и добавив возможность записи компакт-дисков, и в 2001 году мир увидел первую версию iTunes. Одной из первоочередных целей, поставленных разработчикам приложения, было позволить владельцам плееров легко и быстро загружать песни на свои устройства. И здесь-то начались большие проблемы.
Нам нужна революция
Как известно, каждому успешному продукту предшествует решение какой-либо злободневной проблемы. Рынок карманных MP3-плееров начал развиваться ещё в середине 90-х годов, однако к концу десятилетия состояние его оставалось весьма плачевным. Чтобы понять всю “прелесть” ситуации, достаточно процитировать Стива Джобса, который называл тогдашние гаджеты не иначе как “дерьмом”. К слову сказать, коллеги с ним были согласны.
Тогдашний рынок делили между собой две категории устройств. В первую входили плееры на основе всем знакомой флеш-памяти, однако объём последней не превышал одного Audio-CD. Альтернативой выступали проигрыватели, оснащённые жёстким диском, эти гаджеты были большими, тяжёлыми, а главное — неудобными: их интерфейс был совершенно не приспособлен для работы с множеством песен. Кроме того, большинство плееров оснащалось медленным интерфейсом USB, который заставлял владельца подолгу ждать завершение копирования музыки с ПК. Пара тысяч файлов запросто могли растянуть процесс до нескольких часов. Джобс таким положением дел был явно недоволен, и решением вопроса стала разработка собственного плеера, на этот раз уже аппаратного. Такое устройство, по замыслу руководителя компании, должно было легко взимодействовать с iTunes и стать дополнительным стимулом для покупки компьютера Mac. Возглавлять проект Джобс назначил Джона Рубинштейна, занимавшего тогда должность главного инженера Apple.
Проведя начальный мозговой штурм, Рубинштейн взял за основу две идеи: быстрый интерфейс FireWire для ускорения копирования музыки и миниатюрный винчестер на 5 ГБ, разработанный японской Toshiba. Этот диск мог сделать плеер от Apple меньше любого из конкурентов. В то время многие специалисты компании работали над новыми Mac, и Джону пришлось искать помощи на стороне. Воспользовавшись старыми связями, ему удалось выйти на человека, чьи навыки и опыт были достаточными для амбициозного проекта, и в январе 2001 года Джон вышел с ним на связь.
В тот зимний день будущий “отец iPod” Тони Феделл катался на лыжах, когда зазвонил телефон. На линии был Рубинштейн, и топ-менеджер пригласил Тони прийти в офис Apple, дабы обсудить новый проект. О деталях последнего Джон промолчал. Положив трубку, инженер вздохнул с облегчением — Феделл был превосходной кандидатурой. К тому времени он успел поработать в General Magic над интересной ОС для карманных компьютеров, а затем в Philips, где трудился в качестве главы отдела разработки миниатюрного Windows-ПК Nino. Там же Феделл рассмотрел потенциал портативного цифрового аудио, познакомившись с Audible — фирмой-продавцом аудиокниг, желавшей продвигать свои услуги на новом компьютере. К тому же, Тони был заядлым меломаном и диджеем, успевшим основать собственную музыкальную компанию Fuse и с нетерпением ждавшим того дня, когда ему больше не пришлось бы носить с собой всю коллекцию громоздких CD.
Fuse выпустила интересное устройство с функцией копирования аудиодисков на винчестер, но финансировать проект было слишком сложно; это и было одной из главных причин, почему Тони согласился на предложение Рубинштейна. Вскоре Apple заключила с Феделлом шестинедельный контракт, оформив его в качестве консультанта по аппаратному обеспечению. Любопытно, но в начале “новобранец” думал, что речь идёт о разработке КПК, а истинных намерений Купертино Рубинштейн не раскрывал вплоть до последних подписей.
В Apple решили, что смогут сделать плеер получше имеющихся, и меня пригласили для его разработки, — вспоминает Тони. — Каким должен был быть iPod, из каких деталей его собирать, какова итоговая стоимость аппарата — всё это было в моей компетенции.
На протяжении полутора месяцев Феделлу довелось работать практически со всеми известными ему в индустрии людьми, не обмолвившись при этом о цели проекта. Изучив продукцию конкурентов, инженер остановился на идее компактного устройства, которое было бы не только портативным, но и “долгоигращим” от одного заряда батарей. Вскоре Тони создал целых три грубых прототипа, и в апреле 2001 года, под конец своего контракта, продемонстрировал их Стиву Джобсу. Зная о высоких стандартах последнего, сообразительный разработчик сначала показал шефу два заведомо худших варианта (с флеш-памятью и съёмным носителем), а третий, оснащённый НЖМД, спрятал в бамбуковой вазе, которую Джобс держал на столе кабинета. Как и рассчитывал Феделл, придирчивый Стив одобрил последний макет. На той же встрече решилась и проблема с интерфейсом — главный маркетолог Apple Стив Шиллер вовсю расхваливал прототип колеса управления, впоследствии превратившегося в знаменитое ClickWheel. При помощи этого элемента пользователь мог перемещаться по меню с желаемой скоростью, что ярко контрастировало с неудобными кнопками “+” и ”-“ плееров-современников. Программное ускорение, усиливавшееся по мере прокрутки, обеспечивало дополнительный комфорт.
