Тенденции рынка зеркальных фотокамер таковы, что сегодня всего три компании продолжают активно выпускать зеркалки – Canon, Nikon и Pentax, остальные производители частично или полностью перешли на производство беззеркальных фотокамер или вообще начали производить другие изделия. Зато эти три компании продолжают расширять свой модельный ряд, анонсируя новые и новые модели зеркалок любительского уровня, и разобраться в этом многообразии не то что новичку, да и специалисту непросто, тем более, что чаще всего по функционалу эти модели отличаются между собой весьма незначительно, а вот разница в цене между ними весьма существенная.
Главный вопрос – что купить начинающему? Как приобрести хорошую надёжную качественную технику, и при этом не нанести вред семейному бюджету? Наши новые тесты зеркалок начального уровня как раз и призваны дать ответ на этот вопрос.
И правда, выбрать непросто, тем более что по своим техническим характеристикам камера Canon EOS 1300D выглядит отнюдь не бюджетной, а весьма продвинутой и функциональной – здесь и матрица разрешением 18 Мп, и быстрый процессор Digic 4+, и встроенный модуль Wi-Fi с поддержкой NFC, и 14-битный RAW, и различные автоматические режимы, и функция брекетинга экспозиции, и совместимость с огромной линейкой объективов Canon, всё это в компактном лёгком корпусе по привлекательной цене – чем не лучший выбор? Сегодняшний наш обзор Canon 1300D сможет помочь этот самый выбор сделать.
Наша передача ФотоОгонь!
В видеофильме кратко рассмотрены эргономика камеры Canon 1300D, принципы настройки основных режимов, приведены примеры съёмки фото и видео. Фильм снят авторами и является приложением к данной статье.
Предлагаем подписаться на наш канал ФотоОгонь!, чтобы всегда быть в курсе всех обновлений.
Методика тестирования
Все тестовые фотографии сняты на зеркальную фотокамеру Canon EOS 1300D (Rebel T6), прошивка 1.0.1, в комплекте с объективом EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II, карта памяти Kingston SDA3/32GB. В большинстве случаев фотографии сняты в формате RAW, проявка в Adobe Lightroom 6.6 и приводятся без художественной обработки, как были сняты на камеру, для портретов была проведена необходимая ретушь.
Эргономика
Для российского рынка камера называется «1300D», она же может называться «Rebel T6», что вносит путаницу, так как в интернет-магазинах зачастую продаётся и под таким названием – это комплект для Северной Америки, и в коробке не будет инструкции на русском языке, только на английском. Второе неудобство такого комплекта – зарядное устройство здесь будет LC-E10, для него понадобится переходник для наших розеток (для России предназначено LC-E10E, которое комплектуется правильным кабелем питания). Третье неудобство – гарантия будет скорее всего интернет-магазина. Каким образом Rebel T6 попадает на наш рынок – вопрос интересный, однако если вы купили такой комплект, программное обеспечение и инструкцию на русском языке придётся скачать с сайта Canon. Насчёт языка интерфейса в Rebel T6 опасаться не следует – с русским здесь всё в порядке. Внимательные читатели уже заметили, что нам на тестирование достался именно такой комплект.
Берём в руки камеру – ЩЁЛК! Звук затвора напоминает пулемёт, он громкий, с металлическими нотками, особенно это слышно при серийной съёмке. Как будто камере очень трудно, она устала и просит оставить её в покое.
Звук подтверждения автофокуса (на жаргоне «бип») очень громкий, причём громкость бипа никак не настраивается; хорошо, что этот бип при желании можно отключить в меню. Громкий БИП и сразу за ним громкий ЩЁЛК – и так несколько раз – втихаря поснимать не выйдет однозначно!
Корпус камеры сделан из пластмассы, он шершавый и не особо приятный на ощупь, как будто покрыт бархатным картоном, из которого мы в детстве клеили аппликации. Современные дети больше в айпады тыкают, а лично у меня сохранилось воспоминание от прикосновения к шершавой цветной бумаге, и корпус камеры вызывает похожие эмоции. Он выглядит хрупким, и постоянно боишься его поцарапать. Знаете, как иногда говорят фотографы – кинул в сумку камеру, пару линз и помчался снимать рассвет, – при таком обращении камеры хватит рассвета на два или три.
