До недавнего времени казалось, что «гонка» мегапикселей у производителей фототехники осталась в прошлом. Развитие интернета дает свои плоды - аудитория умнеет и уже не гонится за магическими числами, а профессионалы и подавно знают, что не в этом счастье. Уже одно то, что самые топовые камеры двух «закадычных» конкурентов оснащены матрицами со «скромными» 16,2 (Nikon) и 18,1 (Canon) мегапикселями, говорит о «реальной» необходимости в разрешении кадра для профессиональных задач. О любителях и многочисленных фотографах, снимающих репортажно-свадебно-каталожные материалы, я вообще умолчу. Им в большинстве случаев с лихвой хватает разрешения, позволяющего обеспечить печать на А4 (изредка А3).
Кто работал на сверхбольших форматах печати, обычно использовал среднеформатные, карданные камеры с цифровыми задниками и прочие «диковинные агрегаты».
Или действительно появилась насущная потребность в более высоких разрешениях, или, что более вероятно, маркетологи решили эту самую потребность создать. Так или иначе, но оба конкурента начали «пытаться продвигаться» по полю, где до сих пор властвовали Hasselblad, Mamiya и Leica.
NIKON D810
В 2012 году Nikon представил 36-мегапиксельную D800, а осенью 2014 года – D810. При незначительных отличиях D810 от 800-й компанией была проведена существенная работа и новую модель выпустили в свет без «детских болезней» предшественницы. Итак, список изменений:
- Окончательно упразднён антимуарный фильтр, что положительно сказалось на четкости картинки. (Напомню, что D800 оснащалась антимуарным фильтром, а через какое-то время была представлена D800E, у которой тоже был антимуарный фильтр, только его вторая часть нейтрализовала действие первой) Так что, все «танцы с бубнами» по производству двух одинаковых моделей с/без фильтра ушли в прошлое.
- Обновлен процессор. Новый Expeed4 (у D800 был Expeed3) более мощный, но вместе с тем обладает меньшим энергопотреблением, что дало возможность увеличить скорость серийной съемки с 4 до 5 кадров в секунду, улучшить скорость автофокуса и одновременно увеличить автономность камеры при сохранении той же емкости аккумулятора.
- Модуль автофокусировки остался тот же Advanced Multi-CAM 3500FX с 51-й точкой фокусировки (15 из которых перекрестного типа), но его тоже переработали. В первую очередь добавили возможность группировать точки фокусировки. На практике это дает возможность надежнее «уцепиться» за объект съемки, а не промахнуться в фон, если ваш объект движущийся. В сочетании с непрерывной фокусировкой (AF-C) групповой автофокус делает более надежным первоначальный захват цели, что будет очень кстати, например, для съемки спортивных состязаний или автосоревнований. В отличие от D800 в меню D810 предпочтительную фокусировку по лицу во всех режимах работы фазового автофокуса можно отключить.
- Существенно увеличен объем буфера. До заполнения камера может сделать 22 кадра в 14-битный RAW.
- При том, что разрешение осталось прежним, в D810 установлена другая матрица (или же существенно переработанная старая). Диапазон светочувствительности теперь можно выставить от ISO 64 до 12800 (с расширением от 32 до 51200), у D800/D800E – от ISO 100 до 6400 (с расширением от 50 до 25600).
- Существенно переработан механизм работы зеркала. Для камеры с таким огромным разрешением это одно из самых существенных нововведений, которое позволяет уменьшить дрожание камеры, вызванное хлопком зеркала при срабатывании затвора и тем самым уменьшить вероятность микросмаза картинки при съемке с рук.
Есть еще «вагон и маленькая тележка» изменений как внешних, так и программных, но самые существенные перечислены выше. А для самых любознательных полная таблица сравнения - здесь.
CANON EOS 5Ds
Canon, по-видимому, на такое «безобразие» спокойно смотреть не мог, поэтому не прошло и трех лет, как мир увидел 50-мегапиксельную полноматричную камеру. Самый интересный вопрос – зачем было представлять 2 модели, одна из которых с антимуарным фильтром, а вторая – с дополнительным (который нивелирует эффект антимуарного). Три года назад Nikon уже проводил подобный эксперимент с D800/D800E. В результате D810 сразу была выпущена одной модификацией и без того самого фильтра. Реальное использование показывает, что даже для D810 съемка ткани с мелким повторяющимся узором не является большой проблемой. И это при том, что плотность пикселей у EOS 5Ds/5Dsr больше, чем у D810. А при увеличении плотности пикселей соответственно увеличивается способность камеры различать высокочастотные детали. Так что подход Canon может быть оправдан только сверх узкой ориентацией камеры на фэшн-фотографов, для которых идеальное качество передачи фактуры тканей очень важно.
