Компания Xiaomi, название которой звучит на русском языке как «Сяоми»
— главный поставщик смартфонов в Китае и пятый крупнейший производитель в мире. Известная своей фирменной тактикой исключительно онлайн-продаж фирма до сих пор оперирует преимущественно в родном для себя регионе. Но скоро всё может измениться самым коренным образом — похоже, Xiaomi задумала масштабную экспансию на внешние рынки, в том числе американский. Приоритетный для корпорации Apple.
Детище Ли Джуна — явление, уникальное на мировой технической арене. Всего за пять лет компания превратилась из небольшого стартапа в акулу мирового телекоммуникационного бизнеса, а её основателя уже окрестили «китайским Стивом Джобсом». Впрочем, тому есть и более тривиальные причины: амбициозный предприниматель не скрывает своего искреннего (никакой иронии!) восхищения корпорацией Apple, и подражание гиганту с его легендарным основателем — важная часть политики Xiaomi. Китайским производителям, конечно, не привыкать к подобным вещам — так, на одной из презентаций фирма Meizu, также занимающаяся выпуском смартфонов, использовала в качестве своего «представителя»… главного дизайнера Apple сэра Джони Айва. Разумеется, переозвученного по-китайски.
«Яблочный» стиль в Xiaomi просматривается буквально во всём — начиная от оформления презентаций и манер генерального директора…
…и заканчивая «оригинальным» дизайном гаджетов.
Однако смех смехом, а расширение международной деятельности производителя, запросто реализующего более двух миллионов единиц своей продукции за сутки, явно насторожит даже самых беспечных мэтров. Разбирать перспективы Xiaomi, аппараты которой обычно работают под управлением ОС Android, было бы задачей другого ресурса, если бы не уже упомянутая «связь» компании с Apple. Так вот, пекинская фирма рассчитывает очень скоро стать ещё ближе к своему кумиру, и на сей раз это не фигура речи, а самая что ни на есть объективная реальность.
Соединённые Штаты Америки — настоящий монстр мировой торговли. Именно за этот очень активный в потреблении самых различных товаров регион борются гранды индустрии, и Хьюго Барра, заведующий международной деятельностью Xioami, делится кое-какими мыслями на счёт международного развития:
В настоящее время наша компания уже ведёт переговоры с контрактными производителями в Бразилии, дабы решить проблему высоких таможенных пошлин на товары иностранного производства в этой стране. На очереди — США, где мы планируем реализовывать наушники и прочие аксессуары, включая фитнес-браслеты Mi Band. Открытие американского онлайн-магазина произойдёт, вероятно, до конца 2015 года.
Конечно, истинная опасность, которую представляет собой фирма из Поднебесной, заключается в её планах по захвату американского рынка. И здесь мы видим первый важный нюанс: несмотря на то, что её соотечественники по разным оценкам вкладывают в заокеанскую индустрию порядка миллиарда долларов ежегодно, Xiaomi пока что не собирается соперничать с гигантами на прибыльном поле смартфонов. Решение вполне логичное — заставить переборчивого западного пользователя сразу отказаться от любимого iPhone ради свежеприбывшей азиатской марки на данном этапе может оказаться непосильной задачей. Позиции китайских вендоров обычно наиболее прочны на рынках, где определяющую роль в популярности того или иного продукта играет гибкое ценообразование. К таковым можно отнести большинство развивающихся стран, таких как уже упомянутая Бразилия и государства Латинской Америки. Кроме того, постепенно продвигаются китайцы и в Восточной Европе, в частности в СНГ. В качестве примера можно отметить Украину, где резкое обесценивание национальной валюты привело к снижению спроса на дорогие импортные товары, в том числе и потребительскую электронику верхнего ценового сегмента. Как следствие, местные ритейлеры активно продвигают китайские бренды, стоимость продукции которых в условиях роста цен зачастую не переходит психологических для покупателя границ. Нечто подобное, хотя и с меньшим размахом, иногда происходит и в России — снижение курса рубля подтолкнуло и без того высокую планку официального ценообразования, что опять же повышает привлекательность китайских товаров в глазах многочисленной аудитории.