А вот что в корпусе сделано хорошо – это хват. Вообще говоря, хват в современных зеркалках, наверное, доведён до совершенства эргономики – камеру держать в руках очень удобно, она сбалансированная и никуда из рук не денется. Особенно классно выполнено место под большой палец – прорезинено и с упорами по сторонам. Благодаря пластмассовому корпуса камера очень лёгкая, почти невесомая, можно целый день носить её на шее, тяжести и усталости не ощущается.
Видоискатель в камере вполне удобный, с подстройкой диоптрии. Его основной минус – видоискатель покрывает примерно 95% кадра, и в результате композиция снимков может получиться не совсем такая, как задумывал фотограф при съёмке – в кадр могут попасть лишние детали, лицо человека на портрете будет немного ниже, чем нужно.
В камере нет датчика автоотключения монитора при поднесении к лицу для визировании по видоискателю, однако монитор можно запросто выключить кнопкой Disp, и он не будет мешать снимать. Вообще говоря, кнопка Disp удобно расположена под большим пальцем и весьма полезна – при просмотре снимков она позволяет отображать или скрывать различную служебную информацию о файле. Экранчик не поворотный, не сенсорный, зато имеет высокое разрешение почти миллион точек, и это много – без лупы эти точки не рассмотреть при всём желании. Угол обзора около 180 градусов, экран неплохо ведёт себя на ярком солнце, к тому же его яркость настраивается в меню. Добротный функциональный экран, яркие естественные цвета, главное, что они весьма точно передают картинку – очень близко к тому, что мы увидим на мониторе компьютера.
Все основные кнопки управления выполнены заподлицо с корпусом камеры и тактильно почти не ощущаются никак, однако нажимаются с вполне ощутимым щелчком. А вот кнопки уменьшения и увеличения заметно выпирают из корпуса, имеют большой ход и нажимаются излишне мягко, им как раз этого щелчка не хватает. После нескольких активных фотосессий к кнопкам управления привыкаешь и никаких неудобств они не вызывают. Довольно необычно расположена кнопка подъёма вспышки – никак не ожидаешь увидеть её рядом с кнопкой спуска затвора.
Кнопка включения режима Live View расположена максимально удобно, под большим пальцем, она большая, упругая и как будто просит – нажми меня! На эту же кнопку назначена функция старта и стопа записи видео, об этом подробнее поговорим ниже, в параграфе про съёмку видео.
Меню в камере стандартное кэноновское, и всем, кто снимал на камеры Canon, будет привычно и комфортно. Пункты меню логично сгруппированы по разделам, к тому же меню интерактивное – для настройки параметров видео нужно выбрать режим видео на колесе выбора режимов, иначе можно до посинения искать в меню эти параметры. Главный информационный экран прост, понятен и удобен – буквы и цифры крупные, управление элементарное, разберутся все.
Главный информационный экран
Меню настроек
Минусом эргономики можно назвать тот факт, что слот для карты памяти SD находится в батарейном отсеке, а не в рукоятке справа, как у многих зеркалок, это будет весьма неудобно при съёмке со штатива – чтобы вынуть карту памяти, для некоторых моделей штативов нужно будет каждый раз откручивать каблучок штатива. Нам повезло – у нас отсек всё же открывается, и был бы каблучок Manfrotto на пару миллиметров пошире, – не открылся бы. Особенно это будет неудобно в студии, когда фотограф постоянно отсматривает получившиеся кадры на ноутбуке, переписывая файлы с помощью картридера. Это существенный аргумент в пользу съёмки напрямую в компьютер, благо камера совместима со всеми популярными программами, о чём пойдёт речь ниже.
В камере есть разъём HDMI, он позволяет комфортно просматривать отснятый материал на телевизоре, также можно при съёмке вывести картинку на большой экран и удобно настраивать композицию и фокус. Несжатое видео по HDMI камера отдавать не умеет, да и от бюджетной модели этого вряд ли кто-то ждёт. К слову, бюджетные зеркалки Nikon это позволяют делать.