Исходя из написанного, логичнее было бы сравнить D810 с 5Dsr, но в связи с его недоступностью – что есть, то есть.
В отличии от Nikon, которая заменила модель D800 на обновленную D810, Canon EOS 5Ds/5Dsr не является заменой EOS 5D mark III. Обе (вернее все три) камеры остаются в продаже. Внимательно ознакомившись с характеристиками, а тем более какое-то время пофотографировав ею, понимаешь, что это совершенно разные камеры. Итак, отличия от 5D mark III:
- Первое и основное – увеличенное более чем в 2 раза разрешение сенсора с 22,3 до 50,6 мегапикселей. Так, для получения бескомпромиссного качества был существенно понижен порог светочувствительности, если у 5D mark III диапазон от ISO100 до ISO25600 (с расширением от ISO50 до ISO102400), то для 5Ds/5Dsr максимально возможные значения всего лишь ISO100 – ISO6400 (с расширением от ISO50 до ISO12800); увеличился объем сохраняемых файлов (снимок 14-битный RAW +JPEG может доходить до 100 Мбайт).
- Обновлен процессор. Новинка получила связку из двух процессоров Digic6 (как и ранее представленная Canon EOS 7D mark II), но на скорость серийной съемки это никак не повлияло. Наоборот, скорость серийной съемки уменьшилась с 6 до 5 кадров/сек. Автофокусировочный модуль перекочевал от 5D mark III без изменений – 61 точка фокусировки, из которых 41 перекрестного типа и 5 – двойной крест.
- Объем буфера по сравнению с 5D mark III больше, но эффекта вы не почувствуете, его нивелируют огромные 50-мегапиксельные файлы.
- Обновлен модуль экспозамера (150 тыс. пикселей, RGB+IR), также перекочевавший от Canon EOS 7D mark II.
- Как и основной конкурент, Canon существенно изменил механизм работы зеркала, чтобы уменьшить вероятность микросмаза картинки. Для модели была разработана система подъема/опускания зеркала, оснащенная кривошипно-шатунным микромотором, соединенным со специальной стержневой системой. Принцип действия отдаленно напоминает работу поршней и коленвала в двигателе автомобиля. Зеркало не поднимается с полным ускорением до упора и не опускается в свободном падении. Его движения контролируются специальными тормозными рычагами, смягчающими удар в верхней и нижней точках. Как это работает можно посмотеть здесь:
Есть еще некоторые изменения, но они не так значительны и не все «в лучшую сторону». А для самых любознательных полная таблица сравнения - здесь.
СРАВНЕНИЕ NIKON D810 и CANON EOS 5Ds
Корпуса обеих камер изготовлены из магниевого сплава, имеют пыле-влаго и морозозащиту. Камеры имеют практически идентичные размеры и вес. Nikon чуть тяжелее, плюс немного «выше», из-за чего ощущается кирпичом в большей степени, чем Canon, но при этом у D810 есть встроенная вспышка.
Обе камеры оснащены двумя разъемами для подключения двух типов карт памяти. Поддерживаются Secure Digital и Compact Flash форматы, но в процессе тестирования был выявлен интересный нюанс – Nikon D810 категорически отказался работать с CF-картами памяти от Kingston (камера не видит карту памяти, выдает ошибку. Здесь и здесь есть подтверждение данной проблемы, но самое неприятное то, что и с SD- картами памяти того же производителя камера тоже работает «условно корректно». С какого-то момента процесс записи из буфера на карту начинает тормозить. Запись RAW+JPEG кадра может занять около минуты. Я не знаю, по чьей вине происходит подобная нестыковка и где тут «зрада», но и Nikon, и Kingston, похоже, делают вид, что проблемы не существует.
P.S. С картами памяти других производителей подобных проблем не возникало.
