Как выбрать объектив
Георгий Полицарнов, главный редактор журнала о фотографии Prophotos.ru
Сила фотоаппаратов со сменной оптикой — в возможности подобрать объектив, который лучше всего подходит для конкретной задачи. В этой статье мы расскажем, какие бывают объективы, для чего нужен каждый тип объектива и как не ошибиться с выбором.
Первое, с чего всегда нужно начинать выбор — это фокусное расстояние. Оно определяет, насколько сильно тот или иной объектив «приближает» или «отдаляет» изображение в кадре. Объективы условно разделяются на три типа.
Широкоугольные объективы несколько «отдаляют» объекты в кадре, из-за чего позволяют включить в кадр больше пространства. Такие объективы хороши для городской, пейзажной и интерьерной съемки. Делать портреты с ними крайне нежелательно из-за искажений по краям кадра.
Угол обзора стандартного объектива близок к углу зрения человека. Это самые универсальные объективы, поскольку одинаково хорошо справляются со съемкой как пейзажей, так и портретов. Большинство объективов, входящих в комплект (kit) с фотоаппаратом, относятся именно к этому классу. Здесь нужно заметить, что продаваемая в комплекте в камерой оптика не всегда является самой качественной, резкой и светосильной. Зачастую возникает необходимость сменить ее для получения более качественных снимков. Поэтому многие фотографы покупают объектив с тем же диапазоном фокусных расстояний, что и у «китового», но с большей светосилой.
Телеобъективы — это «оружие дальнего боя». Такая оптика, подобно подзорной трубе, приближает удаленные объекты. Телеобъективы хороши для съемки репортажей, спортивных мероприятий, диких птиц и животных. За счет сильного размытия фона они неплохо справляются с художественной съемкой портрета.
Существуют и узкоспециализированные модели. Например, макрообъективы позволяют снимать небольшие предметы с очень малого расстояния. А объективы типа «рыбий глаз» (fisheye) обеспечивают угол обзора в 180 градусов, эффектно сжимая пространство.
Светосила (максимальная диафрагма) — это характеристика объектива, показывающая, насколько много света он может через себя пропустить. Это очень важный параметр, определяющий класс объектива и сферу его применения. Чем шире можно открыть диафрагму, тем больше света попадет на матрицу фотоаппарата и тем короче выдержку можно устанавливать при съемках в условиях недостаточной освещенности. К тому же более высокая светосила позволяет сильнее размывать фон на снимках, что особенно важно при портретной и предметной съемке.
Фотографу-любителю достаточно знать, что чем меньше значение числа после буквы f, тем выше светосила объектива. То есть f1.2 будет намного лучше, чем f1.8. Для «зумов» (объективов с изменяемым фокусным расстоянием) светосила и может быть как постоянной, так и переменной, например, f2.8 или f3.5-5.6. В последнем случае это значит, что в широкоугольном положении зума диафрагму можно открыть до f3.5, а в длиннофокусном — лишь до f5.6. Объективы же с переменным фокусным расстоянием и постоянной светосилой гораздо более качественные и стоят значительно дороже.
Стандартные и широкоугольные объективы могут быть с постоянным («фиксы») или переменным фокусным расстоянием («зумы»). «Зумы» удобны тем, что фотограф может оперативно менять фокусное расстояние объектива, но чем больше кратность зума (отношение максимального фокусного расстояния к минимальному), тем, как правило, ниже светосила и хуже оптическое качество: ниже резкость, больше искажений. Недорогие «зумы» с большой кратностью имеет смысл покупать лишь для любительской съемки в поездках и путешествиях. Для профессионального использования лучше предпочесть «зумы» меньшей кратности и с постоянной светосилой.
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием
Объективы с постоянным фокусным расстоянием не так удобны, но многие профессиональные фотографы предпочитают именно их. Такие объективы, как правило, намного светосильнее и обладают значительно более высокими оптическими характеристиками. За счет высокой светосилы фотограф получает более яркие снимки и возможность размывать задний план, создавая красивые портреты и предметные фотографии. Поэтому для профессиональной портретной съемки чаще всего используются именно фикс-объективы.
У каждого производителя фотоаппаратов свой стандарт крепления объектива к камере. Причем у разных серий фотоаппаратов этот стандарт может различаться даже у одного и того же производителя. Такой стандарт крепления называется байонетом. Выбирать объектив нужно среди тех моделей, которые оснащены тем же байонетом, что и ваша фотокамера. Это необязательно должен быть объектив от производителя фотоаппарата — существуют компании, которые производят качественные объективы под разные виды байонетов.
Современные камеры, даже выпускаемые с одним и тем же байонетом, могут быть полнокадровыми и неполнокадровыми (с уменьшенной матрицей). Такая же ситуация и с объективами. Есть объективы, предназначенные только для неполнокадровых камер. Они дешевле, легче и компактнее своих полнокадровых собратьев, но не могут сформировать изображение на большой матрице и потому к полнокадровым камерам не подходят. С неполнокадровыми аппаратами можно использовать любые объективы.
Сегодня почти все фотоаппараты умеют записывать видео. Однако старая оптика не всегда на сто процентов подходит для видеосъемки. Например, автофокус может шуметь, перестраиваться слишком долго или слишком резко. В объективах, адаптированных для видеосъемки, эта проблема решена применением специальных моторов автофокуса, допускающих плавную и бесшумную фокусировку. Встречаются и другие конструктивные решения, помогающие видеографам. Если в ваших планах не только съемка фото, но и запись видео, стоит предпочесть адаптированные для видеосъемки модели.
Этой функцией оснащаются многие современные объективы. Стабилизатор компенсирует колебания камеры в руках фотографа и делает статичные кадры, даже снятые на относительно длинных выдержках, более резкими. Фотографу, выбирающему между стабилизированным и нестабилизированным объективом, важно знать несколько правил.
Стабилизатор помогает только при съемке статичных сюжетов. Если движется сам объект съемки, стабилизация не сделает его резче, объект размажется из-за собственных движений. Некоторые фотоаппараты уже оборудованы стабилизатором на основе сдвига матрицы — для них вовсе не обязательно покупать стабилизированный объектив. Стабилизатор особенно актуален для телеобъективов. А светосильные фикс-объективы чаще всего не имеют стабилизации — он им просто не нужен. За счет высокой светосилы фотограф и так может вести съемку на достаточно коротких выдержках.
Несмотря на то что автофокус в зеркальных камерах появился уже более 30 лет назад, неавтофокусная оптика до сих пор выпускается. Например, профессиональным видеографам автофокус ни к чему: профессиональное видео чаще всего снимается с ручной фокусировкой, да и многие фотографы предпочитают в отдельных случаях обходиться без автоматики. Кроме того неавтофокусные объективы иногда оказываются существенно дешевле. Поэтому такая оптика до сих пор присутствует на рынке. Обязательно обращайте внимание на этот пункт характеристик объективов. Если вы новичок, лучше предпочесть современную автофокусную оптику.
|