Съёмка портрета
Портрет днём
При хорошем освещении снимать на камеру 1300D портреты – одно удовольствие. Камера лёгкая, почти невесомая, фокусируется по видоискателю быстро и чётко, снимки получаются яркими и резкими. Посмотрите, какие портреты мы сняли на 1300D в ходе нашего тестирования.
Портрет в помещении
В камере есть специальная настройка автобаланса белого «Приоритет белого» для съёмки с лампами накаливания (AWBW, Auto White Balance White), она позволит сделать снимки более естественными и симпатичными, а не желтыми и блёклыми, которые, как правило, и выходят при съёмке в кафе или дома. Включается эта настройка весьма своеобразно, и методом тыка, особенно в спешке, на неё попасть шансов мало.
Делать надо так:
На джойстике нажать кнопку баланса белого
Выбрать AWB
Нажать Disp. Помните, выше говорилось, что эта кнопка весьма полезная?
Выставить AWBW
Камера даже на всякий случай даёт подсказку на экранчике для чего этот режим.
AWB
AWBW
Настройки:
Настройки баланса белого
Включение режима приоритета белого
Вспышка
В отличие от камер Nikon, здесь нет настройки вспышки «заполняющая» и «медленная синхронизация». В режиме приоритета выдержки она заполняющая, в приоритете диафрагмы – медленная синхронизация. Есть подстройка силы импульса, она нам не пригодилась, есть функция снижения эффекта «красных глаз», которая может быть весьма полезна при съёмке в помещении. Однако мы эту функцию тоже не использовали, почти все кадры получились без красных глаз, в брак ушёл только один.
Встроенная вспышка, приоритет диафрагмы
Встроенная вспышка, приоритет выдержки
Настройки:
Управление вспышкой
Настройки вспышки
Внешняя вспышка
Разумеется, камера 1300D прекрасно совместима с внешними вспышками Canon, и наша 580 EX II отлично работала в режиме TTL. Надеемся, никому не нужно рассказывать преимущества внешней вспышки, про то, что у нее головка вращается, что её можно направить в потолок, в отражатель, да и вообще более гибко рулить светом, нежели со встроенной. Вот несколько примеров съёмки с внешней вспышкой 580 EX. В этот раз у нас не будет ночных портретов, так как в Питере как раз был самый разгар Белых ночей – это самые настоящие ночные снимки, с внешней вспышкой.
Съёмка пейзажей
Пейзажи мы чаще всего снимаем на прогулке или в путешествии, и с этим камера справляется отлично. Компактный и лёгкий корпус позволяет всегда брать 1300D с собой, далее можно снимать по принципу навел-снял, можно установить штатив и тщательно продумать сюжет – широкое поле для творчества. Предлагаем вниманию читателей небольшую галерею пейзажных зарисовок, которую мы сняли во время нашего тестирования.
Павловск
В музее Павловского дворца
Петербург классический
Панорамы
В камере нет функции автоматической съёмки и склейки панорам. Если хочется снять панораму, это нужно будет делать в ручном режиме, то есть снимать серию фото и самостоятельно клеить на компьютере, например в программе Adobe Lightroom 6.6.
Несколько простых рекомендаций по съёмке панорам:
По возможности снимать со штатива, который нужно установить строго горизонтально. Потренировавшись, можно снимать с рук, однако хороший результат склейки получить при этом непросто.
Снимать в RAW.
Выставить режим М, после чего можно навести фокус и настроить экспозицию по средней части будущей панорамы.
Выключить автофокус, выключить Auto ISO, выключить автобаланс белого – все эти значения нужно задать фиксированные. Только так можно избежать перепадов по яркости между кадрами и получить плавное изменение яркости неба, даже на закате или рассвете.
Снимать примерно с 20 %-ным перехлёстом кадров, лучше вести камеру слева направо.
Снимать в положении телефото, ближе к 55 мм. Если не помещаются здания или другие объекты – снимать вертикальные кадры.
Открыть кадры в Lightroom, применить профиль камера/объектив.
