9 марта пройдет ровно полгода с даты анонса Apple Watch, и именно в этот день известный неоднократными представлениями новых “яблочных” продуктов выставочный центр Yerba Buena в городе Сан-Франциско станет местом проведения очередной пресс-конференции, приглашения на которую компания уже разослала на прошлой неделе. В преддверии этого события, значительная часть которого явно будет посвящена Watch, хотелось бы поговорить о том, каким в Купертино видят будущее рынка не только смарт-часов, но и носимой электроники в целом.
Пожалуй, сегодня о носимых гаджетах не слыхивал только ленивый. Всевозможные фитнес-трекеры, “умные” часы и даже выполненные в подобном формфакторе смартфоны не сходят со страниц тематических изданий. Длительное время корпорация Apple оставалась в стороне от этой гонки, несмотря на то что слухи о мифических iWatch будоражили публику задолго до официальной презентации, состоявшейся минувшей осенью. Достаточно сказать, что ранние концепты появлялись еще до нынешнего редизайна iOS.
Думается, что прежде, чем попытаться заглянуть в светлое яблочное будущее, не лишним будет совершить небольшой экскурс в историю, дабы вспомнить, что предшествовало появлению данного продукта, а главное — попытаться понять, что именно привело его к выходу на рынок.
Итак, на дворе 2007 год, в Купертино только что выпустили свой первый iPhone, а термин смарт-часы употребляют в своем общении разве что заядлые гики. Какова ситуация на рынке потребительских носимых устройств? Думаю, куда правильнее будет спросить, существует ли этот рынок как таковой. Ответ очевиден — пациент скорее мертв, чем жив. Предположительно, именно в это время Apple предпринимает первые попытки разработать и запатентовать аппаратные компоненты, позволяющие отслеживать физическую активность пользователя, а также его основные жизненные показатели. Как выяснится позже, это было лишь началом пути.
В течение нескольких последующих лет корпорация получила ряд важных патентов, так или иначе касающихся носимой электроники; среди них такие интересные вещи, как монитор сердечного ритма и собственный шагомер. Также Apple активно нанимает сотрудников, имеющих опыт работы в медицинской сфере. Все это довольно ясно свидетельствует о кипящей внутри компании работе в совершенно новом для нее направлении. Косвенным свидетельством разработки собственного носимого устройства можно считать и платформу HealthKit, представленную на конференции WWDC в июне 2014 года, но это будет немного позже.
А пока, как это ни странно, рыночная ниша продолжает оставаться практически незанятой. Многочисленные попытки малоизвестных азиатских производителей выпустить универсальное устройство, в том числе под управлением Android, не приводят к сколько-нибудь ощутимой перестановке сил в индустрии. По сути, некое оживление начинает прослеживаться лишь к концу 2012 — началу 2013 года, когда Google открывает разработчиками доступ к амбициозному Project Glass, на игровой арене появляется Valve со своим Oculus Rift, а на рынок смарт-часов выходят самые успешные на данный момент представители своего класса, совместимые с iOS — Pebble Smartwatch. В общем и целом это время можно охарактеризовать как расцвет эры носимых устройств, не всем из которых, однако, суждено было добраться до конвейера.
Слухи об Apple Watch окончательно обрели форму 9 сентября 2014 года, когда Тим Кук, применив легендарную фразу Стива Джобса One More Thing, представил продукт, который назвал не иначе как “следующей страницей в истории Apple”. И теперь, подойдя непосредственно к разговору о будущем экосистемы, предлагаю остановиться на этом несколько подробнее.
Для начала попробуем определить, чем в значительной степени характеризовалось развитие рынка носимых гаджетов в последние несколько лет. Думаю, несложно понять, что основной задачей производителей был поиск себя. Не первый год игроки пытаются нащупать наиболее верное, по их мнению, направление развития. Кто-то, как Pebble, предлагает E-Ink-дисплей, делая упор на автономность устройства и читабельность текста; другие, как Neptune, стараются вместить максимум функций в небольшой корпус, апеллируя к запросам самых требовательных категорий пользователей. Многие следуют примеру Jawbone, делая ставку на спорт и выпуская различные фитнес-трекеры. К сожалению, все эти группы устройств в значительной степени остаются нишевыми. Что же мешает вывести на рынок по-настоящему массовые решения, которые бы перевернули представления потребителей о носимой электронике?
В далеком 2001 году на выставке Macworld Стив Джобс представил совершенно новую стратегию развития компании, получившую название “цифровой хаб”. В рамках данной концепции центром современного цифрового дома стал персональный компьютер, а сателлитами — различные устройства, среди которых впоследствии важное место займет выросший из этой идеи музыкальный плеер нового поколения — iPod.
Этот “цифровой хаб” в целом и iPod в частности не обходились без ПК. Без чего же не обходится Apple Watch? Очевидно — без iPhone.
По всей видимости, Apple уже ухватилась за тот самый вектор, который с завидным постоянством продолжает ускользать от конкурирующих производителей. Да простит меня дорогой читатель за столь смелое предположение, но именно титульный продукт корпорации, который де-факто уже стал новым iPod, имеет все шансы сделаться основным связующим звеном будущей экосистемы носимых устройств, каким в свое время и для своего парка техники стал персональный компьютер. Вполне возможно, что перед нами пример нового, персонального “цифрового хаба”, в сердце которого будет находиться уже не ПК, но самый успешный смартфон всех времен и народов. А компьютеры Mac, планшеты iPad и приставка TV продолжат развивать основную идею, заложенную в Apple самим Стивом Джобсом.
Именно поэтому Тим Кук назвал Watch новой страницей в истории компании. В то время как другие топчутся на месте, у его команды есть реальный шанс в очередной раз показать людям то, чего они давно ждали, и тем самым изменить представления о носимой электронике раз и навсегда. В этом контексте решение несколько ограничить функциональность дебютного поколения Watch выглядит демонстрацией серьезности будущих намерений, а недавний патент на носимую камеру и появление на официальном сайте новых вакансий, связанных с разработками в области виртуальной реальности, всерьез намекают на то, что купертиновская “конкиста” отнюдь не собирается ограничиваться одними лишь смарт-часами.
В качестве заключения хочется еще раз напомнить, что Apple живет в экосистеме. Об этом неоднократно говорил Стив Джобс, а много лет спустя, на конференции All Things Digital, Тим Кук подтвердил неизменность политики компании на примере планшетного компьютера iPad, сказав, что в представлении Apple он отличается от персонального и выполняет иные задачи. Очевидно, что в носимой электронике будущего по версии Apple мы вряд ли увидим замену традиционным устройствам. Вместо этого она дополнит их так, что заставит мир в который раз недоумевать по поводу того, как же он жил до нее. Так было с iPod, iPhone и iPad.
Пришло время для следующей главы. И первая страница уже написана. А каким будущее носимых гаджетов видите вы? Делитесь своим мнением в комментариях!
Алекс Морелло
http://appleinsider.ru/analysis/budushhee-nosimoj-elektroniki-glazami-apple.html