Отвечая на все уже поступившие и возможные будущие вопросы читателей о
том, «какой навигатор посоветуете купить?», портал Kolesa.Ru решил
подготовить этот материал, который поможет правильно сориентироваться в
массе устройств и сделать свой оптимальный выбор.
В качестве небольшого вступления
заметим, что рекомендуя или критикуя тот или иной функционал, своего
мнения никому не навязываем, а рассматриваем важные для пользователя
моменты, на которых строится правильный выбор автомобильного навигатора.
Автонавигатор и пробки
Функция загрузки информации о дорожных
«пробках» - это первое, с чем стоит определиться, выбирая автонавигатор,
поскольку ответ сильно влияет на стоимость. Цены на навигаторы без
«пробок» начинаются от 2 000 рублей, а на модели с «пробками» - от 3 000
рублей за устройства, загружающие данные через Bluetooth и от 5 000
рублей за навигаторы с модулем GPRS.
Покупать навигатор без «пробок» есть
резон только в том случае, если планируется использовать устройство
исключительно для загородных поездок и в автопутешествиях. Но тем, кто
собирается пользоваться навигатором в мегаполисе, однозначно стоит
приобретать «пробочную» модель.
Здесь важно учесть разницу между
устройствами использующими модуль Вluetooth и GPRS. У тех, что с «синим
зубом» требуется наличие соответствующего телефона, причем современные
смартфоны на «Андроиде» работать по передаче «пробок» не могут. Кроме
того, каждый раз, включая навигатор, чтоб загрузить «пробки», здесь
нужно копаться в меню обоих устройств, всякий раз заново устанавливая
связь. При этом трафик, хоть и не слишком большой, но все равно идет
через SIM-карту телефона с «голосовым» тарифом, где стоимость мегабайта
достаточно высока (порядка 6-8 рублей у операторов СПб).
В свою очередь, навигаторы с модулем
GPRS, в большинстве своем имеют настройку автоматического подключения к
Сети, при которой связь устанавливается сразу же при включении
устройства и от пользователя не требуется никаких дополнительных кликов
по пунктам меню. Поскольку здесь используется отдельная СИМ-карта, то
есть возможность приобрести специальный интернет-тариф без «абонентки» с
помегабайтной оплатой в 1 рубль за 1 Мб, который есть у всех операторов
«большой тройки».
Таким образом, сравнивая устройства с
ВТ и GPRS, замечаем, что достоинством первых оказывается только более
низкая цена, и их главный недостаток — большое неудобство использования,
что делает «пробки» на навигаторах с ВТ скорее опциональной функцией.
Навигаторы с GPRS стоят дороже, но они гораздо удобнее в постоянном
пользовании.
Отдельно скажем про еще один вариант
загрузки «пробок» - специальный радиоканал ТМС, который на сегодня в
России поддерживается некоторыми моделями навигаторов Garmin. Главным
достоинством этой технологии является ее полная бесплатность, что
актуально при выезде из «домашнего» региона в роуминг — например из
Петербурга в Москву, когда цена на интернет-трафик у операторов начинает
«кусаться». Однако, как показывают наши собственные исследования и
форумы в Сети, качество «пробочной» информации по ТМС оставляет желать
лучшего и ее достоверность проигрывает данным российских навигационных
программ. Кроме того и цены на навигаторы Garmin с ТМС самые высокие среди навигаторов с «пробками» и начинаются от 10 000 рублей.
Выбираем навигационное ПО
Все «официальные» навигаторы,
продаваемые в торговых сетях и интернет-магазинах имеют
предустановленное навигационное ПО с картами, как минимум, России, но
также могут быть включены карты стран СНГ, Прибалтики и Скандинавии.
Львиную долю рынка здесь занимают навигаторы с программами «Навител» и
«Сити Гид», за которыми с большим отрывом следуют навигаторы Shturmann с
одноименным оригинальным ПО, а также девайсы с предустановленным iGo
(без «пробок») и «Прогородом».
Все эти программы устанавливаются на
навигаторы китайского производства от российских компаний —
ОЕМ-брендеров, таких как Texet, Lexand, Explay, Ritmix, xDevice - и еще
с десяток марок. Эти устройства построены на платформе Windows CE и
имеют схожие характеристики, а подчас даже и корпус.
Но их главное достоинство — наличие
предустановленных программ «Навител» и «Сити Гид» - отечественных
разработчиков, которые являются безусловными лидерами навигационного ПО в
России, предлагая пользователю наибольшую актуальность карт и
достоверность «пробочной» информации.