Склеить панораму средствами Lightroom без предварительной обработки кадров, а при необходимости обработать уже готовое склеенное изображение.
Скоростная съёмка
Canon 1300D позволяет снимать серии со скоростью 3 кадра RAW в секунду, в буфер помещается 6 кадров, после чего камера будет снимать примерно 1 кадр в 2 секунды, пока мы не отпустим кнопку спуска затвора. При использовании скоростной карты памяти Kingston никаких тормозов и долгих ожиданий не требуется – карта, похоже, работает быстрее фотоаппарата :-) Тестирование скоростной съёмки см. в нашем видеоролике.
Оптика
Китовый EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II
К нам на тестирование камера 1300D пришла в комплекте с китовым объективом EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II; большинство фотолюбителей, скорее всего, будут покупать именно такой комплект, так как он наиболее доступный по цене.
Особенность объектива в том, что и на 18, и на 55 мм линза выезжает вперёд, а на 24 мм она слегка прячется в корпус, то есть для переноски предназначено фокусное расстояние 24 мм. И достав камеру из сумки, первый же кадр фотограф снимет именно на 24 :-) Завершив съёмку, например в широкоугольном положении 18 мм, хочется надеть крышечку и с усилием надавить на неё, чтобы линза спряталась внутрь. Так делать не нужно, лучше повернуть кольцо зумирования как положено и уже потом зачехлить аппарат.
Пример изменения фокусных расстояний объектива 18-55: кадры сняты с одной точки с одинаковыми настройками: режим А, ISO 100:
18 мм, f/4
24 мм, f/4
35 мм, f/4.5
55 мм, f/5.6
Объектив 18-55 – линза начального уровня, и чудес от неё ждать не стоит. По краям контрастных объектов отчётливо видны хроматические аберрации, особенно это заметно на ветках деревьев, бочка и виньетирование также присутствуют. Все эти искажения можно поправить при обработке, например, в Lightroom.
Пример разрешения, файл без обработки:
В камере есть функция коррекции периферийного освещения, она будет работать только для совместимых объективов и имеет смысл при съёмке в JPEG. При съёмке в RAW все искажения правятся в Lightroom применением профиля камеры/объектив.
Объектив оснащён стабилизатором, об этом говорят буковки IS в его названии (Image Stabilizer), стабилизатор включается кнопочкой на корпусе объектива. Разработчики обещают эффект, эквивалентный 4 ступеням выдержки, то есть при съёмке с рук со стабом можно ставить более длинные выдержки, нежели без стаба.
На практике:
без стаба
со стабом
со штатива
Какой объектив выбрать для 1300D?
Для путешествий диапазон фокусных расстояний 18-55 маловат. Для съёмки в поездках можно порекомендовать выбрать универсальный зум Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS – это уже более серьёзный объектив, он покрывает все самые востребованные фокусные расстояния, от широкого угла до телефото, оснащён стабилизатором, при этом достаточно компактен и вполне доступен по цене.
В сети также встречаются такие комплекты 1300D:
с более простым объективом EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 DC III, без буковок IS в названии, – это по сути такой же объектив, который у нас на тесте, только без стабилизатора и немного дешевле.
с более крутым объективом EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM – он оснащен не только стабилизатором, но и так называемым шаговым мотором автофокуса (STM), который даст преимущество при съёмке видео, что в связке с 1300D не имеет смысла, а вот что смысл имеет, так это то, что у него более продвинутая оптическая схема, передний элемент не вращается при зумировании, диафрагма имеет 7 лепестков (вместо 6 у нашего кита), он выглядит круче да и стоит дороже. Кстати, неплохой объектив, мы его тестировали некоторое время назад во время работы над тестом Canon 700D.
Говоря про объективы Canon, следует напомнить, что для камер с кропнутой матрицей (APS-C, в 1300D именно такая) специально разработаны объективы с маркировкой EF-S, в то время как объективы EF годятся для всех камер, как с кропом, так и полнокадровых, они тоже подходят для 1300D. Если в названии объектива присутствуют буковки USM, значит, в нём установлен тихий быстрый ультразвуковой моторчик автофокуса, буквы IS означают наличие стабилизатора, и, наконец, заветная буковка L означает, что объектив украшен ободком с красной полоской, это просто такой элемент дизайна. Шутка, буква L говорит нам о том, что это линза продвинутой профессиональной серии Luxury.
