Я должен признать, что солнце - одна из тех вещей в жизни, которая интригует и очаровывает меня. Когда я был ребенком, помню, как лежал на полу, глядя на небо и наблюдая, как солнце меняет свое положение в течение дня и бросает различные виды теней и отражений.
Естественный свет - это термин, который мы используем в фотографии для обозначения солнечного света. Это противоположное понятие искусственному свету, который обычно создается путем преобразования электричества в свет с помощью лампочек.
Несмотря на то, что естественный свет всегда формируется солнцем, он может сильно отличаться в зависимости от многих факторов. Время суток, сезон года, погодные условия и различные другие обстоятельства могут влиять на то, как солнечный свет достигает Земли и как он передается на фотографии.
Наша работа как фотографов заключается в том, чтобы понять, как он работает и использовать его по максимуму. В этой статье мы рассмотрим, как работает естественный свет и как его применять в макросъемке. Начнем с основ.
Качество света
Качество света - это термин, обычно используемый фотографами для обозначения «жесткости» или «мягкости» источника света.
Это качество определяется тем, как данный источник света создает переходы между светами и тенями.
Мягкий свет создает плавные переходы, в то время как жесткий свет вызывает резкие переходы между тональными областями, что делает изображение менее или более контрастным.
Основной принцип: чем больше источник света, тем мягче свет.
Это означает, что солнечный свет становится более мягким ближе к восходу и заходу солнца и более жестким к полудню из-за изменения расстояния между солнцем и землей в течение дня (и угла, под которым он попадает в атмосферу).
Слева: изображение сделано на рассвете. Справа: изображение сделано в полдень.
Направление света
Направление света относится к положению света относительно объекта. Это позиционирование определяет ширину теней, которые он создает, создавая ощущение текстуры и формы.
Основной принцип: тени падают на противоположную сторону от источника света.
Фронтальное освещение оказывает «плоское» воздействие на большинство предметов, поскольку оно отбрасывает тени сзади и нивелирует трехмерный эффект.
Боковое освещение подчеркивает текстуру объекта, поскольку оно создает боковые тени, создавая ощущение размера и объема.
Контровое освещение создает очерчивающий эффект, отделяющий объект от фона, делая его более доминирующим.
Цвет и контраст
Цвет света, баланс белого и контраст в естественном свете в основном зависят от двух факторов:
№1 Время суток влияет на положение солнца. Чем ближе солнце к горизонту, тем меньше контраст и теплее свет. Это явление происходит главным образом потому, что солнечный свет должен пересекать больше атмосферы, что дает меньше контраста и фильтрует синий свет, что приводит к желтоватому тональному эффекту. Чем ближе к полудню, тем выше контраст и меньшая вариация цвета, потому что солнце находится дальше от горизонта.
№2 Погода, которая влияет на контраст и цвет света в основном благодаря наличию облаков, которые действуют как огромный диффузор, что приводит к меньшему контрасту и синему оттенку.
Рассеянный и отраженный свет
Даже если вы не можете контролировать солнечный свет, это не значит, что вы не можете изменить его в соответствии с вашими потребностями.
Рассеянный свет достигается путём пропускания пучка света через полупрозрачную поверхность, что приводит к уменьшению контрастных и резких теней.
Отраженный свет достигается путем направления падающего света на отражающую поверхность, что приводит к изменению направления и интенсивности света.
Инструменты
Основные инструменты, такие как отражатели и рассеиватели, являются основополагающими в работе с естественным освещением. Несмотря на то, что доступно множество приспособлений для макросъемки, если вы не хотите тратить на них свои с трудом заработанные деньги, вы можете просто использовать предметы, которые, вероятно, уже есть у вас дома.
Пергамент для выпечки и алюминиевая фольга - отличные материалы для создания самодельных рассеивателей и отражателей. Просто отрежьте их того размера и формы, которые наилучшим образом соответствуют вашим потребностям.
Материалы для рассеивания света варьируются от нейлона до полупрозрачной бумаги, пластика или акрила. Вот хороший пример макросъемки монетки с прямым боковым естественным светом и с рассеивателем из пергамента.
Слева: прямой солнечный свет сбоку. Справа: рассеянный солнечный свет сбоку.
В этой конкретной ситуации рассеиватель выступал в качестве смягчителя света и отражателя, создавая блики, которые придают объем гравировке монеты.
Добавление большего количества света
Несмотря на то, что солнечный свет – единственный источник света, вы можете легко имитировать дополнительные пятна света с помощью отражателя. Взгляните на этот пример старых карманных часов, сфотографированных с естественным солнечным светом.
