Интервью лидера проекта CentOS о сделке с Red Hat
Наверное, вы помните, что в начале этого года СentOS и Red Hat объявили об объединении своих усилий. Однако, в русскоязычных новостях не раскрывалась суть этого партнерства, которая заключается в том, что CentOS из просто «RHEL без поддержки» становится намного более широким проектом. CentOS становится платформой для целого спектра открытых технологий. Тогда, в январе, я кое-что перевел «для себя», но так как с тех пор никакой внятной информации на русском языке так и не появилось, решил опубликовать перевод интервью с лидером проекта CentOS. (Внимание, после статьи опрос.)
За 10 лет, которые прошли с момента запуска проекта CentOS, у него не было ни попечительского совета, ни юристов, ни какой-либо коммерческой деятельности. Разработчики, которые создавали «RHEL от сообщества», работали бесплатно (хотя кое-кто зарабатывал на консультациях в частном порядке). У проекта было только несколько сотен долларов на счете в банке, для организации мероприятий и печати футболок с символикой CentOS. Разработчики делали то, что им самим сегодня было нужно, без попыток заглянуть в технологии, которые придут завтра.
Но все это изменилось после новости о том, что в проекте CentOS будет участвовать и сама Red Hat, говорит Каранбир Сингх Karanbir Singh, лидер проекта CentOS и один из четырех разработчиков, которые благодаря новому сотрудничеству переходят на работу в Red Hat. Впервые разработчики будут работать над CentOS профессионально и это «сдвинет парадигму» проекта и его участников, сказал Каранбир.
Red Hat предоставит ресурсы и инфраструктуру для проекта. А CentOS, со своей стороны, станет стабильной платформой для расширения сферы применения технологий Red Hat, это касается как RHEL, так и другого ПО, говорит Сингх.
«Мы будем работать над тем, чтобы другие проекты могли успешно работать с CentOS» — говорит Сингх. «Мы не будем разрабатывать какие-то новые фичи. Мы наоборот, хотим подтолкнуть разработчиков других проектов к тому, чтобы они сами могли сделать нужную им сборку CentOS, без необходимости изучать все тонкости построения iso-образов дистрибутива».
В этом интервью Сингх рассуждает о сотрудничестве CentOS и Red Hat; о том, что сейчас ожидать от проекта; о роли Red Hat в сообществе; о возможностях, которые дает партнёрство; а также о его ощущениях от работы над CentOS в качестве профессионального разработчика.
С чего началось это партнерство? Действительно ли вам просто в один прекрасный день позвонили юристы из Red Hat (как вы шутили в Twitter)?
Да, не легко было найти ответ, когда из Red Hat мне позвонили с вопросом: «С кем мы говорим? Могли бы вы соединить нас с кем-нибудь, кто уполномочен обсуждать юридические вопросы?». У нас нет коммерческих интересов, поэтому нет ни юристов, ни юридически оформленного лица для партнерства. Red Hat пришли для того, чтобы вывести проект на новый уровень, обеспечив ресурсами и помочь нам достигнуть целей проекта. Если точнее, мы хотим объединить наши усилия.
Что позволило вам объединить силы? Изменилось ли что-нибудь в ваших отношениях с Red Hat?
Многие люди, кажется, думают, что наши отношения с Red Hat были напряженные, но это не так. Мы всегда «опирались на плечи» сотрудников Red Hat, мы брали то, что разрабатывали в Red Hat и пытались сделать эти технологии доступными для каждого.
Но одна из наших проблем, заключалась в том, что мы не могли защититься от юридических вопросов. Допустим, если кто-то вдруг забыл бы удалить торговую марку, то это привело бы к серьезному нарушение закона. Единственный способ, которым мы могли избежать подобной ситуации, это работать над проектом организованной группой без юридического лица. Одним из моих самых больших нареканий было то, что проект CentOS не мог работать публично, потому что появление формальной организации могло бы привести к непредсказуемым юридическим последствиям.
Одно из плюсов сотрудничества с Red Hat это то, что теперь мы можем снять юридические вопросы и стать намного более открытыми.
Что значит «стать намного более открытыми»?
Раньше был только один способ попасть в команду CentOS — сперва сообщество должно было выдвинуть вас в QA-команду. Вас должны были знать другие участники проекта несколько лет, у вас должно быть много ответов на форуме и отсутствие коммерческого интереса, тогда вы могли пройти в QA-команду. И только после работы в QA-команде, вы попадали в число основных разработчиков и получали привилегированное положение с доступом к серверам.
