Как уже отмечалось ранее, анонс нового MacBook породил целый шквал противоречивых высказываний. Одни считают, что эта модель — вестник нового класса устройств, другие сетуют на непомерно высокую стоимость и отсутствие привычных разъемов на корпусе. Нечто подобное Apple уже проходила в недавнем прошлом, когда представляла похожую по концепции модель переносного компьютера — MacBook Air. За семь лет с момента выпуска сумевшего открыть новую рыночную нишу устройства вендоры ПК не только представили свой ассортимент подобных гаджетов, но и не раз попытались догнать и перегнать прародителя последних при поддержке самой Intel. О том, что из этого не вышло и почему — предлагаю поговорить в некоторого рода продолжении предыдущего материала.
Разумеется, выпячивать достоинства своей продукции на фоне якобы сдающего позиции конкурента — довольно неплохой ход с точки зрения массового сознания. Вопрос заключается в том, сколько времени остается до момента, когда подобная тактика набьет оскомину потребителю. Судя по успехам ультрабуков, критическая масса уже не за горами, ведь одним из самых популярных среди них, как это ни парадоксально, остается прародитель класса, а по совместительству главный конкурент — MacBook Air, к самой торговой марке Ultrabook не имеющий никакого отношения. В чем же причина такого положения дел, если в сегменте присутствуют действительно интересные варианты?
Думается, ответ достаточно очевиден — несмотря на возможное превосходство в сухих цифрах, желаемый уровень комфорта, которым славятся компьютеры Mac, здесь достигается далеко не всегда, ведь понятие user experience состоит не только из пресловутого “железа”, но и качества программного обеспечения, под управлением которого оно работает. В то время как Apple может контролировать большинство аспектов в работе операционной системы, ее конкуренты очень явным образом зависят от их главного поставщика ПО — Microsoft. Нечто похожее наблюдается и в стане Android, но в Google, в отличие от Редмонда, действительно прикладывают серьезные усилия для развития своей платформы.
Возможно, когда-то Modern UI действительно превратится в популярное направление дизайна, а принцип “все-в-одном” наконец нащупает золотую середину между универсальностью и удобством, но на сегодняшний день реализация идеи такова, что героически борющаяся за существование третий год кряду Windows 8 отчаянно силится достигнуть уровня популярности выпущенной 14 лет назад XP, и это не КВН, а суровая реальность. Сами же производители оказались в довольно неловком положении. С одной стороны, активно навязываемая им система с учетом приближающегося мажорного обновления уже особо не развивается и тянет за собой перспективные в принципе сегменты рынка. С другой — до новой версии еще как минимум квартал, при том что никаких гарантий её успеха также нет. И на фоне всего этого кто-то полагает, что при сходной ценовой политике агрессивный маркетинг заставит потенциального потребителя простить не то что разнобой “софта” и “харда”, но хотя бы меньшую автономность?
Высокая степень взаимной интеграции двух вышеупомянутых компонентов всегда будет оставаться ключевым преимуществом компьютеров Macintosh. Ранее я упомянул о похожей ценовой политике. Но ведь это не так, возразите вы — есть множество ультрабуков, которые стоят ощутимо дешевле, а при похожей цене могут быть даже производительнее (на бумаге, разумеется). Однако производство этих машин само по себе создало сегмент, в котором все, что оценивается выше среднего уровня, автоматически сравнивается с продукцией “яблочного” конкурента. Это было понятно еще в начале становления класса, когда Intel потребовала от производителей сохранить приемлемый ценник и смириться с определенными компромиссами при разработке. Как видим, пользы от этого не так уж и много — несмотря на возможную разницу в сотни долларов, MacBook Air, а иногда и младший Pro, зачастую продаются лучше, чем несколько моделей ультрабуков, взятых вместе. Вывод прост — навязчивые намеки вендоров на выгодную покупку привели к тому, что большинство рекламируемых таким образом продуктов не воспринимаются потребителем как самостоятельные устройства премиум-класса, которые он был бы готов приобретать по сравнимой с ноутбуками Apple стоимости. Массовый, не являющийся профессионалом со специфическими требованиями покупатель в общем случае попросту не понимает, за что именно он платит, выбирая более дорогую модель вместо более дешевой. Перестать же активно заниматься ценовой конкуренцией соперники не могут, и причиной тому не какой-то там альтруизм, а вполне прагматичный расчет — руководители осознают, что дороже определенного уровня эту продукцию элементарно перестанут покупать. В некотором роде утверждение справедливо и для самой Apple — в компании это подметили заранее и в течение нескольких лет подряд последовательно снижали стоимость самых популярных MacBook — базовых моделей Air, остановившись недалеко от iPad, но в рамках собственного ценообразования, выход из которых, из-за особенностей имиджа марки и рынка в целом, мог бы неоднозначно расцениваться потенциальными клиентами.