В свою очередь, очевидную причину востребованности этих рынков для самих вендоров достаточно точно описывает Маргарет Майерс, руководитель различных программ, нацеленных на сближение стран Латинской Америки и Китая:
Что делает их (рынки) привлекательными для китайских производителей? Безусловно, величина прослойки, относящейся к более-менее среднему классу. Такие покупатели сильно заинтересованы в различной потребительской электронике, а особенно в той, что не будет дорого стоить.
И правда — оцененный в 300 долларов США смартфон вроде Mi 4 может запросто обеспечить Xiaomi серьёзную фору не только в своём сегменте, но и с точки зрения психологии. Бразилия и Индия же, между прочим, по данным аналитической компании GSMA, являются третьим и четвёртым по величине рынками для смартфонов в мире, и местных покупателей, в отличие от привыкших к дорогим решениям американских, будет намного проще склонить на свою сторону.
Однако рыночная специфика — не самая большая проблема для Xiaomi. Главная сложность, с которой может столкнуться дерзкий новичок в США, лежит в правовом поле, что и неудивительно. Будучи совсем молодым предприятием, Xiaomi не обладает сколько-нибудь сравнимым с лидерами патентным портфелем, и без должной защиты своей интеллектуальной собственности (а таковая ведь имеется, правда?) компания быстро станет лёгкой добычей всевозможных «патентных троллей». Кроме того, умеющие находить сходство в куда менее очевидных случаях юристы той же Apple справедливо не дадут бренду сколько-нибудь продвинуться вперёд, не превратившись попутно в завсегдатая судебных заседаний. А ведь купертиновцы здесь будут явно не одни — в декабре 2014 года легендарная Ericsson уже спорила с Xiaomi в Индии за разработки в области беспроводных подключений. Что произойдёт на тесном американском рынке, где помимо вышеупомянутых игроков оперируют десятки крупных держателей патентов, в том числе Google, приобретшая недавно солидный портфель патентов Motorola Mobility, сложно даже представить.
Любопытно, но в то время, как Xiaomi размышляет над способами завоевания сердец и кошельков жителей капиталистического Запада, Apple уже закрепилась на первом в мире по объёму и очень важном для неё китайском рынке. Согласно информации из Купертино, продажи iPhone в этом регионе увеличились почти на две трети, что косвенно подтверждается рекордными финансовыми показателями компании, и американский гигант, несмотря на те или иные трудности, пока не встретил настоящего сопротивления со стороны тамошних игроков. Снова же, сюрпризов здесь никаких: осознавая возможную опасность для национальных производителей, китайские власти время от времени пытаются ограничивать внутреннюю деятельность иностранного бизнеса, однако местным воротилам попросту нечего противопоставить такой компании, как Apple, учитывая повсеместное копирование её продукции.
Подводя итоги хочется сказать, что у новичков вроде Xiaomi порой получаются действительно неплохие аппараты. Проблема в том, что заимствование идей, которым занимаются практически все игроки в той или иной степени, нужно отличать от любимого китайцами копирования как готовых продуктов, так и самих концепций. За любым серьёзным игроком стоят годы творческих поисков, и та же Apple сделала массу проб и ошибок, пока дизайнеры компании выработали свой узнаваемый во всём мире стиль. Пока что китайцы сосредоточились на повышении качества своей продукции, и прочие нюансы, покуда такая деятельность не выходит за рамки закона, их волнуют мало. Очевидно, что подобная тактика быстро изживёт себя с полноценным выходом Xiaomi на международную арену, однако главный момент, как думается — сможет ли компания перейти от постоянного копирования к преимущественно собственным идеям и, как следствие, обзавестись самобытным имиджем и оригинальной продукцией с уже достигнутой планкой качества. От ответа на этот вопрос вполне может зависеть будущее индустрии, ведь если «китайскому Джобсу» действительно удастся найти свой собственный вектор и предложить миру нечто новое за пределами бюджетного класса, консервативная политика нынешних лидеров может запросто сыграть на руку их молодым, но очень решительным конкурентам.
Алекс Морелло
http://appleinsider.ru/iphone/apple-i-xiaomi-novye-gorizonty.html