Несмотря на то, что свет на лицевой стороне часов хорош, остальное просто исчезает до черного цвета, делая поверхность плоской. Еще одно световое пятно действительно поможет получить правильный объем изображения. Поэтому мы должны добавить зеркальное отражение на противоположной стороне основного источника света для лучшего очерчивания объекта.
И вот окончательное изображение
Этого небольшого отражения с помощью зеркала на левой стороне было достаточно, чтобы создать правильный объем и дать изображению глубину и атмосферу.
Такие отражения могут быть созданы с использованием различных типов материалов. Зеркало, подобное тому, которое используется в этом изображении, дает узкое и интенсивное отражение. Хотя материалы, такие как алюминиевая фольга, создают более обширное отражение, которое можно распространить в разных направлениях, если согнете фольгу.
Белые поверхности, такие как картон, также являются хорошими отражающими материалами, которые дают более мягкое и менее контрастное отражение, чем алюминиевая фольга.
Отделение от фона
В фотографии есть много факторов, которые могут влиять на отделение объекта от фона: фокусное расстояние, диафрагма, расстояние между объектом и его фоном и освещение.
Но поскольку макросъемка является таким специфическим типом съемки, которая происходит в очень маленькой области, то все эти факторы становятся критическими, поскольку каждое небольшое изменение приводит к большой разнице в финальном изображении. Так как фотографируемая сцена очень увеличена, становится очень сложно использовать камеру с рук. Штатив и кабель для спуска затвора должны быть обязательны для макросъемки.
Самым большим устрашением в мире макросъемки, без сомнения, является глубина резкости. В основном область фокусировки настолько мала, что минимальное изменение расстояния до объекта или диафрагмы приводит к ошибке. Эта небольшая глубина резкости также может использоваться в качестве преимущества для отделения объекта от фона.
Оба эти изображения были сфотографированы в том же положении с 100-миллиметровым макрообъективом. Разница здесь - глубина резкости, создаваемая разными диафрагмами.
Слева: f / 32. Справа: f / 11.
Изображение слева переполнено информацией. В то время как на изображении справа объект отделен от фона, что делает его более простым и привлекательным для глаз.
Другой способ отделить фон - использовать положение источника света.
Это изображение было выполнено с использованием простого монохромного фона и контрового света, который создает пересвет на заднем плане и тем самым выделяет основной объект.
Сочетание естественного света со вспышкой
Иногда естественного света просто недостаточно для изображения, которое вы хотите создать. Смешение естественного света со вспышкой - непростая задача, так как вспышка обычно пересиливает естественный свет, придавая изображению искусственный вид.
Однако смешивание правильного количества этих слишком ярких источников может дать интересные результаты.
Это изображение было сделано с использованием кольцевой вспышки, которая создавала зеркальные блики в каплях воды, и более короткой выдержкой, которая позволяла заднему плану захватывать естественный свет.
Этот результат может быть достигнут только благодаря соединению этих двух источников света. Использование только естественного света приведет к тусклым каплям воды без сияния, и искусственному свету, если бы использовалась только вспышка.
Сочетание естественного света с LED-лампой
В последние несколько лет светодиодный свет стал ценным ресурсом для фотографов, которые хотят использовать непрерывный свет, но не хотят иметь дело с лампами накаливания или флуоресцентными лампами и всеми связанными с ними проблемами.
Светодиоды очень энергоэффективны, так как они преобразуют около 80% энергии, которую они используют, в свет, в то время как лампа накаливания преобразует только около 20%. Они также не генерируют много тепла и доступны во многих цветах.
Это изображение было создано путем сочетания естественного утреннего света из окна, а также простого и недорогой LED-фонарика с белым светом.
В изображении использовалась техника рисования светом с 2-секундной экспозицией. Перемещение фонарика в верхней части создало текстуру и синие оттенки, в то время как рассеянное контровое освещение из окна освещало еду.
Заключительные мысли
Я думаю, что свет в фотографии - это не то, с чего вы начинаете, а то, что вы из него делаете. Как только вы поймете правила, вы можете приспособиться к тому, что у вас есть, и превратить условия плохого освещения в прекрасные изображения.
Не бойтесь экспериментировать, так как метод проб и ошибок - лучший способ добиться успеха. Использование естественного света, в конце концов, бесплатно и каждый день наверняка отличается!
Автор: Ivo Guimaraes
Перевод: Татьяна Сапрыкина
https://profotovideo.ru/uroki-fotografii/kak-ispolzovat-estestvenniy-svet-v-makrofotografii