Говорить об эргономике в профессиональном сегменте – занятие неблагодарное, всегда найдутся приверженцы той или иной торговой марки, у которых будут свои контраргументы в пользу тех или иных конструктивных решений.
Тем не менее, с моей точки зрения, в камерах Nikon удобнее реализовано переключение режима работы автофокуса (рифлёная кнопка с переключателем под большим пальцем левой руки), но у Canon удобнее переключение ISO, WB и экспокоррекции (можно переключить указательным пальцем правой руки). Особенно это ощущается, когда на D810 навинчен большой тяжелый объектив (типа 70-200 F/2.8). Не отрываясь от видоискателя (при съемке с рук), сменить вышеуказанные параметры одной рукой не получится – придется опустить фотоаппарат и переключаться.
Обе камеры оснащены несенсорными, неповоротными дисплеями с диагональю 3,2 дюйма. И если сенсорное управление профессиональному фотографу, возможно, и не нужно, то почему не оснастить камеру поворотным дисплеем (как вариант – таким, как у Nikon D750)? У D810 разрешение дисплея немного больше (1229 тыс. точек против 1040 тыс. точек у Canon 5Ds). На практике заметить эту разницу даже при прямом сравнении камер сложно – дисплеи высоко детализированные, не слепнут на солнце и обладают отличными углами обзора.
Основное и самое существенное отличие камер – разрешение сенсора: 50,6 мегапикселей от Canon против 36,3 у Nikon. Практически такая же разница (14 мегапикселей) была между Canon 5Dmark III и Nikon D800/D800E. Максимальное разрешение изображения 5Ds – 8688х5792 точек, позволяющее получить печатное изображение размером 73,56х49,04 см с разрешением 300dpi без потери качества. В свою очередь, у D810 разрешение изображения – 7360х4912 точек, позволяющее получить печатное изображение размером 62,31х41,59 см с разрешением 300dpi без потери качества. Разница не такая уж маленькая для того, кому действительно важен больший формат печати. Если сравнивать изображения, получаемые камерами в одинаковых условиях, можно обратить внимание на 2 момента:
- картинка, полученная 5Ds, более детализированная, при увеличении в Adobe Photoshop до 300% это уже явно видно, что неудивительно – меньше размеры пикселя, больше разрешение.
- сразу открыв для детального сравнения JPEG-и обеих камер, заметно, что картинка D810 более четкая, а у 5Ds слегка «замыленная». Первой мыслью было – неужели настолько влияет на четкость антимуарный фильтр, но при сравнении RAW такого эффекта нет. На лицо явно «особенности» внутренней обработки изображения, при чем не в пользу Canon. В общем, съемка в RAW – обязательное условие для 5Ds. Не исключено, что с выходом новых прошивок алгоритмы обработки подправят и «доточат», но пока для получения бескомпромиссного качества JPEG лучше не использовать.
Автофокусировочные системы – еще один предмет вечных баталий приверженцев Nikon и Canon. Для чистоты эксперимента камеры тестировали и в студии в фэшн-съемке и на улице (как для портретов, так и для пейзажей), и на автогонках. Забегая вперед – обе камеры для динамичной съемки не предназначены.
Чтобы показать камеры «во всей красе», для тестирования использовались объективы Canon EF 85mm 1.2 L II USM и Canon 70-200mm L II IS USM для EOS 5Ds, для D810 – AF-S Nikkor 85mm F1.4 G и AF-S Nikkor 70-200mm F2.8 G II ED.
Первый день – реальная съемка в студии, результаты которой еще некоторое время будут украшать рекламные площадки и афиши Украины (так как моделью была известная украинская джазовая певица Ольга Лукачева). Результаты съемки можно посмотреть и внимательно изучить, скачав фотографии по ссылкам ниже, где представлены примеры фото. А из особенностей стоит отметить очень медлительную фокусировку связки D810 + AF-S Nikkor 85mm F1.4 G в условиях недостаточной освещенности. В равных условиях при использовании пилотного света 5Ds + EF 85mm 1.2 L II USM фокусировались существенно быстрее. Но эта «особенность» касается именно этой связки. Когда «портретник» уступил место телефокусному AF-S Nikkor 70-200mm F2.8 G II ED, камера преобразилась и фокусировалась очень быстро.