Но теперь это всё остается в прошлом. Мы увеличиваем основную команду проекта с 6 до 15-ти человек, а QA-команду с 60 до 70 человек и есть ещё одно качественное изменение — что меня очень воодушевляет — люди из других проектов, которые пытаются делать что-то свое на базе CentOS, могут прийти и работать над своей задачей вместе с нами.
Как другим проектам начать работать с CentOS?
Мы все еще работаем над деталями, но главная идея в том, что мы хотим видеть разные варианты CentOS. Другие проекты могут добавить свои «слои» или компоненты и настроить систему так, чтобы получился их собственное решение, например для VOIP, хостинга, облачных вычислений, хранения данных и т.д.
Первоначально мы обсуждали с Red Hat то, что в идеале нужен один проект, который бы в несколько шагов становился каким-либо из вышеперечисленных решений на базе CentOS. Мы планировали, что за первые полгода появится шесть таких решений. Но за первые 24 часа мы получи 7 вариантов, а потом ещё три.
Однако, к таким вариантам есть одно требование — чтобы каждый из них мог стать полноценным решением необходимо существование хорошей команды разработки. Мы все должны быть уверены в его дальнейшем развитии. Сейчас есть очень много обсуждений того, что и как должно быть.
Что вы слышите от проектов, которые хотят работать с вами?
Если оглянуться на несколько лет назад, то можно заметить, что многие разработчики нашли в CentOS стабильную операционную систему для своего ПО, но отсутствие SLA и каких-либо гарантий останавливало их от широкого использования CentOS. Теперь они примут наш проект в свою экосистему и вместе с нами будут реализовывать нужные им доработки в CentOS. Они будут знать историю каждой ошибки, каждой фичи и каждого патча.
Этот вариант позволит им идти вместе с проектом CentOS. Они будут сопровождать только то, что необходимо им самим, не беспокоясь о других частях системы. Похожим образом 40 различных проектов могут использовать Apache, но только один человек нужен, чтобы поддерживать Apache, а все остальные могут сосредоточиться на своих задачах.
А какие преимущества получит CentOS от этого партнерства?
К нам придут новые люди и мы сможем вместе расширять экосистему. Есть очень много вещей, перспектива которых была бы весьма сомнительной, если бы все оставалось как раньше. Людям, которых мы лично не знаем, было очень трудно участвовать в проекте. Теперь эти барьеры разрушены.
Как вы считаете, что измениться в организационном плане?
У нас были некие уровни организации, но не до такой степени, чтобы получился полноценный попечительский совет для управления проектом. Очень здорово, что в Red Hat понимают, как устроено OpenSource-сообщество. Например, каждый день сотрудников Red Hat легко можно встретить в IRC и задать какие-то вопросы. Теперь наши процессы и процедуры станут более четкими и прозрачными, это касается как доступа к инфраструктуре, так и кода. В ближайшие несколько месяцев каждый сможет участвовать в проекте и принимать решения вместе с нами.
Мы не были сообществом, ориентированным на получение преимуществ ПО, мы были сообществом, ориентированным на борьбу с проблемами. Восемьдесят пять процентов времени мы занимались одними и теми же вещами. Другими словами, только 15 процентов времени мы делали что-то новое, важное для сообщества разработчиков.
Изменения, которые происходили в проекте, появились там не потому, что у кого-то была большая идея о необходимости этого в будущем. Они были направленны на решение проблем, которые есть сейчас. Например, многие пытаются построить IaaS или адаптировать CentOS для каких-то других перспективных технологий. Наш подход состоял в том, что если они достаточно умные для развертывания подобных систем, они точно не нуждаются в нашей помощи.
Проект CentOS в том виде, в каком он есть сейчас останется неизменным, но мы будем работать над тем, чтобы другие проекты были успешными с нами. Мы не хотим приносить в платформу какие-то новые фичи. Мы хотим сделать простым, насколько это возможно, внесение и построение того, что нужно вам, чтобы вы могли сделать свою сборку CentOS, без необходимости изучать все о создании iso-образов дистрибутивов линукс. Люди будут вместе работать над схожими проблемами.
Станет ли CentOS полигоном для новых технологий в RHEL, как предположили некоторые комментаторы?
Думаю, в некотором смысле, да. Однако, было бы ошибкой думать, что это будет полигон именно для RHEL. Скорее, это будет похоже на фундамент для широкого спектра открытых технологий. Мы создаем устойчивую платформу, которую вы можете взять как основу и не опасаться того, что она станет причиной ваших проблем. Нет ничего, что ограничивало бы нас разработками Red Hat. Например, мы видим большой потенциал сотрудничества с Xen Project и Red Hat пока не участвует в этом.