Результат стараний Феделла настолько понравился Джобсу, что тот предложил инженеру постоянную работу в Apple. Немного поколебавшись, Тони согласился, и в разгар весны 2001 года проект iPod, известный ранее под кодовым названием P-68, официально получил “путёвку в жизнь”.
На весь процесс разработки руководство Apple выделило всего шесть месяцев. В новоиспечённую команду, которой было поручено выпустить готовое устройство уже к рождественским праздникам, вошли коллеги Феделла из Fuse, а также знакомые бывшие инженеры General Magic и Philips. Помимо самих сроков, давление на Тони оказывала ситуация вокруг тогдашней Apple, сосредоточившейся на производстве Mac.
У нас не было доступа к другим ресурсам или персоналу компании, потому что они и так работали на пределе, — отмечает Феделл. — Не отказываться же от Mac в пользу iPod.
Джобс разместил команду Тони на задворках Apple, в одном из самых старых зданий кампуса, откуда её вскоре пришлось выгнать, чтобы не допустить обрушения постройки. Были и совсем курьёзные случаи. Вернувшись после капитального ремонта, весёлые ребята из числа подчинённых Феделла решили увековечить свои имена на ещё не высохших стенах здания, и один из инженеров случайно проткнул отвёрткой литиевый аккумулятор. Получившийся взрыв привёл к пожару, который служба безопасности Apple даже начала расследовать.
Работа над iPod закипела полным ходом. Некоторые важные элементы, в том числе сам звуковой процессор, пришлось заказывать у партнёров — компании PortalPlayer. Разработанные в Apple наушники также не производились силами Купертино, и ими занялись специалисты Fostex. Конструкция “капель” была выбрана не случайно: по словам Феделла, такие наушники были компактными, надёжными, а также не запутывались в длинных волосах, как это часто бывало с традиционными моделями. Что касается программной составляющей iPod, то ей занимался уже знакомый нам Джефф Роббин. Не имея достаточно времени для самостоятельной отладки ПО, Роббин обратился в соседнюю купертиновскую фирму Pixo, которая разработала базовую ОС плеера. Отвечала команда Джеффа и за новую версию iTunes, способную синхронизировать музыку с iPod. Разумеется, работы над аппаратом велись в атмосфере секретности, и многие сотрудники самой Apple не имели понятия о конечных характеристиках устройства.
Дизайн плеера, который был чуть ли не важнейшим элементом его успеха, разработал Джони Айв. Рассмотрев десятки прототипов, команда дизайнеров остановилась на простой идее: простой корпус размером с колоду карт, выполненный из белого поликарбоната спереди и украшенный стальной зеркальной крышкой сзади. На лицевой панели располагался прямоугольный дисплей, а также элементы управления (первая версия ClickWheel была оснащена механическими деталями). Корпус устройства был лишён кнопки включения, а также каких-либо болтов. Батарея была сделана несъёмной. Общая концепция дизайна iPod напоминала карманное радио производства Braun, которое разработал кумир Айва Дитер Рамс, а девизом плеера стал давний слоган Apple: просто работает.
Всё это рок-н-ролл
iPod стал для компании образцом совершенно нового устройства. Работая в основном на рынке компьютеров, Apple не имела чёткой стратегии продвижения музыкального плеера, который был рассчитан на иную, нежели у Mac, аудиторию. Для начального маркетинга купертиновцы пригласили копирайтера по имени Винни Чеко, он же и придумал плееру то самое культовое название. Как вспоминал сам Чеко, он представил себе “цифровой хаб” Джобса в виде космического корабля, с которым легко стыковалась небольшая капсула (англ. pod) — нечто вроде Shuttlepod из “Звёздного Пути”. Название понравилось Стиву, и одобрение не заставило себя ждать. Проведя серьёзнейшую работу в новой для себя области, Apple удалось прийти к целостному имиджу устройства, центральное место в котором занимали не технические характеристики, а стиль и дизайн. Из нишевого устройства музыкальный плеер превращался в неотъемлемую часть современной жизни.
Любопытный факт: осенью 2001 года, в разгар событий 9/11, самолёт с финальными образцами iPod из Тайваня приземлился на американской земле непосредственно перед тем, как все рейсы были отменены. Несмотря на возможные задержки, команда выполнила заказ в срок, и первое устройство из серии поступило в продажу уже в ноябре.
Apple iPod, переживший выпуск пяти серий и множество поколений каждой из них, разошёлся по миру почти четырёхстами миллионами экземпляров. С развитием индустрии смартфонов, ключевую роль в котором сыграл уже другой продукт компании — iPhone, популярность плеера стала снижаться, и на сегодняшний день будущее линейки, которую уже покинул “ветеран” Classic, является весьма туманным. Однако даже если предположить, что плеер всё-таки сойдёт со сцены, уступив дорогу своим “телефонным” собратьям, в сердцах меломанов этот любимец публики останется навсегда. Ведь у многих из нас он ассоциируется с самим понятием “карманной” музыки, и гордо уходя на заслуженный отдых под овации благодарных пользователей, iPod будто заявляет всем своим видом: я — легенда.
По материалам Cult Of Mac
Алекс Морелло
http://appleinsider.ru/ipod/korol-estrady-kak-nachinalsya-ipod.html