Портретные объективы никогда не славились быстротой, это не их сильная сторона, но не отметить этот факт я не мог.
В студии при пилотном свете и в условиях недостаточной освещенности Canon фокусируется немного быстрее. Разница небольшая, но при прямом сравнении (с аналогичными объективами) это заметно.
Кроме того, зона автофокусировки обеих камер не покрывает и половины площади кадра. Это «болезнь» обоих производителей. Для съемки портрета или пейзажа это не критично, но при съемках активных событий создает неудобства. Получается, что у обеих камер очень быстрая и цепкая следящая автофокусировка, но её использование ограничено узкой зоной в середине кадра.
Обе камеры могут обеспечить серийную съемку со скоростью 5 кадров в секунду. Это, конечно, не большая скорость в сравнении с Canon EOS 7D Mark II с его 10-ю кадрами в секунду. Скорость ограничили не из-за технической невозможности «убыстрить» подъем зеркал, а из-за огромных файлов, которые создают 36- и 50-мегапиксельные сенсоры. Скорости процессоров/буферов/карточек пока не в состоянии переработать и прокачать такой объем данных.
Емкость буфера при съемке серии в 14-битный RAW – 22 кадра у Nikon и 18 кадров у Canon. Съемку Nikon можно убыстрить до 7 кадров в секунду, если включить DX режим (с разрешением файла 15,3 мегапикселя). С Canon такой фокус не проходит. На 5Ds тоже можно снимать в кроп-режиме (1.3x как у APS-H или 1.6x как у APS-C – на выбор), но прироста скорости это не даст. А представить себе того, кто купит профессиональную 50-мегапиксельную камеру, чтобы сделать из нее кроп, я могу с трудом. Разве только, если есть острая необходимость «увеличить» фокусное расстояние объектива и по каким-то причинам не хочется делать кадрирование после съемки.
Скорость срабатывания затвора от 1/8000 до 30 секунд, что является традиционным для профессиональных решений. У 5Ds наконец-то появился программируемый BULB-таймер. Решение очевидное, но странно, что оно появилось в «пятерках» только сейчас. Можно задать точное время выдержки вплоть до 100 часов, что актуально, например, при съемке звездного неба.
Как уже было указано выше, диапазон светочувствительности у Canon значительно уже. Максимально доступное значение «всего лишь» 12800, да и то в расширенном режиме, стандартное – до 6400, при том, что у D810 значение 12800 еще базовое, но можно установить расширенные значения 25600 и 51200. Стоит признать, что ни 25600 ни тем более 51200 для получения качественного изображения не годятся. Это касается всех малоформатных камер, а не только обозреваемых. На сегодняшний день производители больше озадачены увеличением разрешения и в гораздо меньшей степени – разработками в области улучшения светочувствительных свойств. Значение 12800 обеих камер тоже годится лишь для фотофиксации событий, так что бросание камней в Canon за «невысокое» ISO неоправданно.
Ниже - примеры фрагментов кадров, снятых на разных ISO обеими камерами ( * 03.2016 добавлены оригинальные файлы с разным ISO, снятые на Canon EOS 5Dsr):
CANON EOS 5Ds
Canon EOS 5Ds ISO 100 | Canon EOS 5Ds ISO 200 | Canon EOS 5Ds ISO 400 |
Canon EOS 5Ds ISO 800 | Canon EOS 5Ds ISO 1600 | Canon EOS 5Ds ISO 3200 |
Canon EOS 5Ds ISO 6400 | Canon EOS 5Ds ISO 12800 | |
NIKON D810
Оригиналы фотографий сделанных с использованием разного ISO для самостоятельного детального изучения можно скачать по ссылкам:
Nikon D810 - здесь;
Canon 5Ds - здесь;
Canon 5Dsr - здесь.
Но тем не менее, сравнивая изображения, видно, что 5Ds уже на ISO6400 существенно шумит (даже с короткой выдержкой в светлое время суток и без экспериментов со сдвигом экспозиции в минус – почти в идеальных условиях, которые не усугубляют шумы), что делает это значение непригодным для использования, если вам необходимо высокое качество. А ведь покупая такую камеру вам только бескомпромиссное и нужно, как же иначе. Качество изображение на ISO3200 более-менее приемлемо, но шумы уже видны. С D810 дела обстоят чуть лучше. ISO3200 – вполне пригодно для использования, а на ISO6400 шумы выглядят не так «агрессивно», как у 5Ds.