Мы надеемся, что плоды нашей работы найдут свое место и в RHEL, но мы серьезно настроены на то, что бы платформа не ограничивалась спецификой RHEL.
Релиз CentOS 6.5 состоялся в декабре — что насчет следующего релиза? Как на него повлияет новое партнерство?
Не смотря на то, что я теперь работаю на Red Hat, я не посвящен в то, что они думают о планах релизов. Поэтому, в течении нескольких следующих месяцев совет проекта CentOS опубликует собственную «дорожную карту». Основная линия, ядро проекта, останется неизменным. Ну а различные проекты, с которыми мы будем сотрудничать, смогут написать свои «дорожные карты» для своих вариантов CentOS (основанные на плане релизов этих проектов).
Самое главное, мы попытаемся добиться того, чтобы в инсталляторе CentOS пользователи смогли выбрать, какой из существующих вариантов CentOS они хотят установить. Но это пока в «списке пожеланий», который нужно более четко определить перед разработкой.
Какие ваши личные планы в Red Hat — что вы сможете сделать в компании из того, что не могли бы сделать, оставаясь независимым разработчиком?
Десять лет назад, когда мы только собирались запустить проект, нашей целью было 300 пользователей, и эта цифра казалась нам фантастической. В то время, с нашей точки зрения, этого было бы достаточно для успеха. Теперь мы определяем успех как создание чего-то, что развернет нас к подходу, ориентированному на пользователей. Мы думаем о том, как это работает, где работает и в целом, насколько хорошо это получилось с точки рения пользователей.
Я никогда ранее не работал на большую OpenSource-компанию, но я надеюсь внести подход «взгляда пользователя» в Red Hat. Я буду стараться ориентироваться на сообщество пользователей и за счет этого, надеюсь лучше управлять проектом.
С другой стороны, не так уж много изменилось. Они прислали мне телефон и ноутбук. Я считаю большой честью то, что теперь у меня есть возможность сосредоточится на CentOS.
Теперь, вы хотите немного отдохнуть или наоборот, получить больше удовольствия от своей работы?
У нашего проекта никогда не было денег. У нас есть банковский счет, но на нем никогда не было больше пары сотен долларов, которые мы тратили заказ футболок с нашей символикой для различных мероприятий. Впервые есть группа людей, которые профессионально работают над CentOS, как над платформой.
Раньше, некоторые из нас шли на свою основную работу, а потом работали ещё 40 часов в неделю над CentOS. Но вы не сможете долго выдержать 80-часовую рабочую неделю, поэтому причина, по которой я согласился работать в Red Hat не в том, что мне предложили большую зарплату, а в том, что я хочу заниматься именно разработкой CentOS.
Вы писали в Twitter: «Я думаю, что это отличная возможность для Red Hat доказать, что они беспокоятся о том, чтобы их подход к взаимодействию с сообществом был бы открытым, прозрачным и сфокусированным на нуждах пользователей». Как они могут это сделать?
Это сложный вопрос. Вот у вас есть некоммерческий проект, управляемый сообществом, который неожиданно получает поддержку. Теперь у нас есть доступ к некоторым ресурсам, мы можем рассчитывать на людей, которые доступны в рабочее время или какие-то серверные мощности, например. Это меняет парадигму проекта, но мы хотим сохранить проект в существующем виде.
Вы не почувствуете разницу в сравнении с тем, что мы делаем сейчас. Если же будут какие-то возражения, давайте открыто обсудим их после первого полугода нашей работы. В Red Hat готовы взять на себя бремя того, чтобы была учтена точка зрения всех участников сообщества.
Как вы думаете, как это партнерство отразится на отношениях Linux-сообщества и Red Hat?
Я думаю, хорошо отразится. Red Hat уже вкладывают очень много в Linux. Многие отзывы, которые я получаю от людей, работающих в Red Hat, как от руководителей высшего звена, так и от начинающих разработчиков говорят о том, что они ценят нашу работу, что внутри компании силен дух открытости и сообщества. Люди, работающие вне Red Hat, в действительности не понимают, насколько OpenSource-мышление укоренилось в этой комании.
Хотите ли вы ещё что-нибудь сказать Linux-сообществу?
Присоединяйтесь к нам
http://habrahabr.ru/post/224839/
|