К тому же последним давно известно, что в суровом мире бизнеса ценой обычно продвигается не самый ходовой товар, остальные преимущества которого по тем или иным причинам недостаточно весомы в глазах покупателя. Отчасти и этим объясняется распространенность Mac в верхнем и средневысоком ценовых сегментах, ведущая, как это ни парадоксально, к новым потугам конкурентов доказать якобы лучшее, чем у Apple, соотношение между ценой и качеством компьютеров. Замкнутый круг, психологически играющий на руку Купертино, в котором в данной ситуации только выигрывают от собственного отсутствия на бюджетном рынке в его традиционном понимании. Не стоит забывать и о том, что при сравнениях не совсем корректно учитывать модели, которые могут похвастаться лучшими спецификациями, но уступают, например, по эргономике. Несмотря на некоторую субъективность этого критерия, более низкую стоимость такого аппарата едва ли можно записать в конкурентные преимущества, ведь для нее имеется слишком объективная причина, по которой его нельзя отнести в точности к тому же классу.
Конечно, в качестве “железного” аргумента можно привести доминирование ОС Windows на рынке компьютеров как таковых. Справедливо ли это утверждение в общем? Несомненно. Имеет ли оно смысл без соответствующего контекста? Вряд ли. Позиции Microsoft традиционно сильны в сегменте настольных компьютеров, но когда дело касается ноутбуков, стабильным ее лидерство можно назвать разве что среди решений до среднего уровня включительно, а также машин игровой направленности, хотя это уже несколько другая история. В большинстве же случаев, повторюсь, сравнимый с “яблочным” ценник автоматически превращает устройство в объект сравнения, и зачастую не в его пользу. Так уж сложилось исторически — одни назовут это феноменом, другие фанатизмом, однако реалии рынка таковы, что изменение правил игры в ближайшее время не то чтобы невозможно, но представляется крайне маловероятным.
Кроме того, есть еще один немаловажный момент. Можно долго, хоть до бесконечности, спорить о преимуществах той или иной платформы, но на стороне Mac всегда будет не только полюбившаяся многим OS X, но и возможность в любой момент установить на свой компьютер полноценную копию ОС Windows. Выходит, что, несмотря на несколько ограниченный набор опций для аппаратной кастомизации, ноутбуки Apple наделяют пользователя такой уважаемой в мире ПК свободой выбора программного обеспечения, которое с каждым днем играет все большую роль в индивидуальном опыте каждого пользователя.
Наверное, один из главных секретов успеха Apple заключается в том, что люди попросту хотят ее продукцию. Вещь может быть дорогой и даже в чем-то спорной, но если она будет приносить настоящее удовольствие от использования, потенциальный клиент не только купит ее по возможности, но и постарается сделать так, чтобы эта возможность у него появилась. Похожее часто происходит в кулинарной индустрии. Не такой уж и выгодный по итогам фастфуд может оставаться лидером в абсолютных цифрах, но ведь многие предпочтут брать на работу бутерброды из дома, чтобы на выходных пойти в хороший ресторан, где в уютной семейной атмосфере много лет подают не испорченную всяческого рода добавками вкусную еду, приготовленную по проверенным рецептам, а официанты относятся к вам как к дорогому гостю, а не еще одному безликому посетителю.
Конечно, прогнозировать что-либо в постоянно меняющихся условиях — занятие непростое, но покуда конкуренты будут продолжать кормить потребителя всухомятку (цифрами), не пытаясь понять или хотя бы перенять уют самого заведения (пользовательский опыт экосистемы Apple), у компании вряд ли появятся серьезные причины для беспокойства.
Алекс Морелло
http://appleinsider.ru/macbook/apple-ultrabuki-i-fastfud-chto-obshhego.html