Советская оптика через переходник
Сюрприз – бюджетная камера с бюджетным мануальным объективом – просто находка для энтузиастов и любителей старинной оптики! Судите сами: разрешение матрицы большое, режим приоритета диафрагмы А имеется, Live View и увеличение фрагмента картинки работают, – можно смело покупать, например, Гелиос 44, переходник с контактами М-42 – EOS и начинать снимать!
Да, у нас не будет автофокуса, придётся подстраивать фокус вручную. Зато работает подтверждение фокуса (бип) при визированию по видоискателю! Мало того, камера отлично отрабатывает экспозицию в режиме приоритета диафрагмы А. Диафрагму для этого нужно установить в двух местах – на самом объективе и в камере, зато теперь мы что видим, то и получим: меняя выдержку и ISO, можно точно настроить экспозицию, как будто у нас родной совместимый объектив! Кадры получатся четкие и резкие, к тому же в нашем распоряжении и портретные фокусные расстояния, и открытые диафрагмы, и любимый многими закрученный задний план, и мягкие портреты в духе 1970-х, и фокусировка на бесконечность для пейзажей и городских зарисовок. Красота!
Сравнение 18-55 и Гелиос:
18-55
Гелиос
18-55
Гелиос
Конечно, беззеркалки для съёмки мануальными старинными объективами удобнее – там есть фокус-пикинг и они имеют маленький рабочий отрезок от линзы до матрицы, однако если рассматривать именно зеркалку, что ещё нужно? Canon 1300D – отличный вариант для такого рода творчества, ведь более навороченные и серьёзные любительские зеркалки Canon выдадут похожую картинку по качеству, юзабилити работы с мануальными объективами не поменяется, и именно в данном случае простой и дешёвой камеры 1300D вполне хватит.
Приведём небольшую галерею фотографий, которые мы сняли на Гелиос:
Зачем новичку качественная оптика?
Снимая портреты для этого репортажа, я постоянно боролся с искушением установить на 1300D мой любимый белый объектив и начать снимать им. Однако в первую очередь хотелось показать как камера снимает с комплектной, китовой оптикой. Во время нашей прогулки мне пришла в голову идея показать, зачем придуманы портретные фокусные расстояния и нужна ли новичку более продвинутая качественная оптика?
Обратите внимание на эти два портрета – они сняты с одной точки с одинаковыми настройками с промежутком в 1 минуту – я просто заменил китовый 18-55 на 70-200 f/4 L и сделал пару кадров для сравнения. Вероятно, L-оптика больше подходит для полнокадровых зеркалок, однако и более простые объективы Canon позволят снимать на 1300D классные выразительные портреты.
18-55, фокусное расстояние 40 мм, f/4.5
70-200, фокусное расстояние 90 мм, f/4
Зачем новичку формат RAW?
Если творческие увлечённые фотографы и профессионалы как правило не признают никакого другого формата файлов кроме RAW, то новичков эти непонятные файлы с расширением CR2 ставят в тупик. Причём ставят уже после того, как отсняты сотни фотографий в путешествии, а поделиться с друзьями да и просто полистать их на ноутбуке не получается! И в камере нет функции конвертации RAW в JPEG, и настроение на нуле, и всё пропало :-)
Конечно, если не планируется никакой серьёзной обработки на компьютере, не хочется возиться с огромными файлами и долгой утомительной конвертацией – нужно смело снимать в JPEG и наслаждаться фотосъёмкой! Тут начинают работать и коррекция периферийных искажений объектива, и шумоподавление при длительных выдержках, и некоторые другие фишки камеры.
Формат RAW – сырой формат, в него записываются данные с матрицы камеры, камера его никак не обрабатывает, поэтому он требует обязательной обработки на компьютере. Однако RAW у нас 14-битные, они содержат огромное количество информации, в разы больше, нежели сжатый JPEG, поэтому прощают фотографу некоторые промахи экспозиции, допущенные при съёмке.
