Когда я фотографировал прекрасные пейзажи национального парка Глейшер на рассвете, я понял, что некоторые фильтры могут быть весьма полезны для получения хорошего результата в пейзажной фотографии. Некоторые фотографы думают, что встроенные инструменты в Lightroom и Photoshop могут имитировать эффект фильтра, делая его ненужным в цифровой век. Но некоторые фильтры на самом деле никогда не смогут быть смоделированы программным обеспечением, а другие помогают получить еще более качественный результат при постобработке.
Поляризационный фильтр
Поляризационный фильтр является обязательным инструментом для пейзажной фотографии. Как правило, это первый фильтр, который покупают фотографы-пейзажисты, чтобы улучшить свои фотографии и добавить им яркости и контрастности. Поляризатор может уменьшить отражение от предметов, как вода или стекло, и может быть использован для затемнения неба, выделения облаков и даже уменьшения атмосферного тумана, делая сцену гораздо более яркой. Для всех нормальных объективов, у которых впереди есть резьба, вы можете приобрести круглый поляризационный фильтр, также известный как «круговой поляризатор». Его очень легко использовать и, присоединив его к объективу, все, что вам нужно будет сделать, это повернуть его по или против часовой стрелки для различной степени поляризации. Поляризационный фильтр работает, блокируя определенные световые волны, попадающие в объектив. Прокручивание поляризатора позволяет пропускать некоторые типы световых волн одновременно блокируя другие. Таким образом вы можете превратить небо из светло-голубого в темно-синее или увеличить/уменьшить отражение простым прокручиванием фильтра.
На протяжении многих лет я использовал B+W поляризационный фильтр (белее дешевый вариант), но недавно попробовал Singh-Ray Warming Circular Polarizing Filter для своих пейзажных работ. Я считаю, что оба они хорошо справляются с работой, но должен сказать, что Singh-Ray мне понравился больше, так как он пропускает больше света, что бесспорно является преимуществом при съемке с рук.
Нейтрально серый фильтр
Вы вероятно видели фотографии текущей воды или водопадов, которые выглядят очень гладко и напоминают туман. Такой эффект может быть достигнут, когда камера установлена на штатив и используется очень длинная выдержка. В условиях дневного света даже уменьшение ISO и увеличение F-числа не позволяет задать такую длинную выдержку. Единственным решением в этих ситуациях есть уменьшение количества света, попадающего в объектив, и вот где нейтральный фильтр вступает в игру. Он уменьшает количество света, попадающего в объектив, и таким образом увеличивает время экспозиции. Как и в случае с поляризационным фильтром, эффект нейтрального фильтра нельзя воспроизвести при постобработке. Вот пример изображения водопада, которое я сделал с использованием нейтрального фильтра:
NIKON D3S + 24-70 мм f/2.8 @ 28 мм, ISO 400, 25/10, f/11.0
Есть много видов фильтров нейтральной плотности. Некоторые пропускают меньше света, чем другие, обозначенные в F-шагах. В прошлом я использовал целый ряд различных фильтров и пришел к выводу, что Singh-Ray’s Vari-ND работает лучше всех, потому что я могу изменять количество света, попадающего в объектив, простым прокручиваем. Но надо сказать, что он совсем недешев. Если вы ищете менее затратную альтернативу, то B+W 77 мм 1.8 ND MRC прекрасно подойдет.
Градиентный нейтральный фильтр
Градиентные нейтральные фильтры необходимы в тех ситуациях, когда небо гораздо ярче, чем передний/задний план. Поскольку соотношение неба и переднего/заднего плана может меняться в зависимости от композиции, большинство градиентных нейтральных фильтров выполнены в форме прямоугольника. Таким образом, эти фильтры используются либо с держателем, либо его нужно держать рукой перед объективом. Преимущество использования держателя в том, что вы можете сложить несколько фильтров и не беспокоится о центровке. Недостатком же является возможное виньетирование, так что будьте осторожны при использовании широкоугольных объективов с фокусным расстоянием меньше 35 мм. Вот фотография, сделанная с 2-шаговым (0.6) GND фильтром для затемнения неба:
NIKON D7000 + 40 мм f/2.8 @ 40 мм, ISO 100, 1/200, f/8.0
Эти держатели бывают многих видов и лично я использую систему Lee – она прекрасно подходит как к полнокадровой камере, так и кроп-сенсорной. Что касается фильтров, то их выбор даже больше: плавный градиентный нейтральный фильтр, жесткий, реверсный, с различной интенсивностью и от разных производителей. Если вы не уверенны, какой покупать, то я порекомендую вам начать с 3-шагового (0.9) плавного градиентного фильтра фирмы Lee. Я использую его очень часто, и он прекрасно уменьшает количество света в сцене. Более дешевые держатели и фильтры производит компания Cokin, которая предлагает три разных размера систем: A, P и X-Pro/Z-Pro (от меньших к большим). Я рекомендую взять хотя бы держатель Cokin P, хотя я бы не использовал что-то меньше, чем Cokin X-Pro/Z-Pro для полного кадра. Cokin производит прекрасные и доступные наборы и для серии Cokin P, и для Cokin X-Pro/Z-Pro.
А теперь важный вопрос – может ли эффект градиентного нейтрального фильтра быть воспроизведен при постобработке. Да и нет, это зависит от интенсивности света и применения техник HDR и режимов наложения. В ситуациях, когда небо не совсем потеряно и вы снимали в RAW, вы можете использовать фильтр нейтральной плотности в Lightroom и восстановить множество деталей – до двух полных шагов можно восстановить в большинстве случаев. Но что на счет случаев, когда небо потеряно? Многие люди утверждают, что градиентный нейтральный фильтр не понадобится в этих ситуациях, так как они могут брекетировать снимок и получить очень хороший результат с HDR и техниками наложения. Это правда, но наложение и HDR не всегда работают хорошо, особенно при ветреной погоде. Лично я стараюсь держаться подальше от HDR, с ним трудно получить реалистичный результат. Так что лучше использовать фильтры, чем тратить время на постобработку в попытках восстановить утерянные детали. Но все люди разные, и я знаю, что некоторые фотографы не согласятся со мной на этот счет.
Перевод: Татьяна Сапрыкина
https://profotovideo.ru/filtri/filtri-kotorie-obyazatelno-nuzhno-imet-dlya-semki-peyzazhey