В заключении можно добавить, что более широкий диапазон ISO все же добавляет камере универсальности и дает определенные преимущества. Не исключено, что снимая с рук, у вас могут возникнуть ситуации, когда нужна очень высокая светочувствительность и нельзя использовать вспышку, а у 5Ds - ISO на 2 стопа меньше, чем у D810. Встроенная вспышка для профессиональной камеры тоже не самая большая необходимость, но ситуации, когда она (вдруг) может понадобиться - вполне можно представить. Так что Canon-у - минус за универсальность.
Замер экспозиции Nikon D810 происходит с помощью датчика RGB с разрешением 91 000 пикселей. За замер экспозиции Canon EOS 5Ds/5Dsr отвечает датчик RGB с разрешением 150 000 пикселей и инфракрасным модулем. Кроме того, экспозамер дополнен системой определения мерцания (этой системой уже оснащается EOS 7D mark II), которая предназначена для корректного определения экспозиции в помещении с флуоресцентными светильниками.
Ни одна из камер не снимает 4K видео, только Full HD. Обе камеры позволяют регулировать все основные параметры экспозиции съемки (диафрагму, выдержку, ISO) в процессе видеозаписи. Но видеовозможности у Nikon D810 несколько шире чем у 5Ds. Максимум 60 кадров в секунду с прогрессивной разверткой у D810 против 30 кадров в секунду у 5Ds. Кроме того, у 5Ds нет встроенного выхода на наушники.
По замерам автономной работы обеих камер (по версии CIPA) Nikon на одном заряде «живет» дольше (1200 кадров), чем Canon (700 кадров). Фактически при соизмеримой нагрузке 5Ds разряжается ощутимо быстрее, чем D810, так что покупка дополнительной батарейной ручки для Canon – объективная необходимость.
ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ CANON EOS 5Ds и NIKON D810
Обзор мы проводили совместно с известным киевским фотографом Андреем Коренем, директором прекрасной фотостудии NewTon, за что ему (и всем принимавшим участие) - ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ! Более подробно процесс тестирования можно будет посмотреть в нашем видеоотчете, который появится в ближайшее время.
Canon EOS 5Ds
|
||
Скачать оригиналы снимков для самостоятельного детального изучения можно по этой ссылке.
Nikon D810
|
||
Скачать оригиналы снимков для самостоятельного детального изучения можно по этой ссылке.
ВЫВОДЫ
Ни D810 ни 5Ds для активных съемок не годятся (о чем я уже упоминал). Прерогатива обеих камер – студийная съемка, съемка пейзажей, архитектуры, т.е. там, где камеру можно установить на штатив и обеспечить ей достаточное количество света и неспешную работу (желательно с доступом к компьютеру для проверки качества и выгрузки огромных фотографий).
На съемках автосоревнований мне пришлось в обеих камерах отключить съемку в RAW, так как "стрелять" много длительных серий не позволяли ни буфер ни стремительно заполняющиеся карты памяти. При этом у обеих камер никуда не делись такие «детские болезни», как узкая зона покрытия кадра автофокусировочным модулем и неповоротный дисплей.
На сегодняшний день обе камеры предлагают самое высокое разрешение и детализацию изображения в своем классе (профессиональные малоформатные зеркальные камеры). При этом камеры разные.
D810 более универсальная камера:
- меньше разрешение (для универсальной камеры это можно рассматривать как минус, так и как плюс). Как следствие – меньше размер файлов, больше объем буфера для серийной съемки, шире диапазон светочувствительности;
- лучше автономность;
- больше возможностей по съемки видео.
EOS 5Ds узкоспециализированная камера:
- больше разрешение. Как следствие – больше детализация и возможность печати материалов большего размера;
- более отзывчивая работа автофокусировочной системы в условиях недостаточной освещенности.
Опубликовано: 23.11.2015
Автор: Кондратенко Андрей
Фотографии: Корень Андрей и Кондратенко Андрей.
http://photodzen.com/articles/reviews/bitva-titanov-canon-eos-5ds-vs-nikon-d810/