Посмотрите на этот пример – я сделал это фото в самом конце фотосессии, когда нас уже настойчиво просили покинуть помещение, так как мы никак не могли угомониться и начали задерживать следующую группу коллег-фотографов. Фото я снял из коридора через открытое окно, на ходу, и даже не проверил на экранчике результат. Если бы не формат RAW, я не смог бы так обработать эту фотографию, и она отправилась бы в корзину.
По этой ссылке оригинал фотографии (CR2, 21 Mb), если есть желание, можете скачать его и попробовать самостоятельно обработать на свой вкус. Присылайте мне, я опубликую ваши варианты в комментариях.
ФОТО без обработки
Фокусировка
Видоискатель
При визировании по видоискателю у нас быстрый фазовый автофокус, всего 9 точек, центральная особо чувствительная. Точку можно выбрать самостоятельно, можно отдать это на откуп камере.
Видоискатель камеры получается сфотографировать камерой телефона, отсюда не такое высокое качество экранника выше.
Live View
Фокусировка в режиме Live View может работать в трёх режимах:
FlexiZone - Single – для большинства случаев. Рамку фокуса можно перемещать по изображению управляющими стрелками джойстика, а при нажатии кнопки (+) область, охваченная точкой AF, будет увеличена в 5 или 10 раз. Разумеется, работает полунажатие кнопки спуска затвора для автофокусровки. Очень не хватает тачскрина – фокусироваться было бы в 1000 раз удобнее.
:-) - По изобр. – именно так, со смайликом, – для съёмки портретов, при этом по какой-то причине увеличение при просмотре не поддерживается. Если в кадре будет лицо человека, рамка фокуса изменит свой вид и «поймает» лицо. При перемещении человека в кадре рамка тоже будет перемещаться, следя за его лицом, однако только рамка, а не фокус. Для фокусировки надо сделать полунажатие. Человек переместился в новое место? Снова полунажатие и так далее. Как такового следящего автофокуса тут нет.
AF Quick – скоростной режим. Не понятно, почему разработчики назвали его скоростным. Суть его в том, что камера на время отключит Live View, сфокусируется, как будто мы визируемся с помощью видоискателя, по одной из 9 точек, после чего перейдёт обратно в режим Live View. Точку можно выбрать вручную или отдать на откуп камере, автоматически. Постоянное включение и выключение режима Live View сопровождается громкими звуками подъёма зеркала, камера трясётся в руках, пользоваться этим режимом по началу неудобно, но привыкнуть можно.
Фокусировка в Live View в первом и втором режимах очень медленная, мотор возит фокус туда и сюда с громким жужжанием, однако при хороших условиях освещения он работает весьма неплохо, «цепляется» за контрастные объекты. Ни о какой динамичной съёмке в этом случае речи не идёт, а пейзажи можно снимать вполне. В темноте или в условиях недостаточного освещения лучше использовать видоискатель – и точнее, и быстрее, и удобнее, также в такой ситуации может неплохо сработать AF Quick.
В отличие от любительских камер главного конкурента, 1300D в режиме Live View отлично отображает эффект смены диафрагмы в режиме M – Live View здесь можно по праву назвать «живым просмотром», корректировать экспозицию очень удобно.
Фокусировка вручную
При фокусировке вручную в режиме Live View можно увеличить часть изображения на экране, для этого служат кнопки (+) и (-), предлагаются увеличение в 5 и 10 раз. Перемещать область увеличения по изображению можно управляющими стрелками, перемещается она быстро и без тормозов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Волк слабее льва и тигра, но в цирке волк не выступает!
Волк - единственный из зверей, который может пойти в бой на более сильного противника.
Если же он проиграл бой, то до последнего вздоха смотрит в глаза противника. После этого умирает...
Администратор сайта laptop.ucoz.ru не несет ответственности за содержание рекламных объявлений. Все используемые на сайте зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам! Используемая со сторонних источников информация публикуется с обязательными ссылками на эти источники.