Еще одно достоинство навигаторов под
Windows CE – возможность, в дополнение к штатной «предустановке»,
запускать «свои» навигационные программы с карты памяти. Такой
функционал имеют сейчас, наверное, все модели таких устройств. Впрочем,
при просмотре в магазине это можно проверить — о такой возможности
говорит наличие в меню пункта под названием «Путь навигации», «Путь к
ПО» и т.п., а также слота под карту памяти microSD. Это позволяет
использовать то или иное навигационное ПО, наилучшее в конкретном
регионе — например, в Петербурге многие ездят по «Сити Гид», а в
Финляндии запускают iGo.
Отдельным отрядом выступают такие
навигаторы как Garmin, а также почти незаметные на рынке TomTom или
Navigon. Они построены на собственной оригинальной платформе, имеют свою
ОС и работают с оригинальным навигационным ПО и картами. Качество
«железа» и стабильность его работы здесь очень высоки, но вот
актуальность карт и скорость их обновления проигрывают российским
разработчикам. При этом данные устройства не допускают установку
дополнительных навигационных программ, поскольку ОС здесь закрыта.
Экран навигатора
На сегодня стандартом для навигаторов
становится размер дисплея в 5 дюймов, которым оснащается большинство
устройств с различным функционалом — «с пробками» и без. Экраны с
диагональю 4.3 еще присутствуют на рынке, но уже постепенно отходят в
прошлое, равно как и совсем маленькие в 3.7 и 3.5 дюймов, не имеющие
поддержки «пробок».
Зато в последнее время все больше
моделей с экранами в 6 и 7 дюймов, но их число пока относительно
невелико и в линейках компаний они выступают как ассортиментное
предложение. Как правило, это навигаторы без «пробок», либо с загрузкой
данных через ВТ. Стоимость таких моделей выше имеющих те же
характеристики 5-дюймовых, приблизительно на 1 500 — 2 000 рублей.
По отображающей способности экранов сейчас среди 5-дюймовых навигаторов на Windows CE
распространены дисплеи с разрешением 480 на 272 точки, считающееся
«стандартным» и разрешением 800 на 480 точек, называемым «высоким». При
прочем равном функционале, за экран с «высоким» разрешением придется
заплатить примерно на 1 500 рублей больше.
Аргументом «за» дисплей 800 на 480
служит меньшая зернистость, что дает более приятную глазу прорисовку
иконок в меню и отображение карт при навигации. Также данный экран
позволяет смотреть на навигаторе фильмы в несколько лучшем качестве, чем
стандартный.
Но стоит иметь ввиду, что при запуске
«своего» навигационного ПО на устройстве с экраном 800 на 480 часто
возникают проблемы — программа может сильно «тормозить», карты
отрисовываются с большими задержками. С дисплеями стандартного
разрешения 480 на 272 подобное происходит реже.
Кстати, важный момент, при осмотре
навигатора в магазине. Стоит непременно войти в штатную навигационную
программу и «покликать» по различным пунктам меню, чтобы посмотреть
насколько быстро программа работает. Спутники GPS в помещении прибор,
скорее всего, не найдет, но по тому, как быстро открываются-закрываются
аккаунты программы, вводится адрес, вызываются различные ее функции,
можно с большой вероятностью оценит, как ПО будет вести себя и далее. И
если навигационная программа ощутимо «тормозит», то есть смысл
посмотреть другое устройство.
Мультимедиа в навигаторе
Говоря о мультимедиа и утилитах, заметим
что набор функций на всех навигаторах под Windows CЕ практически
идентичен и лишь немного варьирует от устройства к устройству. Это
просмотр фото, чтение «книг» в формате txt, видеоплейер, игры, а также
калькулятор и календарь. Также могут добавляться «урезанные» аналоги
программ под «большую» Windows — Word, Exel, Paint, Commander.
Возможности мультимедиа и утилит
довольно слабы и рассчитывать пользоваться ими всерьез, как на нетбуке
или планшете, не стоит. Отдельно надо сказать и о функции «Интернет»,
упорно выносимую в описания на коробках и ценниках. Характеристики
платформы вкупе с браузером Explorer не позволяют работать с
современными сайтами, отчего интернет-серфинг на навигаторе невозможен
«по определению».
В последнее время появляются навигаторы
со встроенным аналоговым ТВ-приемником (за городом и во время движения
недееспособен) и с видеокамерой, способной работать в режиме
регистратора. Такие устройства не имеют поддержки «пробок», но их цена
сравнима с навигаторами, оснащенными модулем GPRS. Что нужнее и
интереснее — вопрос личных предпочтений.
Автор:
Михаил Щелоков , фото:Роман Останин.
http://www.kolesa.ru/article/2012/01/20/kak_vybrat_avtomobilnyy_navigator